парциальная программа "Бичурские мотивы"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 10.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа направлена на освоение истории и культуры родного села детьми старшего дошкольного возраста. Она предназначена для детей, проявляющих интерес к истокам становления села, к знакомству с интересными и талантливыми людьми своей малой Родины. Программа основана на признании важнейшей роли малой Родины в формировании нравственных основ личности ребенка.
Иконка файла материала программа Петровой ТА Бичурские мотивы.doc

Министерство науки  и  образования Республики Бурятия

Муниципальное образование «Бичурский район»

Бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Подснежник»

 

 

Образовательная парциальная  программа

по музыкальному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

«Бичурские мотивы»

(Родное село  в музыке, поэзии, живописи).

 

                                                                                                              

                                                                                                                Автор:

 Петрова Т.А.

музыкальный руководитель

                                        

                                        

Бичура

 

 

 Аннотация

Данная программа  направлена на освоение истории и культуры  родного села детьми старшего дошкольного возраста. Она предназначена для детей, проявляющих интерес к истокам становления села, к знакомству с интересными и талантливыми людьми своей малой Родины. 

Программа основана на признании важнейшей роли малой Родины в формировании нравственных основ личности ребенка.

В процессе освоения программы необходимо раскрыть уникальность историко-культурного наследия родного села, подчеркнуть его роль в духовном развитии человека, показать, что культура села является частичкой культуры России в целом.

Данный опыт работы будет интересен педагогам образовательных учреждений, в том числе педагогам дополнительного образования, родителям - всем, кто неравнодушен к духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения.

 

Содержание:

1.     Пояснительная записка.

2.     Методологическая основа

3.     Цель и задачи.

4.     Возможности использования программы.

5.     Методические рекомендации.

6.     Предполагаемые результаты

7.     Структура программы.

8.     Учебно – методическое обеспечение

9.     Механизм реализации

10. Работа с родителями

11. Заключение

12. Литература

Именно село является основой
нравственных и духовных сил России…
О.В.Марков

Пояснительная записка

        Дошкольный возраст – период формирования основ личности, располагающий огромными возможностями для формирования высших социальных чувств, важнейшим из которых является чувство патриотизма. Патриотизм - это «синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, стремлении и умении беречь и приумножать свои традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли» [3, с. 99].

Патриотическое отношение к Родине, под которым понимают особое отношение любви к земле, на которой человек вырос, к её людям, с которыми он проживает события жизни и говорит на одном языке, формируется в ходе всей жизни человека. Основа патриотизма - чувство привязанности к месту жительства, к людям его населяющем, на изучении истории Отечества, гордости за ее успехи.

Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении - это систематическая и целенаправленная деятельность. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма [12, с. 542].

Актуальность программы обусловлена необходимостью начинать воспитание патриотизма в дошкольном возрасте т.к. в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

По мнению исследователей, задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в том, чтобы «пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать» [8]. Исходя из этого, главное направление патриотического воспитания программы сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Новизна программы основана на актуализации и авторской интерпретации культурологического подхода в воспитании дошкольников, применении инновационного авторского метода, основанного на погружении ребёнка в мир музыкального, поэтического, декоративно-прикладного и народного искусства родного края.

Методологическая основа

Методологической и теоретической основой программы  являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин). Существенное влияние на разработку программы оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.), а также работы Елжовой Н.В. об основных направлениях развития духовно – нравственного отношения и патриотического чувства дошкольников к родному краю, Алешиной Н.В., Кондрыкинской Л.А., Новицкой М.Ю., Мулько И.Ф. о патриотическом воспитании дошкольника и наследии человека в истории и культуре и др., ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народной художественной культуры (Э.Б. Абдуллин, Т.И. Бакланова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, О.П. Радынова и др.); теория развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства (А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, Е.А. Флёрина, Е.В. Харчевникова и др.).

Цель  программы  –

приобщить детей к миру искусства и культуры малой Родины путем исследования произведений авторов родного края и создания собственных   исследовательских творческих работ.

Задачи:

  • Привлечь детей к активной работе по изучению творчества авторов родного края (поэзия, музыка, изобразительное искусство), культуры своего села;
  • Формировать нравственные качества у детей дошкольного возраста при изучении историко-культурного наследия села.
  • Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с творчеством авторов родного края.
  • Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, пение, творческое движение и рисунок.
  •  Развивать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских исследовательских работ.
  • Формировать у детей и родителей навыки информационной культуры посредством  использования Интернет-ресурсов и информационных технологий в изучении краеведения.
  • Воспитывать культуру поведения в общественных местах (театрах, художественных галереях, читальных залах и т.д.)

