XII конкурс исследовательских работ и проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» (в рамках Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»)
Тема: «Параллели в современном искусстве татарских,башкирских и осетинских художников»
Дауев Али-Бек МБОУ СОШ №38, РСО-Алания, г. Владикавказ 2 класс
Научный руководитель:
учитель начальных классов высшей категории
г. Владикавказ, 2017/2018 учебный год |
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….…....2
Основная часть…………………………………………………………………………..……3-6
1. Этнический компонент в творчестве художников
2. Ринат Миннебаев-башкирский художник
3. Аслан Дзиов – заслуженный художник республики Северная Осетия-Алания
4. Рашит Сафиуллин- татарский художник
Заключение……………………………………………………………………………..............7
Библиографический список………………….…………………............................................8
Мультимедийная презентация к проекту
ВВЕДЕНИЕ
Меня зовут Али-Бек Дауев. Я учусь в школе № 38 во 2 классе. Мое сегодняшнее исследование связано с давним интересом к творчеству представителей изобразительного искусства трех различных этнических культур - Татарстана, Башкортостана и Северной Осетии.
Я поставил перед собой цель: выявить схожесть между художниками, которые представляют разную национальную культуру.
Для достижения этой цели я выдвинул ряд задач:
1)собрать информацию.
2) изучить литературу по данной теме.
3) сделать выводы по теме.
Я считаю, что выбранная мною тема актуальна и социально значима, так как история народа отражает культуру, самобытность и достижения человечества.
Под руководством моего классного руководителя я проанализировал и составил план работы над изучаемой темой.
Работая над данной темой, я прочил много тематического материала, общался с представителями разной национальной культуры.
Гипотеза моего исследования: доказать схожесть между художниками, представляющих разную культуру.
Объект исследования: художники Татарстана, Башкортостана и Северной Осетии.
Предмет исследования: картины различных художников
Методы исследования: сравнения, анализ, обобщение.
Исследовательская работа относится к теоретическим исследованиям.
Надеюсь своей работой заинтересовать представителей не только моего народа, но и людей других национальностей.
Начав эту работу, заметил, что в современном искусстве произведения, исполненные в реалистической манере, соседствуют с работами символико-мифологического или модернистского характера. Трансформируя опыт мирового искусства, современные башкирские, татарские и осетинские художники, тем не менее, очень бережно относятся к своей традиционной культуре, где не все поддается модернизации. Отсюда идёт декоративная, пластическая выразительность их работ, эмоциональность, окрашенная глубоким чувством уважения к традициям предков.
В последние годы особый подъем испытывает декоративно-прикладное искусство, как Башкортостана, Татарстана, так и искусство Северной Осетии. На мой взгляд, это закономерно и очень важно для каждого народа и мировой культуры в целом, так как вклад уникального этнического пазла в общую картину мира обогащает ее палитру.
В ходе исследования были выявлены общие особенности в произведениях художников Башкортостана, Татарстана и Северной Осетии. Например, отстраненность от социальной проблематики (современное искусство в данных республиках продолжает оставаться в границах «чистого искусства», не связанного с проблемами повседневной реальности - политическими, экономическими), избегание «модных» тем. «Вместе с тем, в произведениях казанских, уфимских, владикавказских художников нашли свое воплощение классические для постмодернистского искусства черты - смешение элементов разных стилей, смысловая многослойность, кодированность, цитатность, ироничность. Их работам характерны плоскостность, декоративность, условность изобразительного языка.»
В целом, в исследовании выявлено общее стремление к межвидовому синтезу, проявляемое, в том числе, и в тяге к чрезмерной объемности, фактурности в живописи и графике. Примером, подтверждающим эту тенденцию, являются графические работы Рината Миннебаева, РашитаСафиуллина и Аслана Дзиова.
Процесс сближения различных видов искусств в период постмодернизма способствовал тому, что различные способы фактурной обработки поверхности произведения, такие, как коллажные вклейки, прежде употребляемые преимущественно в живописи, стали с успехом применяться и в графике, делая графические листы более объемными и выразительными. Принцип внедрения в грунт различных предметов,применяет в своих графических коллажах, например, Р.Миннебаев, вдавливая в бумажную массу кусочки керамики, наклеивая на поверхность листа ткань, кожу, мелкие монеты и т. п., что-то подобное обнаружил в творениях А.Дзиова, где органично «трудятся» для общей композиции булавки, спички, нитки и т.п.
Этнический компонент в творчестве художников и Башкортостана и Татарстана и Северной Осетии основывается на приверженности к архаической древности, где каждый элемент - знак, символ, зазвучавший с новой силой и наполненный новыми прекрасными смыслами.
Казанские художники более традиционны в выборе пластических средств выражения, предпочитая для своих экспериментов станковую живопись и объект. Уфимские и владикавказские художники больше работают в графике, коллаже и декоративно стилизованной живописи.
«Ринат Миннебаев - башкирский художник, находящийся в фазе активного творчества и развития. Он активно осваивает новые технологии, новые изобразительные системы, новые смысловые ассоциации.
Для него жизнь - это путешествие во времени и пространстве, это большое кочевье к последнему морю, в котором изобильные луга сменяются пустынями, горами, лесами, реками и иными препятствиями. Чтобы понять направление своего пути, надо познать прошлое своего народа, истоки его культуры»
«Основные методы самоидентификации - это погружение и реконструкция. В своих погружениях во время Ринат ощущал себя и первобытным жителем Южного Урала, художником Каповой пещеры, и протоарийским всадником; Аркаима, и скифо-сарматом, и древним тюркским кочевником. Он прислушивается ко всему, что сохранила память земли.
