Эта работа написана для учащихся, желающих несколько расширить свои знания, с тем. чтобы лучше подготовиться к выпускным экзаменам по математике в 9-ом классе.Так же данный материал можно использовать для подготовки к урокам алгебры в 8 -ом классе при изучении темы "Квадратные уравнения" и "Квадратные уравнения с параметрами".В данной работе рассмотрены и решены квадратные уравнения с параметрами и уравнения, сводящиеся к квадратным.Так же даны уравнения с ответами для самостоятельного решения. Материал можно использовать при подготовке к урокам алгебры в 8-ом классе, при подготовке к выпускным экзаменам в 9-ом классе.
Параметр в уравнениях 8-ого класса..docx
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Методические рекомендации.
Солодовникова Галина Николаевна, учитель
математики
МБОУ Школа №16 город Саров, Нижегородская
область.
«Задачи с параметрами незаменимое средство для тренировки логического
мышления».
Данный материал можно использовать на уроках алгебры в 8ом классе , на
дополнительных занятиях по математике в 8ом, 9ом классах, для подготовки к
выпускным экзаменам в 9ом, 11ом классах.
Занятие 1.Квадратные уравнения с параметрами.
Уравнение вида m x2
только от параметров, и m≠0, называется квадратным уравнением
относительно х.
+pх+g=0, где хнеизвестное, m,p,gвыражения, зависящие
Рассмотрим и решим квадратные уравнения, в которых старший коэффициент не
содержит параметр.
Предлагается на первом занятии рассмотреть решения уравнений в сравнении.
Уравнения, не содержащие параметр.
1.Решите уравнение: x2
Решение.
х= ± √9 , х= ± 3.
Ответ. х= ± 3.
= 9.
2.Решите уравнение: 4 x2
Решение.
1= 0.
= а.
Уравнения, содержащие параметр.
1.Решите уравнение: x2
Решение.
Если а > 0, то х = ± √а ;
если а=0, то х=0;
если а < 0, то корней нет.
Ответ. При а > 0 х = ± √а ;
при а=0 х=0;
при а < 0 корней нет.
2.Решите уравнение: 4 x2
Решение.
а = 0.
1 4 x2
х2
=1,
1
4 ,
=
х = ±√ 1
4 ,
1
2 .
х= ±
Ответ. х= ±
1
2
4 x2
х2
= а,
а
4 ,
=
а
4 > 0,т.е. а > 0,то х= ± √а
4 ,
√а
2 ;
если
х= ±
если а=0, то х=0;
если
а
4<0 , т.е. а < 0, то уравнение не
имеет корней.
√а
2 ;
Ответ. При а > 0 х= ±
при а= 0 х=0;
при а <0 корней нет.
3.Решитеуравнение:х2 +3х=0.
Решение.
х∙(х+3)=0,
х=0 или х= 3.
Ответ. х=0; х= 3.
3.Решитеуравнение:х2 +а∙х=0.
Решение.
х∙(х+а)=0,
х=0 или х= а.
Ответ. х=0; х= а.
4.Решитеуравнение:х2 +3х2=0.
Решение.
Найдем дискриминант уравнения:
D=9+8= 17> 0,
уравнение имеет два различных корня
х ¿
−3±√17
,
2
4.Решитеуравнения:1.х2 +3∙ха=0;
2. х2
+а∙х2=0.
+ 3∙х а=0.
1. х2
Решение.
Найдем дискриминант уравнения:
D=9+4а;
Рассмотрим три случая: D> 0, D=0, D<0.
2 Ответ. х=
−3−√17
2
; х=
−3+√17
2
.
1) если D>0, т.е. 9+4а>0, а>
9
4 , то
уравнение имеет два различных корня
−3±√9+4а
2
;
х=
2) если D=0, т.е. 9+4а=0, а=
−9
4 , то
уравнение имеет один корень (или два
одинаковых) х=
−3
2 ;
3) если D < 0, т.е. 9+4а< 0, а<
9
4 , то
уравнение не имеет корней.
