"Партнерское наставничество - наставничество сверстников"
Оценка 4.8

"Партнерское наставничество - наставничество сверстников"

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
воспитание
7 кл—11 кл
28.10.2023
"Партнерское наставничество - наставничество сверстников"
Наставничество "ученик-ученик" на примере КОУ "Кадетская школа-интернат"
ПРОЕКТ_Партнерское наставничество - наставничество среди сверстников.docx

 


 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза

Безноскова Ивана Захаровича»

(КОУ «Кадетская школа-интернат»)

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Партнерское наставничество - наставничество среди сверстников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Дорофеева Е.А.

методист КОУ «Кадетская школа-интернат»

 

 

 

 

 

Нялинское

2023

Содержание:

Введение                                                                                                            3-4

Глава 1: Феномен наставничества и процесс его непрерывного развития 5-8

Глава 2: Механизм реализации наставничества:

2.1  Формы наставничества                                                                            9 - 11                                                                       

2.2  Портрет участников наставнического взаимодействия                       11-16

2.3  Партнерское наставничество среди кадет КОУ «Кадетская школа-интернат»                                                                                                   16-20

Заключение                                                                                                      21-22

Список используемых источников                                                                23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребность в расширении практик наставничества в образовании (а также в других сферах, прежде всего на производстве) на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления. 23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

Актуальность: С уверенностью можно сказать, что любому подростку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и пугающие вопросы, помочь, принять его таким, каков он есть, и в прямом смысле наставить на путь. Может ли родитель быть таким человеком? Может, но лишь отчасти, так как подростку сложно открыться собственным маме с папой, а им самим — объективно оценивать успехи и сложности своего взрослеющего ребенка. Другой вариант — учитель. Именно его с древнейших времен называют наставником, человеком, который открывает глаза на истину, советует и направляет, не забывая поддерживать. Только не всегда у современного учителя есть время воспитывать и направлять. С кем тогда остается подросток и куда ему идти? Если он не получил вовремя совет от значимого человека с опытом, возможно получил его в Интернете, а значит не решил внутренний конфликт, просто не зная, как, тогда школа получит «взрыв» неприкрытой агрессии. Подросток не знает, к кому пойти с вопросами о будущей профессии — замыкается в себе и теряет мотивацию. И родителям, и школе, и самому ребенку всего этого не нужно. И на помощь в этом случае может прийти программа наставничества.

Цель проекта: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации, и личностного роста обучающихся.

Задачи:

1. Ознакомиться с системой наставничества в образовании.

2. Рассмотреть особенности выявления наставников среди обучающихся старших классов образовательных организаций.

3. Изучить особенности развития и создания психологически комфортной среды взаимопомощи и взаимоподдержки силами волонтёров-наставников.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что наставничество способствует созданию системы профессионального и творческого становления старшеклассников, позволяющей повысить эффективность в любой сфере деятельности через максимальное использование потенциала и возможностей человека, а также формированию положительного примера для обучающихся младшего и среднего возраста.

Объект исследования: наставничество, как комфортная среда взаимопомощи и взаимоподдержки.

Предмет исследования: особенности создания условий для формирования эффективной системы поддержки.

 

 

 

Глава 1 Феномен наставничества и процесс его непрерывного развития

В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.

В соответствии с целевыми показателями федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» к концу 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и шефства:

2019 г. – 3 % обучающихся;

2020 г. – 10 % обучающихся;

2021 г. – 20 % обучающихся;

2022 г. – 35 % обучающихся;

2023 г. – 50 % обучающихся;

2024 г. – 70 % обучающихся, что позволит создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь цели и целевые показатели проекта в части воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков. Метод наставничество – это способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка) [1].

Наставничество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Это сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:

- строить социальные отношения;

- найти поддержку и друзей;

- применять на практике свои моральные и религиозные принципы;

- получать новые навыки;

- почувствовать себя способным, успешным в интересной деятельности.

Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:

- это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят решения;

- это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

- это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

- это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

История наставничества идет из далекого прошлого. Первым профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим поколениям наставников, был древнегреческий Ментор. Этот герой древнегреческой мифологии был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. Он стал примером мудрого и эффективного наставника [1, 5].

Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Ж.Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. В эпоху средневековья наставничество получило распространение в педагогике. Педагог и просветитель XVII века Я.А. Коменский утверждал значимость наставника в воспитательном процессе, пример которого является одним из основных методов нравственного воспитания подрастающего поколения.

