"Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)" А.Е. Личко

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПДО Личко.doc

ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ПДО)

А.Е. ЛИЧКО

. ПДО является еще одной методикой класса личностных типологи­ческих опросников. В этой методике А.Е. Личко с сотрудниками ис­пользовал типологический подход к описанию и диагностике лично­сти здорового человека. ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуации характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем во­шли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, на­строение, сон, сексуальные проблемы и т.д.), отношение к близким и

окружающим (родителям, друзьям, школе и т.п.) и к некоторым абст­рактным категориям (к критике, к наставлениям, к правилам и зако­нам и т.п.). В наборы были также включены фразы, отражающие от­ношение разных характерологических типов к ряду жизненных про­блем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

С помощью составленного таким образом опросника авторами была обследована большая группа подростков общей численностью 2 235 че­ловек, из них 1 675 здоровых социально адаптированных подростков-учащихся и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями лично­сти различных типов. Результаты этого исследования выявили 11 ти­пов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста (ЛичкоА.Е., 1979).

1. Гипертимный    тип.   Он соответствует гипертимномутипу в опроснике X. Шмишека и ги по маниакальному типу в MMPI.
Главными особенностями этого типа в подростковом возрасте явля­ются постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются под­чиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам отно­сятся легкомысленно, без труда могут переступить грань между доз­воленным и запретным.

2.      Циклоидный   тип. Он соответствует циклотимическому типу личности в опроснике X. Шмишека. До пубертатного возраста дети такого типа производят впечатление гипертимиков или нормо-
тимиков. Однако с наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы подъема и спада настроения сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Вначале
смена фаз происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. В поманиакальной фазе бросаются в глаза по­вышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. В субдепрессивной фазе фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная  раздражительность и интровертированность.

3.      Лабильный    тип.   Отличительной особенностью этого типа личности в подростковом возрасте является крайняя изменчи­вость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая непри­ятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настрое­ние, вернуть веселость и веру в жизнь. От текущего состояния зависит все: настроение, самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям. В этом смысле лабильный тип близок к эмотивному в типологии акцентуаций К. Леонгарда.

4.      Астено-невротический   тип. При этом типе рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, бо­лезненность, страхи, заикание, энурез и т.п. Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утом­ляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация насостоянии      соматического     здоровья.      Содержательно     астеноневротический тип близок к ипохондрическому типу в MMPI.

5.       Сензитивный   тип.  Основными чертами данного Типа являются повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, живот­ных, одиночества и т.п.), в избегании компаний бойких и активных детей, робости, скованности, боязни любых видов проверок и испыта­ний. Сензитивный тип в данной типологии близок к тревожному типу в опроснике X. Шмишека.

6.       Психастенический   тип. Данный тип личности опи­сывается в рамках MMPI. Основными особенностями психастениче­ского типа являются повышенная тревожность, мнительность, склон­ность к сомнениям. Психастеник постоянно во всем сомневается, для него очень трудно принять какое-либо окончательное решение, по­этому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу. Эти черты роднят психастеника с педантичным типом акцен­туации по К. Леонгарду.

7.       Шизоидный   тип.  Особенности шизоидного типа изложены при описании соответствующей шкалы MMPI. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно за­метными становятся замкнутость, закрытость от влияния других, ду­ховное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.

Эпилептоидный   тип.,Главной особенностью этого типа   является   склонность   к  возникновению   периодов   злобнотоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряжен­ность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессивность. Все влече ния в подростковом возрасте у представителей этого типа характери­зуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.

9.  Истероидный   тип.  Выраженными особенностями яв­ляются безграничный эгоизм и "жажда признания". Подростки этоготипа личности обычно очень чувствительны к реакциям других лю­дей, легко перестраиваются, легко вживаются в любую роль, стремят­ся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувст­вия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равноду­шия к своей персоне. Истероидный тип личности включен как в MMPI, так и опросник X. Шмишека.

10.    Неустойчивый   тип. Лица неустойчивого типа слабо­вольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно нега­тивному. Они не имеют никаких собственных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешнимиобстоятельствами. Зависимые и бесхарактерные, они часто попадают в антисоциальные компании, бросают учебу и работу, сближаются с
правонарушителями, уходят в алкоголизм, наркоманию и т.п. Но в ус­ловиях сурового и жесткого режима они могут приобрести положительные трудовые навыки и не отличаются по поведению от других подростков.

11.    Конформный   тип. Главная черта этого типа — постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего ок­ружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственного мнения и интересов, с трудом воспринимают новое, необычное, отрицательно относятся к любым переме­нам в жизни.

Применение опросника ПДО в реальном диагностическом обсле­довании дает балльные оценки по каждой из 11 шкал, соответствую­щих перечисленным выше типам акцентуации личности. Для вывода о наличии того или иного типа акцентуации у подростка его балльный показатель по соответствующей шкале опросника должен быть равен или выше минимального диагностического значения (от 5 до 7 для разных шкал).