"Парус" М.Ю. Лермонтов (4 класс, литературное чтение)
Оценка 4.9

"Парус" М.Ю. Лермонтов (4 класс, литературное чтение)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
10.01.2017
"Парус" М.Ю. Лермонтов (4 класс, литературное чтение)
Открытый урок для учителя, работающего в 4 классе по программе "Начальная школа 21 век". Разработка данного урока поможет полностью раскрыть содержание произведения "Парус" М. Ю. Лермонтова, непроизвольно "перенесет детей на парус", заставит почувствовать ту мятежность внутреннюю, которую испытывал автор произведения.М.Ю. Лермонтов "Парус"
М.Ю.Лермонтов Парус.doc

Урок  литературного чтения

 

Тема:   Стихотворения М. Ю. Лермонтова

«Парус»

 

Цель урока: Определить главную мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»

Задачи:

Обучающие:

·        продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям

·        вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

·        закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;

·        вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.

Развивающие:

·        развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;

·        развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;

·        способствовать развитию творческого воображения;

·        развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

Воспитательные:

·        воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

·        воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;

·        воспитание эстетического вкуса у учащихся.

 

Тип урока: ОНЗ с использованием технологии «перевернутого обучения», «групповой работы», «эврестической беседы».

Оборудование: презентация;

интерактивная доска;

музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»;

 

Ход урока

1 Мотивирование

Слово учителя  на фоне портрета поэта с датами жизни

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов ...

               Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

Это жизни дни его вернулись,

Он в нее хозяином вошел,

 Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ ...

В книгах -

              трудным временем проверен,

В ярком блеске добрых, смелых глаз.

Он - живой,-

           не памятником в сквере

Вновь и вновь

            рождается для нас!

                                                Павел Алдахин                                              

 

Учитель

-О чем стихотворение? (Лермонтов давно умер, а мы его помним по его стихам)
-Почему наша любовь к его творчеству не  ослабевает? (Мастер слова, темы интересные, важные и в наши дни, помогают увидеть необычное в обычном…) Какие стихи Лермонтова вам знакомы? (Москва,..)

-Главная мысль? Какие особенности стих-я? Какие чувства передаем при чтении? Темп? Громкость? Ритм? (Прочитать выразительно 3 разных по уровню уч-ся +аргументированные отметки, потом все – в парах)

- Как вы думаете, почему одним ребятам удалось прочитать стих-е выразительно, а другие испытывали трудности? (Нужно почувствовать настроение стихотворения, понять его смысл, увидеть слова, которые передают главное, то, что задумал рассказать и показать автор).

На прошлом уроке вы начали знакомиться с удивительным поэтом М.Ю. Лермонтовым и успели заметить, что его судьба необычна, его взгляд на мир особенный. Сегодня вы сможете сделать новые открытия в жизни и творчестве поэта. Готовы? Что нужно каждому из нас? (наблюдать, сравнивать, думать, делать выводы).

2.Актуализация знаний учащихся

- Предлагаю понаблюдать и сделать выводы о биографии М.Ю. Лермонтова в форме «Перевернутого обучения» в группах. Информацию, которую вы нашли дома вы обсудите в группах и представите самое главное.

Работа в группах. ( ДЗ на предыдущем уроке дать разные  источники, где брать информацию. Задание: прочитать, выбрать главное. Принести источники). Представление результатов работы: группы по очереди называют тезисно факты биографии поэта, не повторяясь, затем на слайдах подвести итог работы-Сделаем вывод: родился.., рано в 4 года потерял мать, воспитывала бабушка, жил в.., учился, ссора близких людей- что чувствуют все люди в такой ситуации?, болел – что чувствует часто болеющий человек? Кавказ, любил….Почему? Служил на Кавказе,  Однажды.. (продолжение ниже)

 

Учитель

 -Однажды Лермонтов приехал из Москвы в Петербург, и отправился на прогулку.  Он вышел к берегу Балтийского моря и увидел картину, которую сейчас видите вы. (пейзаж и фонограмма звуков моря-дать минуты две понаблюдать)

-Что почувствовали и увидели вы? (скалистый берег, блики солнца, лазурь моря, парус,….)