Особую роль наставничество приобрело в российской педагогике. В дореволюционной России существовала должность «наставник», который выполнял важную общественную функцию – воспитание детей. Общественный деятель и педагог И.И. Бецкой, автор «Генерального плана императорского Воспитательного дома», «Устава воспитания благородных девиц...», уделяя внимание педагогическому наставничеству, подчеркивал качества, которыми должен обладать учитель-наставник, его обязанности, обращал внимание на то, что он должен изучать характеры детей. В работах Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерева, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Модзалевского, Д.Д. Семенова, К.Д. Ушинского получило широкое освещение значимость личностных, общечеловеческих, нравственно-волевых и профессиональных качеств педагога-наставника (справедливость, честность, личный педагогический талант, творческий подход к делу, добросовестное отношение, терпение, выдержка.

Многие годы происходила трансформация понятия «наставничество», оно развивалось как массовое движение в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, активно использовалось в менеджменте. Наблюдается использование наряду со словом «наставничество» слов английского происхождения: «тьюторство», «менторинг», «коучинг». Тьюторское сопровождение получает широкое распространение в системе высшего и среднего образования вследствие распада института наставничества в конце XX века.

На современном этапе в условиях модернизации российской системы образования наставничество вступает в новый этап своего развития, повышается его социальная роль и значимость в процессе адаптации.

Анализ информационных источников показал, что вопросы наставничества рассматривались только в аспекте «учитель – ученику», но не предусматривали взаимодействие «ученик-ученик». Однако на современном этапе развития системы образования модель наставничества «ученик-ученик» часто встречается в практике работы школ, средних и высших учебных заведений. Наставничество среди обучающихся – это добровольный вид деятельности социально активных детей или волонтеров, объединенных не только опосредованной передачей опыта от «старшего» к «младшему», но и умением сопереживать, понять и принять.

Основной целью наставничества является выявление и воспитание «компетентностных лидеров» среди обучающихся.

На сегодняшний день, обучающийся - наставник – это обучающийся, обладающий сформированным комплексом личностных качеств, обладает высокими показателями в обучении, высоким уровнем творческих достижений, прилежен и трудолюбив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Механизм реализации наставничества

Международные и российские исследования показывают, что процесс наставничества будет эффективным, если он представляет собой целостную систему деятельности с четко определенной целью, логической структурой (объект, субъект, формы, средства, методы, результат) и временем, необходимым для ее осуществления [1].

Целью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому.

Объектом наставничества является сам процесс передачи опыта, а субъектами - наставники, представители структур, которые организуют наставническую деятельность, сами наставляемые.

2.1 Формы наставничества

Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

Индивидуальная - предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей.

Групповая - сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

Коллективная - организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

Взаимная - организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов.

Онлайн — поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, и т. д.).

В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены пять: «ученик - ученик»; «учитель - учитель»; «студент - ученик»; «учитель - ученик»; «работодатель – студент» [1].

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем.

Рассмотрим форму наставничества «ученик – ученик», которая предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым:

- помощь в реализации лидерского потенциала;

- улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;

- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.

Результатом организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик»:

- взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

- взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных,

творческих, лидерских навыков;

- взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным;

- взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

 

2.2 Портрет участников наставнического взаимодействия

Наставничество — это структурированные и доверительные отношения, позволяющие подросткам находить опору и поддержку.

Наставники предлагают им руководство, сопровождение и поощрение, чтобы развивать у наставляемых различные компетенции и характер [6]. Поэтому предполагаемый наставник должен обладать специфическими качествами и умениями и владеть соответствующими формами деятельности:

§     Установление контакта, конструктивного взаимодействия с субъектами наставнической деятельности, в первую очередь - с наставляемым.

§     Организация деятельности по обучению подростка социальным и практическим навыкам, необходимым для адаптации в обществе.

§     Отслеживание социальных контактов своего наставляемого, помощь в формирование его ближайшего окружения.

§     Помощь в получении образования.

§     Развитие кругозора, помощь в организации досуга.

§     Помощь в конфликтных ситуациях в межличностном взаимодействии с окружающими.

Наставническая деятельность не требует от наставника специальных навыков, наставники - это по определению люди, обладающие хорошими качествами для подражания. Важно, чтобы наставники соответствовали ряду общих требований к ним:

Наставники

слушают

Они поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все свое внимание.

Наставники

рекомендуют

Наставники помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их.

Наставники

рассказывают

Помогают в формировании представления о перспективах дальнейшей жизни подростка, определяют цели и приоритеты.