Возможности использования программы

Курс программы рассчитан на 1 год работы в подготовительной группе (6-7 лет). Материалы программы могут быть использованы как в организованной образовательной деятельности в разных образовательных областях, так и в совместной деятельности с детьми  – на занятиях, проходящих во второй половине дня в форме дополнительных.

Как программа дополнительного образования она рассчитана на 25 занятий в год: из расчета - 1занятие в неделю продолжительностью 30 минут.

Для введения детей в мир искусства родного края целесообразно использовать такую форму работы, как видеолекторий, который позволяет в интересной форме в виде красочных слайд – шоу, презентаций и видеоклипов формировать у детей представления о малой Родине.

В качестве основных средств - «инструментария» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач в процессе развития у старших дошкольников представлений о искусстве малой Родины, выделим основные: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, технические средства, культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства - музыки, литературы, изобразительного искусства).

Эффективность и результативность образовательного процесса повышают разнообразие форм подачи материала.

 

Методические рекомендации

В работе по реализации данной программы  важно придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

Принцип историзма, согласно которому программа реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое (давным-давно было), настоящее (сейчас, в наши дни) и будущее (скоро будет).

Принцип гуманизации, предполагающий умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации, который заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности, реализующийся в сотрудничестве с разными социальными институтами в естественном включении краеведческого материала в основную образовательную  программу ДОУ и на основе интеграции разных образовательных областей (организация образовательного процесса на основе тематического планирования).

Принцип позитивного центризма, который осуществляется путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.

Принцип активности и самостоятельности,  основанный на  активном сотворчестве и сотрудничестве  взрослых и детей: педагог создает условия и поощряет творческую активность детей, организуя ситуации, в которых каждый ребенок становится художником, поэтом,  певцом, артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

Принцип наглядности, т.е. использование современных наглядных средств (презентации, аудиокниги, клипы, слайд-шоу), которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников, согласно которому главная цель образования – ребенок, со своими особенностями, индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности, основанный на использовании   приемов эмоционального подкрепления.

Принцип успешности: дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности, основанный на воспитании у детей потребности в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип непрерывности, когда формирование патриотических чувств не ограничивается рамками данной программы, а продолжается в группе, на прогулке, в семье, в системе дополнительного образования.

         В  работе по программе рекомендуется использовать следующие методы и приемы:

  • Погружение в культурную среду: окружение ребёнка произведениями искусства, произведениями народно-прикладного искусства родного края, их изучение  и обсуждение.
  • Использование компьютерных  технологий: интернет-ресурсы  в подборе аудио и видео материала, показ слайдов,  DVD сюжетов,  аудиозаписи, интерактивные методы, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи.
  •  Знакомство с песенным и поэтическим творчеством через  слушание, включая сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приёмов, когда исполнение музыки и стихов сопровождается показом, а эффективность результата зависит от того, насколько художественным и ярким будет сочетание этих форм.
  • Использование метода создания проблемных ситуаций и ситуаций успеха в ходе выполнения  детских исследовательских работ.
  • Игровые приёмы: сюрпризные моменты, игры дидактические,  сюжетно-ролевые,  музыкальные, хороводные.
  • Использование методов и приемов технологии сотрудничества, деятельностного подхода, проектной технологии.
  •  Метод совместного выполнения «домашних заданий»: накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу, посещения концерта т.п. дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
  •  Проведение праздников и развлечений: «Наша малая Родина», «Масленица», «Ярмарка», «Тайны старинного сундучка», «Посиделки», «Святочные гуляния», «Бичурские янтари» и др.
  • Коллекционирование – собирание частушек, семейских песен, атрибутов семейского костюма и домашней утвари, элементов украшений дома, фотографий, видео.
  • Создание шумового оркестра из предметов домашнего быта.

Формы организации образовательной деятельности, используемые в ходе реализации программы:

- Беседа с презентацией, слад-шоу, просмотр видеофильма.

- Разные виды экскурсий (обычная в музей, фотоэкскурсия, виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, экскурсия в художественную галерею и т.п).

