Пантомима.Дивертисмент

  • docx
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Слушание музыки Пантомима. Дивертисмент.docx

Тема :Пантомима. Дивертисмент                          

1. Организационный момент.

2. Опрос по теме прошлого урока:

3. Новая тема:

 Давайте вспомним, какие произведения, с которыми мы уже познакомились, написаны на сказочный сюжет.

 М.И. Глинка «Руслан и Людмила»; Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». С.С. Прокофьев «Золушка».

* Из всех перечисленных произведений одно относится к балету. Какое? Правильно. Это балет «Золушка» С.С. Прокофьева.

 Что вы знаете о балете

*Балет – это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись музыка, хореография, драматическое искусство Здесь не поют и даже ничего не говорят. Здесь танцуют! Сегодня вы узнаете много нового о балете

Вы пришли в театр посмотреть спектакль – балет. Вы удобно устроились в креслах, зазвучала музыка, открывается занавес, выходят танцоры. Двигаются они просто замечательно, а сцена не оформленная. Будет ли вам интересен спектакль?

Чтобы спектакль был зрелищным, нужно красиво и умело украсить сцену. Её оформляют в соответствии с сюжетом. Для балетных постановок необходимы произведения архитектуры, скульптуры (различные колонны, статуи), живописи и сценическое освещение.

Запишем новое слово – декорации – украшение сцены

Мы вновь возвращаемся к нашему спектаклю. Теперь сцена красиво оформлена. Мы продолжаем смотреть спектакль и внимательно приглядываемся к нашим танцорам. И вдруг замечаем, что их лица скучны и ничего не выражают. Интересно ли нам будет смотреть такой спектакль?

Мы бы даже и не поняли сюжета, не поняли, как герои относятся друг к другу, какие они испытывают чувства в тот или иной момент.

Но эта проблема была решена, и теперь актёры своими движениями, жестами и взором поясняют всё, чтобы слушателю был понятен сюжет. Одним словом, это пантомима – немая игра актёров, язык выразительных жестов, мимики и телодвижений  

4. Хочу вам предложить изобразить пантомиму:

а) чувство гнева;

б) чувство радости;

в) чувство страха;

г) волнение.

Возможен вариант – игра «Мимика»: преподаватель даёт каждому ребёнку задание (говорит на ушко) – изобразить какую-либо мимику. Ребёнок показывает – остальные угадывают.

Например: злость, радость, мечтательность, печаль, удивление, разочарование, отвращение.

5. Таким образом, можно вывести формулу, что же такое балет:

БАЛЕТ= музыка + танец и пантомима + декорации

6. Чтобы не заблудиться в большом спектакле, надо знать, что любой большой спектакль состоит из маленьких номеров и танцев, номера соединяются в сцены (сцена в лесу, сцена в доме и т.д.), а сцены объединяются в действия – акты. Между действиями есть перерывы – антракты. А в начале спектакля, как правило, звучит увертюра (что в переводе с французского означает «открывать»)

7. Поговорим о людях, которые создают балет:

Кто пишет музыку к балетам?

Кто её исполняет?

Кто рисует декорации?

Кто ставит танцы артистам?

Балетмейстер – режиссёр балетного спектакля

8. Переходим к знакомству с музыкой балета и добавим в нашу копилку ещё одно произведение на сказочный сюжет.

? Скажите, в какой сказке происходит интересное событие на Рождество?

! Это сказка «Щелкунчик». Русского композитора П.И. Чайковского очень увлёк сюжет сказки, поэтому он сочинил музыку к балету «Щелкунчик»

? С какими произведениями гениального русского композитора П.И. Чайковского вы уже знакомы?

! Сборник пьес для фортепиано «Детский альбом». Вспомним главных героев сказки «Щелкунчик и мышиный король», а также её сюжет.

Перенесёмся во 2-й акт и послушаем несколько танцев из Дивертисмента. Дивертисмент рисует картину бала, праздника. Это ряд танцев развлекательного характера, обычно не связанных с сюжетом

Итак, Мари с принцем отправляются в его необыкновенный город – Конфитюренбург. Их приветствуют жители сладкого городка, у каждого свой танец: Китайский танец («Чай»), Арабский танец («Кофе»), Танец пастушков, Танец Феи Драже, Марш.  

До прослушивания вам дано следующее задание:

а) определить характер каждого танца, пользуясь предложенными эпитетами;

б) попробовать определить инструмент или группу инструментов, которые солируют в том или ином танце.

Слушаем: П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Дивертисмент из 2-го действия  

 Вам понравилась музыка танцев?

Ответы учащихся:

а) Китайский танец – шутливый, озорной

Арабский танец – мрачный, серьёзный

Танец пастушков – подвижный, задорный

б) Китайский танец – фагот с флейтой

Арабский танец – струнные инструменты

Танец пастушков – три флейты

Танец Феи Драже – челеста

Марш – труба

Челеста – звук, как мягкий колокольчик. По-итальянски означает – «небесный». Челеста похожа на маленькое пианино, но молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинкам. Она изобретена во Франции в 1886 году. Это клавишный ударный инструмент. Его используют для создания поэтичных и возвышенных музыкальных образов, как, например, в Танце Феи Драже

9. Просмотр Дивертисмента на видео.

10. Закрепление пройденного материала:

Сегодня на уроке вы услышали много новых слов. И для того чтобы определить, как вы усвоили тему «Балет», вам будут предложены карточки, в которых вы галочкой отметите те слова, которые имеют отношение к балету. И затем мы все вместе проверим ваши работы.

Раздаются карточки со следующими словами:

Ансамбль Интродукция Па-де-де

Антракт Каватина Пантомима

Ариозо Кордебалет Увертюра

Ария Лейтмотив Хор

Декорации Либретто Хореография

Монолог Дивертисмент Балетмейстер

Дирижёр Оркестр Эпилог

10. Домашнее задание: Сделать рисунок к любому фрагменту балета «Щелкунчик».