Наставники

обучают

Наставники рассказывают о жизни и собственной опыте.

Наставники

представляют свой опыт

Наставники помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из хороших решений.

Наставники доступны

Наставники доступны в качестве ресурса и источника совета.

Наставники

критикуют, но конструктивно

При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточив внимание на поведении наставляемого, но никогда не на характере.

Наставники поддерживают

Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться.

Наставники

точны

Наставники дают конкретные советы о том, что было сделано хорошо или что может быть исправлено, что было достигнуто, а также показывают преимущества различных действий.

Наставники неравнодушны

Наставник интересуется успехами наставляемых в обучение и общение, планирование в их личном развитии.

Наставники

успешны

Наставники не только успешны сами по себе, но они также способствуют успехам других людей.

Наставники вызывают восхищение

Наставники, как правило, пользуются уважением в своем окружение и в обществе.

 

Качества успешных наставников:

§  Желание участвовать в программе по поддержке другого человека в течение длительного времени. У наставников есть искреннее желание быть частью жизни других людей, чтобы помочь им с трудными решениями и наблюдать, как они становятся лучше, чем раньше.

§  Уважение к личности, ее способностям и праву делать свой собственный выбор в жизни. Наставники не должны считать, что их собственные способы решения проблем лучше или что участников программы нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие своих наставляемых и привилегию быть для них советниками.

§  Умение слушать и принимать различные точки зрения. Большинство людей может найти кого-то, кто будет давать советы или выражать свое мнение. Наставники часто помогают, просто слушая, задавая продуманные вопросы и давая наставляемым возможность исследовать свои собственные мысли с минимальным вмешательством. Когда люди чувствуют, что их понимают и принимают, они более склонны просить совета и реагировать на хорошие идеи.

§  Умение сопереживать другому человеку. Даже не имея того же жизненного опыта, наставники могут сопереживать чувствам и личным проблемам своих наставляемых.

§  Умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Эффективные наставники способны упорядочить кажущиеся беспорядочными проблемы и указать разумные альтернативы.

§  Гибкость и открытость. Эффективные наставники готовы уделить некоторое время тому, чтобы узнать их наставляемых, разобраться в важных для них вопросах (музыка, стиль, философия и т.д.) и даже измениться под влиянием отношений.

Хороший наставник обладает:

§  Гибкостью мышления – умением быстро оценивать ситуацию и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действий на другой.

§  Критичностью мышления - умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

§  Коммуникативными способностями - умением говорить простым, понятным для подростка языком о сложных вещах, быть открытым и искренним при общении, уметь слушать и слышать собеседника.

§  Толерантностью – терпимостью к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственных.

§  Эмпатией – эмоциональной отзывчивостью на переживание других, способностью к сочувствию.

§  Эмоциональной устойчивостью - высокий уровень развития эмоционально-волевой саморегуляции.

Таким образом, наставник – это активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Наставляемый – участник наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 

Наставляемыми могут стать обучающие, которые:

- имеют текущие затруднения как в учебе и личной сфере и не знают, как с ними справиться;

- знают, чем хотели бы заниматься, но не знают с чего начать;

- хотят найти ответы на свои вопросы;

- ищут доступ к качественному опыту и внимательной поддержке;

-хотят научиться осуществлять мечты, правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное.

Наставляемый может быть, как пассивный, так и активный. Пассивный - социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкой ступени, по отношению к наставнику, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни образовательного учреждения, отстраненный от коллектива. Активный - обучающийся с особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Что дает участие в наставничестве? Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд преимуществ:

Во-первых, это доступ к   практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения, но и в дальнейшей жизни.

Во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами, доступ и приобщение   к участию в лидерских программах.

В-третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний. 

Участие помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.

 

2.3.   Партнерское наставничество среди кадет КОУ «Кадетская школа-интернат»

Наставничество в казённом общеобразовательном учреждении «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова И.З.» реализуется на основе:

¾              Конвенции ООН о правах ребенка;

¾              Конституции Российской Федерации;

¾              Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г. с изм. и доп. от 31.07.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;

¾              Распоряжение Министерства просвещения России от 25.12.2019г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

¾              Приказа Министра обороны РФ от 21.07.2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации»;

¾              Устава и Правил внутреннего распорядка для обучающихся  КОУ «Кадетская школа-интернат»;

¾              Программы воспитания КОУ «Кадетская школа-интернат» и др.

         Наставничество осуществляется между воспитанниками старших и младших учебных классов КОУ «Кадетская школа-интернат».