-Литературная (музыкальная) гостиная, поэтические вечера.

- Детский творческий (исследовательский) проект.

- Встречи с интересными людьми.

- Видеопутешествия.

- Защита проектов, научно – практическая конференция.

- Образовательные мероприятия (занятия, праздники, развлечения и др.)

- Мастерские, мастер – классы.

Развивающий эффект программы зависит от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, побудительных мотивов: свободный выбор, проблемная ситуация, стимулирующие общее и художественно – эстетическое развитие ребенка, его творческое мышление, самостоятельность. Успешное освоение данной программы способствует достижению следующих целевых ориентиров, представленных ФГОС ДО  на этапе завершения дошкольного образования:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляя свои чувства, в т.ч. веру в себя;

-достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

-проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать;

-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т.п. способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Содержание программы и исследовательская деятельность в ходе реализации программы объективно помогают ребенку освоить заданные ФГОС ДО целевые ориентиры.

 

Предполагаемый результат реализации программы:

·        Наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному.

·        Понимание языка эмоций, отраженных в произведениях искусства и реальных отношениях.

·        Проявление разнообразных чувств при восприятии произведений искусства; адекватность способов их познания и выражения.

·        Приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей их образного языка, развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности.

·        Умение находить новые нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка в совместной и самостоятельной деятельности.

·        Усвоение нравственно-эстетических ценностей и стремление ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.

 Структура программы

Программа поделена  на  пять модулей. Каждый из модулей можно реализовывать как автономно, так и интегративно с другими.

Материалы данной программы реализуются дифференцированно, в  зависимости от уровня развития познавательных, художественных и творческих способностей детей, которые определяются в ходе наблюдений во время вводных занятий.

Программа построена с учетом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения.

Модуль «Музыка родного края»

Цель: Исследовать с  детьми авторские  музыкальные произведения о родном селе.

Модуль «Поэзия родного края»

Цель: Исследовать  с детьми   поэтическое искусство Бичурского района.

Модуль «Изобразительное искусство родного края»

Цель: Изучить с детьми  творчество  художников и мастеров народно – прикладного искусства родного края.

Модуль «Фотографии родного края»

Цель: Познакомить детей с творчеством  известных фотографов села.

Модуль «Культура родного края»

 Цель: Познакомить детей с культурными традициями родного села.

Учебно – методическое обеспечение

Модуль «Музыка»

1. Песни о Бичуре (сборник песен «О золотом крае Бичура», CD-диск):

Ø «Мой черемуховый рай». Музыка В. Цой, слова Н. Ивановой (видеоклип).

Ø «Моя Бичура».  Музыка и слова Д. Сунраповой.

Ø «Бичура». Слова и музыка Горшкова.

Ø «Бичура». Музыка Н. Бабинцева, слова Н. Новолодского.

Ø «Родина». Музыка Л. Санжиевой, слова Л. Серебренниковой, Ч. Гуруева.

Ø «Бичурская земля». Музыка В. Усовича, слова Ю. Кирсановой.

Ø «Бичура». Музыка С. Лямина, слова Н. Марянина.

Ø «Родная Бичура». Музыка П. Дамиранова, слова А. Мункуевой.

Ø «Бэшуур нютагни». Музыка Ц. Шойжонимаева, слова Т. Гомбожаповой.

Ø «Бичура синеокая». Мзыка Е. Лукъяновой, слова Ф. Собачкиной.

Ø «Бичурский край». Слова и музыка Е. Вострецовой.

2. Авторские песни А.С. Утенкова (альбомы «Тайга Бичурская», «Улицы бичурские мои», «Васильки», «Лучшее»):

Ø «Уголок у Байкала»

Ø «Тайга Бичурская»

Ø «Гармонисты Бичуры»

Ø «Кто в деревне вырос»

Ø «Про деревню»

Ø  «Частушки»

Ø  «Бичурская гармонь»

Ø «Улицы Бичурские мои»

Ø «Бичурская сторонка»

Ø «Бичура» (презентация)

Ø «Бичура фату одела»

Ø «Мы славим район Бичурский»

3 Авторские песни Е. Вострецовой:

Ø «Бичурский край»

Ø  «Качели»

4 Записи семейских песен и наигрышей в исполнении образцовых фольклорных ансамблей «Васильки», «Калиточка».

5   Бичурские частушки, собранные родителями и детьми в ходе реализации проекта «Бичурские янтари».