Ответ. При а >
при а=
−9
4 х=
9
4 х=
3
2 ;
при а <
9
4 корней нет.
−3±√9+4а
2
;
+ а∙х 2=0.
2. х2
Решение.
Найдем дискриминант уравнения:
D= а2
уравнение имеет два различных корня х=
−а±√а2+8
+8 > 0 при любом значении а, значит
Ответ. х=
2
.
−а±√а2+8
2
.
+ 2∙x + 9=0 .
5.Решите уравнение х2
Решение.
Найдем дискриминант уравнения:
D= 436= 32 < 0, уравнение не имеет
корней.
5. Решите уравнение х2
Решение.
Найдем дискриминант уравнения:
D = а2
− 36.
+ a∙x + 9 = 0.
3 Ответ. Нет корней.
D = (a − 6) ∙ (a + 6).
Рассмотрим три случая:D > 0, D=0,
D <0.
1)D> 0, т.е. (a − 6) ∙ (a + 6)>0. Произведение
двух множителей больше нуля, если оба
множителя или положительны, или
отрицательны.
Составим и решим две системы:
1.{а−6>0,
а+6>0;
{ а>6,
а>−6; а> 6 .
2. {а−6<0,
а+6<0;
{ а<6,
а<−6; а< 6 .
Итак: если а> 6 или а< 6, то уравнение
имеет два различных корня
2
.
−а±√а2−36
х=
2) D=0, т.е. (a − 6)∙(a + 6)=0,
а6=0 или а+6=0, а=6 или а= 6.
Итак: если а= ± 6, уравнение имеет один
корень (или два одинаковых корня)
−а
2 .
х =
3) D < 0.т.е. (a − 6) ∙ (a + 6) < 0.
Произведение двух множителей меньше
нуля, если они разного знака.
Составим и решим две системы:
1.{а−6>0,
а+6<0;
{ а>6,
а<−6; система не имеет решений.
4 2. {а−6<0,
а+6>0;
{ а<6,
а>−6; 6 < а < 6.
Итак: если – 6 < а < 6, то уравнение не
имеет корней.
Ответ.При а < 6; а>6 х=
при а= ± 6 х =
−а
2 ;
−а±√а2−36
2
;
при – 6 < а < 6 корней нет.
Задания для самостоятельной работы.
1.Решите уравнения в зависимости от параметра а.
а) х2
+ а = 0,
б) х2
+ х+ а = 0.
2.При каких значениях а уравнение имеет два равных корня:
а) 4х2
+ ах+ 1= 0,
б) х2
+ 5х+ а= 0.
Занятие №2.Квадратные уравнения с параметрами (продолжение).
На 2ом занятии рассмотрим уравнения, содержащие параметр в коэффициенте
при x2
.
1.Найдите корни уравнения в зависимости от параметра m:
m х2
+3m∙x (m+2) =0 (1).
5 Решение.
Уравнение имеет смысл при любых действительных значениях параметра m, но
является квадратным только при m≠0.Найдем корни уравнения в зависимости от
параметра m.
1. При m=0 уравнение примет вид: 0∙ х2
+3∙0∙x2 =0, 0∙х=2 ,корней нет.
2.При m≠0 уравнение является квадратным.
Наличие корней и сами корни зависят от значения дискриминанта.
Найдем дискриминант данного уравнения.
3m
¿
¿
¿
D=
4∙m∙ ( (m+2)) =9 m2
+4 m2
+ 8m =13 m2
+ 8m.
1)найдем значения m, при которых D=0, решив уравнение 13 m2
+ 8m =0,
m ∙(13m +8) =0,
m=0 или m=
8
13 .
Итак: при m=0 корней нет; при m=
8
13 уравнение имеет один корень (или два
одинаковых)
−3m
,
2m
х=
3
2 .
х=
2)найдем значения m, при которых D ¿0,решив неравенство 13 m2
+8m > 0,
m ∙(13m +8) >0,
{ m>0,
13m+8>0; (*) или { m<0,
13m+8<0; (**)
6 Решение системы(*) m>0,
Решение системы(**) m<
8
13 .
