ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Оценка 4.7

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Оценка 4.7
Документация
docx
русская литература
Взрослым
05.03.2020
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
В данной статье раскрываются особенности работы по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения. Раскрываются воспитательные возможности учебных книг по начальному литературному образованию.
Статья 2020 .docx

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Каминская Виктория Александровна

учитель начальных классов

МОУ СШ № 95

Краснооктябрьского района

Волгограда .

В данной статье раскрываются особенности работы по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения. Раскрываются воспитательные возможности учебных книг по начальному литературному образованию.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; любовь к Родине, русская природа, защитники Отечества.

Понятие «патриотизм» характеризуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [4: 486]. Патриотическое воспитание – это целенаправленная и систематическая деятельность учителей по формированию у младших школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности и неизменности своему Отечеству, готовности защитить родную землю.

Учебный курс литературного чтения для начальной школы призван приобщать учащихся к духовному опыту великого творческого наследия наших предков. В разделе «Устное народное творчество» учащимся раскрывается народный жизненный идеал: красота родной природы, уважение к труду и к труженику, неуважение к тем, кто хочет жить за чужой счет, кто утверждает себя в жизни ценой страданий и гибели других людей.

Так, например, ученики знакомятся с русскими народными песнями «Береза моя, березонька», «Ты , рябинушка,  раскудрявая», «Из-за лесу, лесу темного…», «Как на тоненький ледок», закличками «Жаворонки, жавороночки, прилетите к нам», «Солнышко, покажись, красное, снарядись!», «Дождик, дождик, пуще, дам тебе я гущи!», приговорками «Бабочка-коробочка, полети на облачко», «Божья коровка, полети на небо!», потешками, загадками, считалками, пословицами о Родине, об умении и трудолюбии [2]. Комментарии и пояснения учителя здесь просто необходимы. Учитель должен упомянуть о том, что белая береза с испокон веков считалась и сейчас считается символом России, рябины очень часто встречаются на улицах русских городов, сел, деревень. Пословицы и поговорки – не просто материал для тренировки в чтении учащихся. От анализа их смысла и значения,  учитель «отталкивается» для проведения бесед о пользе труда,  трудовых достижениях русского народа, да и не только о достижениях, а и о повседневном, будничном труде взрослых (Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей); о защитниках России в разное время (Родина – мать, умей за нее постоять; Боевые рубежи крепко держи; Где родился - там и сгодился; Героем упадёшь - поднимут, трусом упадёшь – раздавят; Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей; Для родной Отчизны не жаль и жизни; За свою Отчизну не жаль и жизни) и т. д.

В целом ряде произведений учащиеся знакомятся с важнейшими событиями истории России: восстаниями, войнами, нашествиями врагов. В процессе изучения этих произведений перед школьниками уже не в обобщенно-сказочном, а в конкретно-историческом освещении раскрываются мужество и героизм народа. Такими произведениями являются былины, исторические песни.

Художественная и историческая ценность русского героического эпоса, безусловно, очень велика. Былины вполне доступны детям младшего школьного возраста. Былины, или старины, старинки, как их называли в прошлом веке северные крестьяне, возникли в Древней Руси, широко бытовали в народе еще в XVIII и XIX веках. Былина – это большая песня-поэма, исполнявшаяся нараспев, обычно под аккомпанемент гуслей (об этом учитель сообщит в своем рассказе перед чтением первой былины). Секрет обаяния былин для современного читателя заключается в том, что это одновременно сказка и действительность, вымысел и история.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с былинами: «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко», читают отрывки из древнерусской «Повести о Петре и Февронии» и «Начальной русской летописи» – «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Начали братья эти составлять славянскую азбуку». Эти и другие былины помещены в авторские программы по начальному литературному образованию , , [5].