 

Модуль «Поэзия»

1. Аудиокнига «Бичурский край» - стихи поэтов Бичурского района:

Ø Д. Улзытуева

Ø С. Куренкова

Ø Р. Рябова

Ø М. Шиханова

Ø Л. Серебренниковой

Ø Г. Шодоевой

Ø Е. Дульского

Ø Г. Афанасьевой

2. Стихи родителей МБДОУ «Подснежник» - С.М. Курикаловой, Н.В. Селивановой, Н.С. Новокрещенных и др.

Модуль «Изобразительное искусство»

1. Картины художников (слайд – шоу):

Ø А. Ивельского

Ø Л. Ивельской

Ø Г. Баженова

Ø П. Гонтова

2. Работы А. Санжиева (резьба по дереву)

Модуль «Фотографии Бичуры»

1. Фотогалерея (презентации):

Ø Д. Андронова «Природа родного края»

Ø Е. Корытова «Бичура в лицах»

Ø Б. Санжиева «Праздничная Бичура»

Ø А.Громова «Бичурские фоторепортажи»

2. Фотографии родителей и педагогов ДОУ.

Модуль «Культура родного края»

1. Праздники нашего села

2. Наши артисты (DVD-сюжеты, видеоролики, презентации):

Ø Образцовый детский фольклорный ансамбль  «Васильки»

Ø Образцовый детский ансамбль  гармонистов «Калиточка»

Ø Ансамбль гармонистов им. А. Слепнева

Ø Фольклорная группа «Воскресенье»

3. Артисты «Подснежника» (концерты, архивные видеоматериалы)

Комплект авторских презентаций для исследовательской работы с детьми:

Ø «Мое село»

Ø «История семейских»

Ø «Бичурские улицы»

Ø «Семейский дом»

Ø «Быт, хозяйство»

Ø «Костюм семейских»

Ø «Достопримечательности Бичуры»

Ø «Природа Бичуры»

Ø «Культура Бичуры»

Ø «Реки»

Ø «Семейская кухня»

Ø «Люди Бичуры»

Ø «В музее»

Ø «Храмы Бичуры»

Ø «Защитники нашего села»

 

Механизм реализации программы

 

месяц

тема

музыка

поэзия

живопись

фотография

культура

презентации

сентябрь

«Родная природа»

песня - презентация

А.С. Утенкова «Бичурская тайга»

 

стихи Д. Улзытуева, М. Шиханова о природе.

пейзажи А. Ивельского, Л. Ивельской, В. Остапенко.

фотографии Д. А. Андронова  о родной природе

фото и видео экскурсии по этнографическому музею (раздел «Родная природа»)

авторские презентации «Наши реки», «Животный мир», «Флора», «Птицы», «Наши огороды».

октябрь

«Прошлое нашего села»

семейское многоголосье, семейские песни в исполнении ансамбля «Васильки»

стихи С. Куренкова и Б. Каурова о истории семейских.

картины А. Ивельского «Моя Бичура»

презентация «Фотографии из старого альбома»

краеведческий музей им. Широких – Полянского с. Бичура

авторские презентации «История семейских», «Семейские»

ноябрь

«Костюм семейских»

видео –сюжеты

с фестиваля «Бичурские янтари»

Стихи Л. Серебренниковой

 

фотографии Б.Санжиева и Е. Корытова

виртуальная экскурсия по музеям Улан_Удэ ч. 1 «Костюм семейских»

авторская презентация «Костюм семейских»

презентация к детскому исследовательскому проекту «Как шили Варе сарафан»

 

декабрь

«Хозяйствои быт семейских»

бичурские частушки с местными диалектами

песня «Кто в деревне вырос» А.С.Утенкова

стихи Р.Рябова, Г.Афанасьевой

 

 

виртуальная экскурсия ч.2 «Семейский дом»

авторская презентация «Внутреннее убранство дома»,

«Домашняя утварь»

презентация к детскому исследовательскому проекту «Бичура в частушках» (использование местных диалектов в частушках)

январь

«Улицы бичурские мои»

песни А.С. Утенкова «Улицы бичурские мои», «Про деревню»

стихи Е.Дульского

картины А. Ивельского на тему»Историческая Бичура»

альбом фотографий А.Громовой «Путешествие по улицам Бичуры»