(Если ученики умеют решать неравенства методом интервалов, то предпочтение
нужно отдать именно этому методу).
Итак: при m<
8
13 или m> 0 D >0,а значит уравнение (1) имеет два различных
корня
−3m±√13m2+8m
2m
.
х=
3) найдем значения m, при которых D ¿0,решив неравенство 13 m2
+8m < 0,
m ∙(13m +8) <0
{ m>0,
13m+8<0; (*) или { m<0,
13m+8>0; (**)
Система (*) решений не имеет.
Решение системы(**)
8
13 < m <0.
Итак: при
8
13 < m < 0 D< 0 , уравнение (1) корней не имеет.
Ответ. При
8
13 < m ≤0 корней нет;
при m=
8
13 х=
3
2 ;
при m>0, m <
−8
13 х=
−3m±√13m2+8m
2m
.
2.Решите уравнение в зависимости от параметра к.
7 2∙(к+1)x + 2к4 =0 (2).
(к+5)∙ x2
Решение.
Уравнение имеет смысл при любых действительных значениях параметра к, но
является квадратным только при к+5≠0. Найдем корни уравнения в зависимости
от параметра к.
1. При к+5=0, т.е. к= 5 уравнение примет вид: 0∙ х2
2∙( 5 + 1)∙x+2∙(5)4 =0,
8х 14 =0 ,
получили линейное уравнение, корнем которого является число
7
4 .
2.При к≠ – 5 уравнение(2) является квадратным.
Наличие корней и сами корни зависят от значения дискриминанта.
Найдем дискриминант данного уравнения.
2(к+1)¿2
¿
D=
4∙ (к+5) ∙ (2к4) =4 к2
+8к+44∙ (2 к2
4к+10к20) =
=4 к2
+8к+4 4∙(2 к2
+6к20) =4 к2
+8к+48 к2
24к+80=4 к2
16к+84.
1)найдем значения к, при которых D=0, решив уравнение 4 к2
16к+84=0.
Разделив обе части уравнения на ( 4), получим уравнение к2
+4к21=0,
его корни к= 7, к=3.
Итак: при к=7, к=3 уравнение(2) имеет один корень (или два одинаковых)
2(к+1)
2(к+5)
,
х=
к+1
к+5 .
х=
2)найдем значения к, при которых D ¿0,решив неравенство 4 к2
16 к+84> 0.
8 Разделив обе части неравенства на (4),получим неравенство к2
+4к21<0.
Разложив на множители левую часть, получим неравенство (к+7)∙(к3)<0.
Решив это неравенство либо с помощью совокупности двух систем, либо методом
интервалов, найдем, что при 7< к <3 D>0 , уравнение (2) имеет два различных
корня
2(к+1)±√−4к2−16к+84
2(к+5)
.
х=
Вынесем за знак корня множитель 2 и сократим дробь.
Получим х =
(к+1)±√−к2−4к+21
к+5
.
3)при к<7, при к>3 D<0, уравнение (2) не имеет корней.
Ответ. При к=5 х=
7
4 ;
при к<7; к>3 корней нет;
при к=7 , к=3 х=
к+1
к+5 ;
при 7< к <3 ,к≠5, х=
(к+1)±√−к2−4к+21
к+5
.
Задания для самостоятельной работы.
1)Решите уравнение отностительно х.
(к5)∙ x2
+3к∙x –(к5) =0 .
Ответ. При к=5 х=0; при к≠5 х=
к−5
¿
¿
¿2
9к2+4¿
−3к±√¿
¿
.
9 2) найдите все значения а, при которых уравнение (2а 1)∙ x2
+2х1=0
имеет два действительных различных корня.
Ответ. При 0 <а <
1
2 ; а>
1
2 .
3) найдите все значения а, при которых уравнение (3а5)∙ x2
(6а2)х+3а2=0
Не имеет действительных корней.
Ответ. При а< 0.6.
