В паспорте проекта по преодолению кризиса чтения сформулированы цели, принципы реализации данной программы, назван предполагаемый результат, перечислены возможные формы и условия работы с детьми. Паспорт поможет в планировании деятельности педагогов, в нём перечислены формы взаимодействия с родителями при создании проектов.Методическое пособие для организации внеурочной деятельности
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение гимназия №16 «Интерес»
Паспорт
проекта «Оркестр»
по
преодолению кризиса чтения2017 год
Образовательный проект
« Оркестр»
Тип проекта:
– По доминирующей деятельности информационнопрактико
ориентированный;
– По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных
групп, родителей, педагогов;
– По времени проведения долгосрочный;
– По характеру контактов осуществляется внутри школьного учреждения в
контакте с семьей.
Актуальность темы.
Сегодня наблюдается катастрофическое снижение уровня читательской
культуры, отсутствие интереса к книге. Согласно опросам ВЦИОМ, 35%
россиян не читают книг вообще. Если не вмешаться в этот процесс, то
получим не выпускника, соответствующего портрету ФГОС, а «человека с
холодной душой». Необходимо формировать высокую духовность ребёнка,
используя при этом цифровые ресурсы.
Цель:
Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического
здоровья ребенка. Задачи:
Организовать работу по преодолению кризиса чтения.
Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно
образовательной работы и комплекс мероприятий.
Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у
каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения,
стремления к активной деятельности;
Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями
учащихся..
Адресная направленность.Данный проект рассчитан на учеников 5 классов гимназии, родителей,
педагогов дополнительного образования, заведующей медиатекой и
руководителя школьного музея.
Проект разработан на основе теоретических положений и практико
ориентированных направлений ряда разработок и программ.
Принципы реализации проекта:
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания,
умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о
его здоровье и безопасности.
"Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для
ребенка данного возраста);
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
сочетание научности и доступности материала;
наглядность;
характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и
двигательных нагрузок;
профессиональная компетентность педагога;
принцип от близкого к далекому;
принцип системноорганизованного подхода, который предполагает
скоординированную работу всех специалистов гимназии;
принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления,
восприятия, воображения);
Способствует развитию познавательных способностей, тактильной
чувствительности, мелкой моторики школьников;
Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных
особенностей;
Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со
сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса
обучения;
Формирование самосознания и адекватной самооценки;
Совершенствование предметно – игровой деятельности, что
способствует развитию сюжетноролевой игры;
Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора
исследовательскотворческой деятельности, оценки и самооценки
полученных результатов.
Условия реализации.
Условиями реализации предложенного проекта «Оркестр» является
организация предметноразвивающей среды вгимназии, выступающей в роли
стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности
школьника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и
отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
осуществление коммуникативнодиалоговой основы взаимоотношений
школьников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития
ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс
гимназии и семьи;
создание единого ценностносмыслового сотрудничества педагогов и
родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов
обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья
детей;
включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и
методов работы .
Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение предметноразвивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный
педагогический процесс.
Содержание проекта.
Основные этапы проекта:
Первый этап – (организационный) поисковотеоретический – посвящен
изучению и анализу психологопедагогической литературы по исследуемой
проблеме. Были определены методология и методика исследования, его
понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза,
подобран необходимый диагностический инструментарий.
Второй этап – диагностическометодический.
Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы:
что уже есть и что нужно сделать;
Создание банка идей и предложений;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического
обогащения проекта, целенаправленности, систематизации
образовательного процесса;
Определение задач воспитательнообразовательного процесса;
Планирование деятельности педагогов.
Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован
педагогический проект.
Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов
проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных,
которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических
положений, систематизация и обобщение данных опытнопоисковой работы,
анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов,
оформление материалов).
Презентация проекта:
Презентация проекта на родительском собрании (педагогиродители),
педагогическом совете;
Презентация проекта на муниципальном уровне;
Работа с детьми представлена следующими формами:
Организованная образовательная деятельность с детьми;
Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
Самостоятельная игровая деятельность детей;
Условия работы с детьми:
1.
2.
занятий.
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению
Мы используем следующие виды работы:
Составление сценария мультфильма,
чтение басен,
чтение наизусть,
работа над выразительным чтением;
изготовление кукол,
съёмки,работа над музыкальным сопровождением,
озвучивание,
работа в компьютерной программе.
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:
Анкетирование, тестирование родителей;
Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров
практикумов, круглых столов;
Привлечение родителей к изготовлениюкукол;
Совместные конкурсы поделок
Фотовыставка
Индивидуальная консультативная работа;
Родительские собрания с показом практической работы с детьми.
Основные средства:
1.
2.
3.
4.
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение предметноразвивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный
педагогический процесс.
Психологопедагогическое сопровождение представлено:
Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной
и познавательной сферы детей,
система мониторинга для отслеживания результатов работы,
создание системы психологопедагогической диагностики, которую
может реализовать учитель.
Методическая работа с педагогами:
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как
организаторов разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
– повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий
их переноса в практическую деятельность
– развитие информационных, организаторских, коммуникативных и
аналитических умений
– развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности иинициативы
– формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.
Особенности проекта «Оркестр»
Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.
Позволяет ребенку создавать куколперсонажей литературных произведений.
Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.
Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.
Принципы работы с детьми:
системность подачи материала,
наглядность обучения,
цикличность построения работы,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.
Проект строится на основе исследовательской деятельности , направленной, в
первую очередь на создание мотивации для чтения, развитие школьника,
обеспечение психологической комфортности ребенка в гимназии.
Исследовательская деятельность обеспечивает положительную мотивацию
для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для
воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в
реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности
целенаправленного формирования различных сторон психической
деятельности.
Занятия направлены на развитие мелкой моторики и развитию речи,
творческого мышления.
Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени
способствует обеспечению социальной успешности школьников, развитию их
познавательных способностей, помогает в учебной деятельности.
В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта
постепенно преодолевается кризис чтения, налажено взаимодействие всех
сторон воспитательнообразовательного процесса, усилились методические
связи между учителями гимназии и родителями школьников. Полученные
результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и
необходимости дальнейшего развития.