Паспорт проекта по преодолению кризиса чтения

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В паспорте проекта по преодолению кризиса чтения сформулированы цели, принципы реализации данной программы, назван предполагаемый результат, перечислены возможные формы и условия работы с детьми. Паспорт поможет в планировании деятельности педагогов, в нём перечислены формы взаимодействия с родителями при создании проектов.Методическое пособие для организации внеурочной деятельности
Иконка файла материала Паспорт проекта по преодолению кризиса чтения.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное                                      учреждение гимназия №16 «Интерес» Паспорт проекта «Оркестр» по преодолению кризиса чтения2017 год Образовательный проект « Оркестр» Тип проекта: – По доминирующей деятельности информационно­практико­ ориентированный;  – По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов; – По времени проведения долгосрочный;  – По характеру контактов осуществляется внутри школьного учреждения в  контакте с семьей. Актуальность темы.  Сегодня наблюдается катастрофическое снижение уровня читательской  культуры, отсутствие интереса к книге. Согласно опросам ВЦИОМ, 35%  россиян  не читают книг вообще. Если не вмешаться в этот процесс, то  получим не выпускника, соответствующего портрету ФГОС, а «человека с  холодной душой». Необходимо формировать высокую духовность ребёнка,  используя при этом цифровые ресурсы. Цель: Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического  здоровья ребенка. Задачи:     Организовать работу по преодолению кризиса чтения. Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно­ образовательной работы и комплекс мероприятий.  Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у  каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения,  стремления к активной деятельности; Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями  учащихся.. Адресная направленность.Данный проект рассчитан на учеников 5 классов гимназии, родителей,  педагогов дополнительного образования, заведующей медиатекой и  руководителя школьного музея.   Проект разработан на основе теоретических положений и практико­ ориентированных направлений ряда разработок и программ.  Принципы реализации проекта:  Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания,  умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.            Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о  его здоровье и безопасности. "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для  ребенка данного возраста); дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его  психологических особенностей, возможностей и интересов; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; сочетание научности и доступности материала; наглядность; характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и  двигательных нагрузок; профессиональная компетентность педагога; принцип от близкого к далекому; принцип системно­организованного подхода, который предполагает  скоординированную работу всех специалистов гимназии; принцип учета региональных условий. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Предполагаемый результат:  Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления,       восприятия, воображения); Способствует развитию познавательных способностей, тактильной  чувствительности, мелкой моторики школьников; Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных  особенностей; Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса  обучения; Формирование самосознания и адекватной самооценки; Совершенствование предметно – игровой деятельности, что  способствует развитию сюжетно­ролевой игры; Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора  исследовательско­творческой деятельности, оценки и самооценки  полученных результатов. Условия реализации. Условиями реализации предложенного проекта «Оркестр»  является  организация предметно­развивающей среды вгимназии, выступающей в роли  стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности  школьника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и  отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.    осуществление коммуникативно­диалоговой основы взаимоотношений  школьников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития  ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс  гимназии и семьи; создание единого ценностно­смыслового сотрудничества педагогов и  родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов  обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья  детей; включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и  методов работы .           Основные средства:     Информирование родителей о задачах и содержании проекта; Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; Подготовка оборудования, материалов и инструментов; Обогащение предметно­развивающей среды. Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный  педагогический процесс. Содержание проекта. Основные этапы проекта: Первый этап – (организационный) поисково­теоретический – посвящен  изучению и анализу психолого­педагогической литературы по исследуемой  проблеме. Были определены методология и методика исследования, его  понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза,  подобран необходимый диагностический инструментарий. Второй этап – диагностическо­методический.     Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы:  что уже есть и что нужно сделать; Создание банка идей и предложений; Подбор необходимого оборудования и пособий для практического  обогащения проекта, целенаправленности, систематизации  образовательного процесса; Определение задач воспитательно­образовательного процесса; Планирование деятельности педагогов. Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован  педагогический проект. Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов  проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных,  которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических  положений, систематизация и обобщение данных опытно­поисковой работы,  анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов,  оформление материалов). Презентация проекта:  Презентация проекта на родительском собрании (педагоги­родители),  педагогическом совете;  Презентация проекта на муниципальном уровне; Работа с детьми представлена следующими формами:    Организованная образовательная деятельность с детьми; Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми; Самостоятельная игровая деятельность детей; Условия работы с детьми: 1. 2. занятий. Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению Мы используем следующие виды работы: Составление  сценария мультфильма,  чтение  басен,  чтение наизусть, работа над  выразительным чтением; изготовление кукол, съёмки,работа над музыкальным сопровождением, озвучивание, работа в компьютерной программе. Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:   Анкетирование, тестирование родителей; Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров­ практикумов, круглых столов;      Привлечение родителей к изготовлениюкукол; Совместные конкурсы поделок  Фотовыставка  Индивидуальная консультативная работа; Родительские собрания с показом практической работы с детьми. Основные средства: 1. 2. 3. 4. Информирование родителей о задачах и содержании проекта; Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; Подготовка оборудования, материалов и инструментов; Обогащение предметно­развивающей среды. Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный  педагогический процесс. Психолого­педагогическое сопровождение представлено:    Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной  и познавательной сферы детей, система мониторинга для отслеживания результатов работы, создание системы психолого­педагогической диагностики, которую  может реализовать учитель. Методическая работа с педагогами: Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как  организаторов разнообразных видов детской деятельности. Задачи: – повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий  их переноса в практическую деятельность – развитие информационных, организаторских, коммуникативных и  аналитических умений – развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности иинициативы – формирование у педагогов потребности в профессиональном росте. Особенности проекта «Оркестр» Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями. Позволяет ребенку создавать кукол­персонажей литературных произведений. Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом. Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения. Принципы работы с детьми:       системность подачи материала, наглядность обучения, цикличность построения работы, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала. Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная. Проект строится на основе исследовательской деятельности , направленной, в первую очередь на создание мотивации для чтения, развитие школьника,  обеспечение психологической комфортности ребенка в гимназии.  Исследовательская деятельность обеспечивает положительную мотивацию  для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для  воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в  реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности  целенаправленного формирования различных сторон психической  деятельности. Занятия направлены на развитие мелкой моторики и развитию речи,  творческого мышления. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени  способствует обеспечению социальной успешности школьников, развитию их  познавательных способностей, помогает в  учебной деятельности. В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта  постепенно преодолевается кризис чтения, налажено взаимодействие всех  сторон воспитательно­образовательного процесса, усилились методические  связи между учителями гимназии и родителями школьников. Полученные  результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и  необходимости дальнейшего развития.