Было бы неверно считать его просто созерцателем, домашним интуитивистом. Потомок древних номадов, он часто в пути - не только в художественном, но и в реальном пространстве. Он участник многих археологических, этнографических и арт-экспедиций по Южному Уралу, Хакасии, Тыве, Бурятии, Монголии, Киргизии. Реальные археологические и ландшафтные впечатления лежат в основе его погружений и художественных реконструкций. На этом опыте основана лаконичность и пластическая выразительность его архео-арта в технике бумаги ручного литья. В отличие от ряда зарубежных и московских художников, использующих формальную красоту бумажной фактуры, Ринат увидел другую особенность материала - способность передавать и сохранять ощущение времени. "Терракотовые" фактуры его авторской бумаги несут в себе целые пласты исторических ассоциаций. Силовые линии древних эпох пробиваются в наше время, в наше сознание. Тема архаики звучит также и в традиционной печатной графике художника, в особенности в серии "Мегалиты" и в новой цифровой серии "Терра". Ринат, несомненно, художник времени, исторического, номадического времени».
Аслан Дзиов - заслуженный художник республики Северная-Осетия Алания, график и живописец, художник-постановщик, также как Ринат увлекается археологией. В уютной мастерской Дзиов творит, искусно и проникновенно играя черным и белым цветами, в пропахших красками цехах Осетинского театра выполняет незримую для зрителя, но важнейшую для качественного спектакля работу заведующего бутафорским цехом, а в увлекательных археологических раскопках «подзаряжается энергетически».
В многочисленных измерениях Аслан не теряется. Напротив, разнообразие профессий и увлечений позволяет освежить взгляд, подумать, почувствовать, «переключиться». (В. Туганов)
По словам искусствоведа Зары Газдановой, «будучи современных художником, Аслан Дзиов прекрасно осознает, сколь велики и незыблемы традиции осетинской культуры, что памятники кобанской бронзы не имеют в мире равных, и что современным осетинским художникам есть на что опереться. Сам Аслан в своих работах умеет сохранять чувство национального, не прибегая к внешней атрибутике, указующим деталям, орнаменту. Национальное у него в крови: в типажных характерах-образах, лаконичности изобразительного языка».
«Миф и космос, гармония и хаос, боги и люди, добро и зло – вглядываясь в глубины всего этого, художник предельно честен и с аудиторией, к которой обращено его творчество, и с самим собой. Ироничен, дерзок, задумчив, фантасмагоричен, подчас – печален, но в каждом своем графическом листе широко и доверительно распахнут навстречу зрителю…».
Не менее интересным и уникальным представителем татарского искусства 20-го столетия по праву считается невероятно разнообразный в своих творческих поисках - Рашит Сафиуллин - «на все художества» мастер: живопись, графика, декор, книги, театра, кино, анимации, дизайн.
Рашит Сафиуллин - художник-постановщик в фильме "Сталкер" Андрея Тарковского - создаёт наиболее удачное визуальное решение фильма, которое помогает раскрыть непростой замысел гениального режиссёра и даёт нужный эмоциональный настрой.
Он явился участником проекта "Музей А.С. Пушкина на Арбате", художником спектакля "Гамлет" (Ленком), "Сон в летнюю ночь".
«Но начался Сафиуллин-художник, всё же, традиционно с детства. Мама зарабатывала вышивкой, жили в деревне Альметьево до того, как там обнаружили «чёрное золото». Драгоценностью для мальчика стали цветные нитки, замысловатые узоры вышивки и красивые наклейки, которыми в деревне любили обклеивать домашнюю утварь. Пестротой всего этого добра можно было любоваться часами….. Рашит Сафиуллин рисовал и рисует памятки-картинки, и в технике графики, и маслом, и эмалью по металлу, в керамике».
«Художник Сафиуллин, по сути, и на самом деле, не рисует, а пишет. Пишет рассказы. Да-да, рассказы. Посмотрите, вглядитесь, наверняка своё собственное повествование не запоздает» - рассказывают о нем коллеги. «Такие мастера не просто занимают особое место в истории культуры, но пребывают вне Времени и Пространства».
Сопоставление художественного творчества различных на первый взгляд культур, в процессе исследования, позволило заметить много общего, что в полной мере демонстрирует взаимосвязь этих древних народов и их уникального изобразительного искусства, которое во все времена сплачивало и обогащало даже очень разные народы.
Литература:
1. Рашит Сафиуллин: Я как тот мужик, у которого крылья выросли. Автор: Хава ТОР. Великая Эпоха (The Epoch Times, Израиль) | 2014-03-04
2. Цвет расслаивает пространство. Графика. Художник Рашит Сафиуллин. Среда, 18 Марта 2015 г. 06:04 + в цитатник
3. Аслан Дзиов: Человек должен заставлять себя верить в завтрашний день. 28.07.2014. Галина Камболова
4. . Мадина Тезиева. «Созвездие Тельца» Аслана Дзиова» Опубликовано в «Культура Осетии». 4.10.2017
5. «Трехмерное измерение Аслана Дзиова». В.Туганов «Северная Осетия», 12.08.2013
6. Copyright © 2009 - 2012 Рашит Сафиуллин.
7. Рашит Сафиуллин: «Мой диалог с Тарковским все еще продолжается…»
8. Олег Иванов Ольга Юхновская. 17 января 2016 | Культура Авторы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.