3. Работа с текстом произведения

1)Подготовка к первичному восприятию текста

-Как вы думаете, что почувствовал и увидел Лермонтов?  

Свои мысли и чувства поэт выразил в стихотворение «Парус». Он написал его после той прогулки по берегу моря в1832 году. Послушайте.                  

2)Первичное восприятие текста

(Приложение 2 стихотворение «Парус»)

-Какое настроение стихотворения? Что почувствовали? (тайна, смятение, смешанные чувства). Предположите, почему Лермонтов захотел написать о парусе?

3)Анализ текста

Понаблюдайте какие цвета увидел поэт. Прочитайте стихотворение в паре и заполните таблицу

Цвета

Предметы

белеет

 

голубом

 

лазурь

 

 

 

-Сделаем вывод:  цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости.

-Как вы думаете, какой предмет занимает центральное место в стихотворении, а что является фоном?

-Понаблюдай за описанием фона: (образные выражения) море, ветер, небо, солнце, мачта (выборочно)

-Пронаблюдайте за описанием паруса в паре. Выберите строки, которые говорят об этом. В паре. Проверка по опоре на слайде.

 

- Какие эпитеты использует поэт, когда говорит о парусе? Почему? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления, мятежный,…..)+ словарная работа

- Найди олицетворения. Для чего они используются?

- Найди строки, в которых звучит голос автора. Что он хотел ими передать?

-Понаблюдайте за пунктуацией-знаками препинания. Что вас удивило? (многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие.)

     - Сколько раз употребляется слово парус? (один)

Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури). Удивительно! Почему?  (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.

Работа в тетради.  С 46 № 1 (Какие строки передают тревогу поэта? Запиши) и № 3 (Укажите рифмующие строки . Подчеркните логические ударения.)

Вывод: ………

4) Работа над пониманием прочитанного

Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

Работа с таблицей   фронтально                    (СЛАЙД: таблица)

 

       Что читаем?

       Что видим?

         Как читаем?

      1 строфа

 

 

      2 строфа

 

 

      3 строфа

 

 

 

1строфа.      

Что видим? (море, небо, паруса, затишье)

Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!

 

Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

 

2 строфа.    

Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

 

Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.

 

3 строфа.

Что видим? (ослепляющий  своей красотой морской пейзаж)

 

Как читаем? (светло, торжественно)

А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»

 

Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? Сравните свой воображаемый рисунок с рисунком М.Ю.Лермонтова. Он нарисовал его сразу же, как написал стихотворение «Парус»

               

(СЛАЙД: картина М.Ю.Лермонтова «Парус»)

 

5) Выразительное чтение стихотворения «Парус»

 

Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.

Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.

                

  (прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»)

 

Ваши впечатления?

Вывод: В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус.

4. Сообщение темы и цели урока

-Какую тему мы прошли на уроке? Какие задачи решили?

5. Рефлексия

-Как смогли с ними справиться? Что нового узнали? Какие выводы для себя сделали? На партах у вас лежат кораблики. Вы сможете их отправить в плавание, если напишете на них важные свои мысли или чувства по итогу урока.

Заключительное слово учителя

 

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но оно стало долговечнее камня.

Во все времена читатель пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это стихотворение  пробуждает «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.

 

Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение наизусть

2.По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

 

 

 


Урок литературного чтения

Урок литературного чтения

В строй живых записан он навечно!

В строй живых записан он навечно!

Сделаем вывод: родился.., рано в 4 года потерял мать, воспитывала бабушка, жил в

Сделаем вывод: родился.., рано в 4 года потерял мать, воспитывала бабушка, жил в

Какие эпитеты использует поэт, когда говорит о парусе?

Какие эпитеты использует поэт, когда говорит о парусе?

Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

Сообщение темы и цели урока -Какую тему мы прошли на уроке?

Сообщение темы и цели урока -Какую тему мы прошли на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017