Занятие №3. Дробнорациональные уравнения с параметрами, приводимые к
квадратному.
На третьем занятии рассмотрим уравнение, содержащее параметр в
знаменателе дроби и приводимое к квадратному.
1.Решите уравнение в зависимости от параметра а.
х
а∙(х+1)
2
х+2 =
3−а2
а∙(х+1)∙(х+2).
Решение.
Приведем уравнение видудробь равна нулю.
Перенесем члены уравнения из правой части в левую.
х
а∙(х+1)
2
х+2
3−а2
а∙(х+1)∙(х+2). =0
Приведем дроби к общему знаменателю а∙(х+1)(х+2).
х(х+2)
а∙(х+1)(х+2) –
2а(х+1)
а(х+1)(х+2)
–
3−а2
а∙(х+1)∙(х+2). =0.
Выполнив указанные действия, получим уравнение:
10 х(х+2)−2а(х+1)−(3−а2)
а∙(х+1)(х+2)
=0.
Упростим числитель дроби, умножив одночлены на многочлены и приведя
подобные слагаемые.
x2+2х−2ах−2а−3+а2
а(х+1)(х+2)
=0,
x2+2(1−а)х+(а2−2а−3)
а(х+1)(х+2)
=0.
Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель при этом не равен
нулю.
1.Условие существования дроби: а∙(х+1∙)(х+2)≠0, т.е. х≠1,х≠2,а≠0.
2.Числитель равен нулю, если
а2
x2+2(1−а)∙х+¿ 2а3)=0 (*).
Получили квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом, содержащее
параметр.
Найдем
D
4 .
а2
(1−а)2−1∙¿ 2а3)=12а+ а2
а2
+2а+3=4>0,не зависит от параметра
D
4 =
а.
Уравнение (*) имеет два различных корня:
−(1−а)±√4
1
х=
,т.е. х=а+1 или х=а3.
3.Важно! Среди полученных корней могут быть и посторонние, а именно те, при
которых (х+1) (х+2) обращается в нуль.
Выясним, при каких значениях а полученные корни (или один из них) принимают
значения ( 2) или (1) и как при этом ведет себя другой корень.
11 1.Рассмотрим первый корень х=а+1.
1)х=а+1=2 при а=3, при этом второй корень х=а3=33=6;
2)х=а+1=1 при а=2, при этом второй корень х=а3=23=5.
2.Рассмотрим второй корень х=а3.
1)х=а3=2 при а=1 , при этом первый корень х=а+1=1=1=2;
2)х=а3=1 при а=2, при этом первый корень х=а+1=2+1=3.
Итак, при а=0 исходное уравнение не имеет смысла;
при а=3 уравнение имеет один корень х=6;
при а=2 уравнение имеет один корень х=5;
при а=1 уравнение имеет один корень х=2;
при а=2 уравнение имеет один корень х=3;
при а≠0, а≠3, а≠2, а≠1, а≠2 уравнение имеет два корня х=а+1, х=а3.
Ответ.
При а≠0, а≠3, а≠2, а≠1, а≠2 х=а+1, х=а3;
при а=3 х=6; при а=2 х=5; при а=1 х=2;
при а=2 х=3.
Задания для самостоятельной работы.
Решите уравнение относительно х.
1х+2
а+1 =
2х−а−1
х−2
1)
Ответ. При а≠3, а≠ 1 х=а+3,х=а1; при а=3 х=6.
х
2m +
2
x−2 =
3x−2m
2(x−2)
Ответ. При m≠1,m≠0 x=2m, x=m+2; при m=1
2)
х=3.
Используемая литература:
12 1.Задачи с параметрами. Г.А. Ястребинецкий, Москва « Просвещение» 1986.
2.Задачи с параметрами. П.И. Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир
3. Большая математическая энциклопедия для школьников и студентов.
Издательство ОЛМА ПРЕСС Москва 2004.
4.Сборник задач по алгебре 89.М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич. Москва
«Просвещение» 1994.
13
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Параметр в уравнениях 8-ого класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.