видеоклипы  на песни «Мой черемушный рай», «Мой гимн Бичуре», видеоролик «В выходной по Бичуре»

презентация «Улицы бичурские мои»

февраль

«Достопримечательности Бичуры»

исследование текстов песен А.С.Утенкова «Бичура», «Бичурская сторонка»

стихи членов поэтического клуба с. Бичуры «Родники»

исследование картин местных художников на тему «Достопримечательности Бичуры»

исследование семейных фотоальбомов «Наши любимые места в Бичуре»

презентация «На концертных площадках Бичуры»(фото, видео)

презентация «Достопримечательности Бичуры», «Памятники Бичуры»,

март

люди  Бичуры

песни А.С, Утенкова «Гармонисты Бичуры», «Кто в деревне вырос», песни в исполнении Е. Вострецовой

аудиокнига «Бичурский край» (творчество бичурских поэтов)

презентация «Художники Бичуры и их творчество»

фотоальбомы «Бичура в лицах»

презентация «Наши артисты», концерты ансамблей «Васильки», «Калиточка», клуб гармонистов.

презентации к детским исследовательским проектам о известных людях Бичуры «Мой знаменитый тезка _ А.С.Утенков». «А.С.Утенков – наш бичурский гармонист»

апрель

моя малая Родина - Бичура

слайд –концерт «О Бичуре песни пою» (СД «О золотом крае Бичуре)

 «Поэтический вечер»-встреча с поэтами Бичуры

выставка «Моя малая Родина в картинах художников»

фотовернисаж «Бичура разноликая»

« Семейный конкурс  бичурской частушки» (с приглашением бичурских мастеров частушки)

презентации «Бичура с высоты  птичьего полета», «Край родимый – Бичура»

 

 

 

 

 

 

 

месяц

 

тема

общее количество часов в  месяц

ознакомле-

ние с материалом

в месяц

закрепле-

ние материала

в месяц

Сентябрь

«Родная природа»

2ч(4 занятия)

1ч(2 занятия)

1ч(2 занятия)

октябрь

«Прошлое нашего села»

ноябрь

«Костюм семейских»

декабрь

«Хозяйство, быт семейских»

январь

«Улицы бичурские мои»

февраль

«Достопримечательности Бичуры»

март

люди  Бичуры

апрель

моя малая родина - Бичура

-

 

 

16ч

(32 занятия в год)

(14 занятий в год)

(18 занятий в год)

 

Работа с родителями:

Согласно ФГОС ДО, одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие в образовательном процессе  принимают родители.

В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания. Особое значение придается использованию активных форм: тематических вечеров, фестивалей, конкурсов.

Основной формой работы является создание и защита творческого проекта, который ребенок создает  вместе с родителями. В неформальной обстановке родители имеют возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей по созданию проектов.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников строится на основных положениях, определяющих методику организации сотрудничества:

1) единство в решении целей и задач в вопросах художественно-эстетического развития ребенка;

         2) системность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течении всего года;

         3) индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье с учетом их способностей и возможностей;

         4) взаимное доверие и взаимопомощь педагога, родителей и музыкального руководителя.

       Для того чтобы выстроить гармоничные отношения всех субъектов      образовательного процесса, родители и педагоги должны прилагать усилия       для создания благоприятных условий развития для третьего участника этого      процесса – ребёнка, который является центром всей  образовательной деятельности взрослых, и от желаний и возможностей которого мы     отталкиваемся.

Заключение

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.

Важную роль имеет также умение преподнести материал доходчиво, понятно. Ведь от того, как педагог это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал…». И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

 

Литература:

1.     Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 247 с.

2.     Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.

3.     Воронова, Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры : метод. пособие / Е. Н. Воронова. – М. : Гардарики, 2008. – 153 с.

4.     Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» / Г.Н. 3   Данилина. - М.АРКТИ, 2003. – 184 с.

5.     Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении : педсоветы, семинары, методические объединения / Н.В. Елжова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 245

6.     Как научить детей любить Родину : Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003. - 167 с.

7.     Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

8.     Кочеткова Е.И. Опыт работы «Родной мой край» Социальная сеть работников образования nsportal.ru 06.10.2013: : URL: // http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/.

9.     Маханева, М.Д.  Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. /  М.Д.  Маханева. – М.: АРКТИ, 2005. - 72с.

10. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре : Методическое пособие для ДОУ / И.Ф.  Мулько. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.

11. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ // Авт.- сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 205 с.

12.  Новицкая, М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М: Линка – пресс,  2003. -  200 с.

13.  Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. - 816 с.

Рекомендуемые ресурсы:

Для педагогов:

1. Музыкальный ряд:

1) сборник песен «О золотом крае Бичура», CD-диск:

-       «Мой черемуховый рай», музыка В. Цой, слова Н. Ивановой (видеоклип);

-       «Моя Бичура», музыка и слова Д. Сунраповой;

-       «Бичура», слова и музыка Горшкова;

-       «Бичура», музыка Н. Бабинцева, слова Н. Новолодского;

-       «Родина», музыка Л. Санжиевой, слова Л. Серебренниковой, Ч. Гуруева;

-       «Бичурская земля», музыка В. Усовича, слова Ю. Кирсановой;

-       «Бичура», музыка С. Лямина, слова Н. Марянина;

-       «Родная Бичура», музыка П. Дамиранова, слова А. Мункуевой;

-       «Бэшуур нютагни», музыка Ц. Шойжонимаева, слова Т. Гомбожаповой;

-       «Бичура синеокая», музыка Е. Лукъяновой, слова Ф. Собачкиной;

-       «Бичурский край», слова и музыка Е. Вострецовой.

2) CD-альбомы А.С. Утенкова  «Тайга Бичурская», «Улицы бичурские мои», «Васильки», «Лучшее»:

-       «Уголок у Байкала»;

-       «Тайга Бичурская»;

-       «Гармонисты Бичуры»;

-       «Кто в деревне вырос»;

-       «Про деревню»:

-       «Частушки»;

-       «Бичурская гармонь»;

-       «Улицы Бичурские мои»;

-       «Бичурская сторонка»;

-       «Бичура» (презентация);

-       «Бичура фату одела»;

-       «Мы славим район Бичурский».

3) Авторские песни Е. Вострецовой:

-       «Бичурский край»;

-       «Качели».

4) Записи семейских песен и наигрышей в исполнении образцовых фольклорных ансамблей «Васильки», «Калиточка».

5)  «Бичурские частушки», сборник «Бичурские янтари»;

6) «Семейская кухня» сборник.

2. Поэтический ряд:

1) аудиокнига «Бичурский край» - стихи поэтов Бичурского района:

-       Д. Улзытуева;

-       С. Куренкова;

-       Р. Рябова;

-       М. Шиханова;

-       Л. Серебренниковой;

-       Г. Шодоевой;

-       Е. Дульского;

-       Г. Афанасьевой.

2) сборник авторских стихов родителей МБДОУ «Подснежник»: С.М. Курикаловой, Н.В. Селивановой, Н.С. Новокрещенных «Лучшее».

3) Элиасов Л.Е. Народная поэзия семейских. – Улан-Удэ, 1963.

4) Румянцев А.Г. Певцы родной земли: Этюды о поэтах Бурятии. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1985.

3. Литературный ряд:

-       Иванов В.Н. Версты: Роман. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1981. - 285 с. То же. — Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1987. - 352 с.

-       Леонов А.А. (Илья Чернев) Семейщина. – М.: Советский писатель, 1974. – 726 с.

-       Калашников, И. К. Разрыв-трава : роман / Исай Калашников. – М. : Вече, 2012. – 512 с.

-       Слепнева Н.П. Бичура разноголосая // Родное село. Информационный портал: URL: http://selorodnoe.ru/poetry/show/id3661092/

-       Коробенкова Н.Д. Черное крыло плена. - Челябинск, 2000.

4. Изобразительный ряд:

1. картины А. Ивельского,  Л. Ивельской, Г. Баженова, П. Гонтова.

2. работы по дереву  А. Санжиева

5. Интернет-ресурсы:

-       www.bichura.ru;

-       www.bichbibl.ru;

-       www.admbich.ru;

-       http://semeyskie.ru/;

-       http://www.starovery.narod.ru/;

-       http://semeiskie-yantari.uu24.ru/;

-       zabava-folk.ru;

-       http://ethnofund.ru/wordpress/publications/starovery;

-       http://tradkulzab.narod.ru/;

-       http://selorodnoe.ru/

5. Историко-этнографический (научно – исследовательский) ряд:

-       Болонев Ф.Ф «А восстановление русского духа … все-таки произойдет от образованных старообрядцев» [О крупных меценатах России – выходцах из старообряд. среды] // Бурятия. – 1994. – 6 окт.

