Паспорт иссследовательского проекта "Радуга" для детей начальной школы

  • docx
  • 11.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Pasport_Raduga.docx

Паспорт исследовательского проекта «Как появляется радуга»

 

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Трофимова Екатерина Андреевна

2

Тема проекта

Как появляется радуга

3

Актуальность проекта

Радуга – это великолепное красочное явление, которое издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Может быть поэтому, человечество связало радугу с множеством мифов и легенд. Актуальность проекта «Как появляется радуга» обусловлена необходимостью углубления знаний обучающихся о физическом явлении радуги, развития их когнитивных способностей.  Полученные в ходе исследовательского проекта   знания   о физических явлениях обучающиеся смогут применять в жизни. Реализация проекта будет способствовать развитию интереса к естественнонаучным дисциплинам.

4

Проблема исследования

Как появляется радуга и почему она разноцветная.

5

Объект исследования

Радуга как физическое явление

6

Цель проекта

Исследовать физическое явление – радуга.

7

Задачи проекта

- подобрать и изучить литературу по проблеме исследования;

- провести опытные исследования, найти и подобрать примеры, показывающие значения физических явлений в жизни человека;

- углубить знания о радуге как физическом явлении;

- обобщить полученные результаты, сделать выводы и создать продукт (буклет).

8

Гипотеза исследования

Если радуга явление природы, то её можно сотворить самостоятельно.

9

Методы исследования

1 Анализ.

2. Синтез.

3. Опыты.

4. Наблюдение.

5. Обобщение.

10

Тип проекта (по продолжительности)

Кратковременный

11

Этапы реализации проекта, краткое их описание

1.      Подготовительный этап (2 дня)

1) Сбор и анализ информации:

·         Что такое радуга?

·         Выяснить условия появления радуги в природе;

·         Как получить радугу в домашних условиях?

2) Определение содержания проекта:

- тема;

- актуальность проекта;

- проблема исследования;

- объект исследования;

- цель проекта;

- задачи проекта;

- гипотеза исследования;

- методы исследования;

- тип проекта;

- этапы реализации проекта;

- оборудование для проведения исследования;

- продукт проекта;

- перспектива проекта.

3) Планирование исследовательской деятельности:

-  проведение опыта №1 «Искусственная радуга»

- проведение опыта №2 «Радуга с помощью CD диска»

- проведение опыта №3 «Сложение цветов»

- проведение опыта №4 «Разложение цветов»

- проведение опыта №5 «Пурпурный цвет, которого нет в радуге»

- после проведения каждого опыта делаем вывод.

2.      Практический этап (4 дня)

Опыты исследовательской деятельности.

Опыт №1 «Искусственная радуга»

Цель: убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём.

Оборудование: цифровая лаборатория.

Наполнить ёмкость водой. Поставить зеркало с наклоном. Направить свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставить картон перед зеркалом.

Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

Полученными знаниями можно делиться со сверстниками, которым данная тема будет интересна.

Опыт №2 «Радуга с помощью CD диска»

Цель: убедиться, что с помощью CD диска можно увидеть радугу.

Оборудование: цифровая лаборатория.

Положить CD-диск зеркальной поверхностью вверх, посветить на него фонариком под углом. При необходимости изменять положение диска и фонарика, рано или поздно на светлой поверхности появится радуга.

Вывод: Бороздки CD диска выполняют функцию призм, что влечёт за собой преломление света и последующее появление радуги.

Полученными знаниями можно делиться со сверстниками, которым данная тема будет интересна.

Опыт №3 «Сложение цветов»

Цель: узнать, можно ли получить белый цвет из простых составляющих.

Оборудование: цифровая лаборатория

Вставьте в основание оптического держателя три «крокодила». Закрепите в них три светодиода, подключите их к разъемам блока питания. Направьте их лучи в одну область белого экрана.

Вывод: при наложении света красного, синего и зеленого светодиода получается белый цвет.

Полученные знания применяют для изготовления экранов телевизоров, смартфонов и других устройств.

Опыт №4 «Разложение цветов»

Цель: узнать, можно ли получить красный, синий и зеленый цвет из белого цвета.

Оборудование: цифровая лаборатория

Вставьте в основание оптического держателя три «крокодила». Закрепите в них три светодиода, подключите их к разъемам блока питания. Направьте их лучи в одну область белого экрана. Затем разведите лучи светодиодов разные стороны.

Вывод: при разложении белого света получается красный, синий и зеленый цвет.

Опыт №5 «Пурпурный цвет, которого нет в радуге»

Цель: узнать, как получить пурпурный цвет

Оборудование: цифровая лаборатория

Вставьте в основание оптического держателя два «крокодила». Закрепите в них два светодиода, подключите их к разъемам блока питания. Направьте их лучи в одну область белого экрана.

Вывод: пересечение красного и синего круга оказался пурпурного цвета.

Полученными знаниями можно делиться со сверстниками, которым данная тема будет интересна.

3.      Заключительный этап (2 дня)

1) Изготовление продукта.  Для создания буклета выбран тип публикации   Буклеты (Информационные), макет и цветовая схема. Создан буклет на тему «Радуга», по предложенному образцу, с учетом форматирования. Добавлены текст, фигурный текст WordArt, рисунки.

     2) Рефлексия. В результате исследовательской деятельности мы углубили знания обучающихся об физическом явлении - радуге и доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности, в повседневной жизни.  Таким образом, выдвинутая гипотеза «Если радуга явление природы, то её можно сотворить самостоятельно» подтвердилась.

12

Оборудование для проведения исследования

Мультимедиа, принтер, цифровая лаборатория, проектор, документ-камера.

13

Продукт проекта

Буклет

14

Перспектива проекта

- Продолжить исследование по теме «Физические явления»;

- Расширение знаний о физических явлениях природы будет способствовать формированию исследовательских умений, обучающихся и развитию интереса к изучению окружающего мира.

 - Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

- Формирование ценностных ориентаций.

- Преемственность полученных знаний для изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и естественнонаучных дисциплин в основной школе (химия, физика, биология).

- Привлечение большого количества учащихся к реализации проекта.

- Организация проведения научных конференций в начальной школе.

15

Используемые источники

А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть

А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, 1 часть

Д. Жилин «Набор оптические явления», дидактическое пособие цифровой лаборатории