Наставничество между воспитанниками старших и младших учебных классов реализуется в 2-х формах: индивидуальной и групповой (курсовой).

Закрепление диады «наставник – наставляемый» осуществляется в следующем порядке:

Наставник

Наставляемый

Учебный курс 10-х классов

Учебный курс 8-х классов

Учебный курс 9-х классов

Учебный курс 7-х классов

Учебный курс 11-х классов как выпускной класс принимает участие в наставничестве с учетом необходимости, степени занятости воспитанников и их успешности в реализации индивидуальных образовательных траекторий (выдержки из Положения о Наставничестве в Ставропольском ПКУ).

В КОУ «Кадетская школа-интернат» осуществляется наставничество более старших кадет над младшими. Процесс адаптации воспитанников учебного курса 7-х классов достаточно сложный, так как происходит ломка старых стереотипов и способов реагирования, идет формирование новых навыков взаимодействия с окружающими условиями жизнедеятельности, изменившейся ситуации обучения и общения. У воспитанников 7 класса происходит три сферы адаптации:

- адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности;

- адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга межличностного взаимодействия;

- адаптация к изменившейся ведущей деятельности.

Переход из обычной общеобразовательной школы в систему довузовского обучения Министерства обороны РФ совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство пятиклассников переживает это событие «как важный шаг в своей жизни». Одни не хотят расставаться с детством, другие гордятся, что «уже не маленькие». Но и те, и другие испытывают трудности адаптации. В отдельных случаях, эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям.

Чтобы помощь справиться с актуальными затруднениями нами были разработаны, организованы и проведены мероприятия с воспитанниками учебного курса 7-х классов, направленные на снижение коммуникативных затруднений, формирование устойчивых и гармоничных взаимоотношений в классном коллективе, повышение интереса и мотивации успешного обучения в кадетской школе. В рамках реализации программы мероприятий недели психологии в школе  «ТЕПЛЫЕ РУКИ, ХРАБРОЕ СЕРДЦЕ» проведен опрос кадет 7-х классов «Чувства в школе» (приложение 1).

После обработки анкет мы получили сумму баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в 7 классе. Мы принимала во внимание выборы до 45-50%. Если чувства набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.

 Мы получили возможность увидеть, есть ли временная дезадаптация, присущая этому периоду, и насколько она сильна (определяется по процентам выборов «негативных» чувств). Так же можно сразу увидеть общий настрой 7 класса, его «эмоциональный портрет».

 По нашим наблюдениям, на фоне одного - двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, что является нормой для переходного периода. Однако, присутствовали и выборы, которые предполагают наличие трудностей в адаптации.

Для сплочения коллектива нами разработана и проведена тематическая психологическая акция, на которой решались следующие задачи:

   - установление благоприятного психологического микроклимата в классе, доверительных отношений в новом коллективе;

   -  создание благоприятных условий для развития индивидуальных и творческих способностей кадет;

   - создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых    ситуаций жизнедеятельности и   общения, атмосферы доверия и поддержки.

  Старшие наставники предложили семиклассникам выполнить совместную коллективную работу «День общения или «Вместе мы одна семья». Чтобы поддержать и развить в семиклассниках интерес к знаниям, помочь им общаться с новыми одноклассниками и педагогами, мы использовали эмоционально окрашенные приемы работы.

В течение I учебной четверти нами осуществлялось наблюдение за особенностями взаимодействия кадет в 7-х классах, беседы с целью поддержки и изучения возможных затруднений жизнедеятельности в училище. Проведен повторный опрос, который показал снижение тревожности, повышение групповой сплоченности, наблюдается позитивная динамика эмоционального состояния кадет 7-х классов, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация позитивной самооценки, повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у пятиклассников позитивного отношения к обучению в училище, педагогам, воспитателям и одноклассникам.

Заключение

Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования – это эффективный процесс прямой передачи жизненного опыта от человека к человеку, построение доверительных отношений, взаимно обогащающих отношений, полезных для всех участников наставничества. Это процесс развития лидерского потенциала, с помощью технологии наставничества участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение). Это чрезвычайно важно в современном мире.

Анализ информационных источников в Главе 1 показал, что вопросы наставничества рассматривались только в аспекте «учитель – ученику», но не предусматривали взаимодействие «ученик-ученик». Однако на современном этапе развития системы образования модель наставничества «ученик-ученик» часто встречается в практике работы школ, средних и высших учебных заведений. Наставничество среди обучающихся – это добровольный вид деятельности социально активных детей или волонтеров, объединенных не только опосредованной передачей опыта от «старшего» к «младшему», но и умением сопереживать, понять и принять.