-       Болонев Ф.Ф. Духовная культура и быт русских крестьян-старожилов юго-восточной Сибири в XVIII - начале ХХ века. (Семейские Забайкалья): Дис. в виде науч. докл. …  д-ра ист. наук. – Новосибирск, 1996. – 42 с. – Библиогр.: с. 39-42.

-       Болонев Ф.Ф. Об изменениях в быту и культуре русского (семейского) населения Бурятии // Этнографический сборник / БИОН. –  1969. – Вып. 5. – С. 24-41.

-       Болонев Ф.Ф. Семейские: Ист.-этнографические очерки. – 2-е изд., дораб. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. – 224 с.: ил.; Прил. (с. 188-197). –  Библиогр.: с. 198-205.

-       Болонев Ф.Ф. Семейские Забайкалья в историко-этнографических исследованиях // Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX – начало XX вв.). – Новосибирск, 1978. – С. 23-46.

-       Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья: традиционная культура и современность: (К проблеме угасания старообрядчества) // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих  языков и культур: Тезисы Междунар. науч. конф, г. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995 г. – Новосибирск, 1995. – Т.2: Археология. Этнография. – С. 88-90.

-       Глуховцев В.В. Семейские: (из личных наблюдений бичурца) // Восточное обозрение. – 1901. –  № 17, 18.

-       Иванов С. Что говорили о семейских в прошлом // Бичурский хлебороб. – Бичура, 1993. – 20 авг.

-       Калашников П. «Раздайся, корогод» [О регион. науч.-практ. конф. «История, культура и язык старообрядцев Забайкалья»] // Бурятия. – 2000. – 24 окт. – С. 1.

-       Лупанов А. История, язык и культура старообрядцев Забайкалья [О регион. науч.-практ. конф. «История, культура и язык старообрядцев Забайкалья»] // Тарбагатайская нива. – Тарбагатай,  2000. – 26 окт.

-       Мишла. Среди «семейских» и бурят / М.И. Орфанов // Русский курьер. – 1882. –  № 208. 

-       Петров В. Интерес к судьбе предков – приобщение к культуре: Семейские в Бурятии // Бурятия. – 1998. – 18 февр.

-       Петрова Е.В. Современное состояние культурной традиции среди семейских Бурятии: (социологический аспект) // Культурные традиции народов Сибири и Америки: Преемственность и экология: (горизонты комплексного изучения): Материалы междунар. симпозиума (Чита. 30 июня – 6 июля 1994 г.). – Чита, 1995. – С. 122-124.

-       Полищук Н.С. Быт и культура семейских // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. – Новосибирск, 1975. – Ч.2: Забайкалье. – С. 102-112.

-       Прыжов И.Г. Записки о Сибири. Староверы // Прыжов И.Г. Очерки, статьи, письма. – М.; Л., 1934. – С. 334-336.

-       Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. - Иркутск, 1920. 81 с.

-       Семейские в панораме веков: (Материалы I респ. краевед. конф. школьников, с. Бичура, 23-24 апр. 1998 г.) / Сост. Т.Б. Молонова; М-во образования и науки Республики Бурятия. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. – 120 с.

-       Талько-Грынцевич Ю. Семейские (старообрядцы) в Забайкалье // Протоколы общего собрания  / ТКОРГО. – 1894. –  № 2. – С. 5-29.

-       Ушаров Н.В. Быт семейских: (Этнографический очерк) // Иркутские губернские ведомости. – 1864. – № 38-40, 48, 49. 

-       Шишмарева Л. Соль земли [Семейские с. Бичура] // Правда Бурятии. – 1995. – 1 июля.

-       Элиасов Л. О семейских: Ист. справка // Бурят-Монг. правда. – 1958.– 22 февр.

-       Юмсунова Т.Б. Язык семейских - старообрядцев Забайкалья. - М., 2005. – 321 с.

Литература для детей:

-       По заветам старины. Мифологические сказания, заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев– СПб, 2005. – 296 с.

-       Коринфскiй Аполлонъ / Аполлон Коринфский - Народная Русь. Круглый годъ сказанiй, повѣрiй, обычаевъ и пословицъ русскаго народа. / Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. [1901, PDF, RUS]

Интернет – ресурсы для детей:

-       http://russiasib.ru/semeiskie/

-       http://culture.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также