В Главе 2 мы постарались как можно полно и в то же время лаконично представить особенности наставничества и опыт его реализация в КОУ «Кадетская школа-интернат», описать организационные меры, алгоритмы действий по подбору участников такой программы, обосновать необходимость обучения наставников, как можно более полно представить процесс наставничества, показать важность мониторинга и оценки их деятельности.

Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась, система наставничества способствует развитию профессиональных компетенций старшеклассников и способствует формированию положительного примера для обучающихся младшего и среднего возраста. Наставничество – это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве, в котором подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты. 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1.                 https://pedsovet.org/article/kak-nastavnicestvo-pomogaet-ucitelam-i-ucenikam

2.                 И. Барыбина Организация наставничества в школе//Школа. – 2012, № 7.

3.                 Методические рекомендации по вопросам сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам: методические рекомендации / Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева, Ю. В. Ребикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2020 – URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/6f5/6f5ff7e87b5464be383f7c8d37de0379.pdf.

4.                 Н. Синягина, В. Березина, Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

5.                 Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016: https://viro.edu.ru/attachments/article/9572/05_nastavnichestvo.pdf.

6.                 Проект «Дети-наставники». https://fonar.tv/article/2019/09/03/proekt-deti-nastavniki-chto-uzhe-izvestno-o-sisteme-nastavnichestva-v-belgorodskih-shkolah-a-chto-esche-net


 

7.                 Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Содержание: Введение 3-4

Содержание: Введение 3-4

Введение Потребность в расширении практик наставничества в образовании (а также в других сферах, прежде всего на производстве) на протяжении нескольких последних лет осознается на различных…

Введение Потребность в расширении практик наставничества в образовании (а также в других сферах, прежде всего на производстве) на протяжении нескольких последних лет осознается на различных…

С кем тогда остается подросток и куда ему идти?

С кем тогда остается подросток и куда ему идти?

Глава 1 Феномен наставничества и процесс его непрерывного развития

Глава 1 Феномен наставничества и процесс его непрерывного развития

Наставничество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества

Наставничество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества

Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося

Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося

XX века. На современном этапе в условиях модернизации российской системы образования наставничество вступает в новый этап своего развития, повышается его социальная роль и значимость в…

XX века. На современном этапе в условиях модернизации российской системы образования наставничество вступает в новый этап своего развития, повышается его социальная роль и значимость в…

Глава 2 Механизм реализации наставничества

Глава 2 Механизм реализации наставничества

Онлайн — поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, и т

Онлайн — поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, и т

Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик»: - взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; - взаимодействие «лидер –…

Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик»: - взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; - взаимодействие «лидер –…

Важно, чтобы наставники соответствовали ряду общих требований к ним:

Важно, чтобы наставники соответствовали ряду общих требований к ним:

Наставники успешны Наставники не только успешны сами по себе, но они также способствуют успехам других людей

Наставники успешны Наставники не только успешны сами по себе, но они также способствуют успехам других людей

Гибкость и открытость . Эффективные наставники готовы уделить некоторое время тому, чтобы узнать их наставляемых, разобраться в важных для них вопросах (музыка, стиль, философия и…

Гибкость и открытость . Эффективные наставники готовы уделить некоторое время тому, чтобы узнать их наставляемых, разобраться в важных для них вопросах (музыка, стиль, философия и…

Наставляемыми могут стать обучающие, которые: - имеют текущие затруднения как в учебе и личной сфере и не знают, как с ними справиться; - знают, чем…

Наставляемыми могут стать обучающие, которые: - имеют текущие затруднения как в учебе и личной сфере и не знают, как с ними справиться; - знают, чем…

Партнерское наставничество среди кадет

Партнерское наставничество среди кадет

Устава и Правил внутреннего распорядка для обучающихся

Устава и Правил внутреннего распорядка для обучающихся

Одни не хотят расставаться с детством, другие гордятся, что «уже не маленькие»

Одни не хотят расставаться с детством, другие гордятся, что «уже не маленькие»

Старшие наставники предложили семиклассникам выполнить совместную коллективную работу «День общения или «Вместе мы одна семья»

Старшие наставники предложили семиклассникам выполнить совместную коллективную работу «День общения или «Вместе мы одна семья»

Анализ информационных источников в

Анализ информационных источников в

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2023