Методический аппарат учебников по чтению предусматривает подробную работу по изучению таких произведений [3]. Например, после знакомства с текстом «Житие Сергия Радонежского» предлагаются задания информативно-проверочного характера:

Задание 1. Из текста ты узнал о детстве великого русского святого Сергия Радонежского. Имя Сергий он получил, когда стал монахом. Сергий Радонежский основал монастырь, посвященный Святой Троице, - Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Украшением главного собора монастыря стала икона «Троица», созданная учеником Сергия Радонежского великим иконописцем Андреем Рулевым. Найди в энциклопедии текст о Сергии Радонежском. Расскажи своими словами о его жизни и подвигах.

Задание 2. Расскажи о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используй опорные слова и выражения: московский князь Дмитрий Иванович Донской; дать отпор Золотой Орде; долго готовился, просил благословения у Сергия Радонежского; святой предрек победу; русская армия вышла из кремлевских ворот 10 августа 1380 года; перешли Дон; засадный полк; 8 сентября началась битва; удар копья свалил князя; русские отряды начали отступать; вражеская конница; обрушился засадный полк; татары и хан Мамай обратились в бегство; великая победа на Дону.

В рубрике «Проверь себя», предполагающей проверку повторение, обобщение и проверку знаний учащихся после изучения раздела «Летописи. Былины. Жития» даны задания.

Задание 1. Объясни своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название. Зачем создавались летописи?

Задание 2. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

Задание 3. Тебе уже известно, что летописи и житии записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?

Задание 4. Обратил ли ты внимание на то, авторы летописи и жития не названы? Но эти произведения не являются фольклорными. Дело в том, что в литературе Древней Руси не обязательно было указывать имя автора. Главным становился рассказ о произошедших событиях и людях, в них участвовавших.

Почти каждая былина имеет в основе реальные исторические события. Действие многих из них связано со стольным Киев-градом, где правит князь Владимир Красно- Солнышко, с господином Великим Новгородом.

Летописи сохранили сведения о Добрыне – дяде Владимира Мономаха, Алеше Поповиче и других героях былин. Но главная привлекательность былин в том, что, обращаясь к истории, они воспевают любовь к Родине, доблесть, мужество ее защитников.

Подвиги богатырей, защищавших Русь от вражеских набегов и нашествий, составляют основное содержание былин. Всего известно около ста былинных сюжетов, в начальных же классах изучается небольшое их количество, да и то в адаптированных текстах. Во многих былинах главное действующее лицо – Илья Муромец. Илья – крестьянский сын, защитник вдов, сирот, детушек, стоит на страже русской земли.

Изучая и сопоставляя творчество русских поэтов и писателей разных времен, учащиеся убеждаются, что одна из главных тем их произведений – тема Родины (родной дом, город, улица, деревня, двор, природа - реки, озера, леса, поля, моря, горы). Тема Родины должна входить в жизнь ребенка как самое близкое и дорогое. Воспитание любви к родной природе является одним из самых естественных, очевидных и действенных путей патриотического воспитания [1: 57].

Прозаические или стихотворные произведения русских классиков, описывающие картины родной природы и пронизанные любовью к родной земле, безусловно, целью своей имеют патриотическое воспитание школьников. На каждом из подобных уроков ученики знакомятся с произведениями, раскрывающими красоту родной природы. Чтение и анализ таких произведений позволяет испытывать школьникам то же эмоциональное воздействие, которое испытывают от общения с природой авторы и их герои. Ненавязчиво, через систему художественных образов проходит в произведениях идея бережного и любовного отношения к природе.

Это стихотворения «Зима!..Крестьянин торжествуя…», «…Вот север, тучи нагоняя…», «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода», «…За весной, красой природы», «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Осень», «Осень», «Зима недаром злится..», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою….», «Весенняя гроза», «Листья», «Еще земли печален вид», «Ласточки пропали», «Чудная картина…», «Мама! Глянь-ка из окошка…»,  «Я пришел к тебе с приветом…»,  «Зреет рожь над жаркой нивой», «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Утро», «Встреча зимы», «В синем небе плывут над полями», «Русь», «Мой садик», «Зима», «В ночном», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Вот уж снег последний в поле тает», «Родине», «Перед дождем», «Славная осень!», «Тишина», «Детство», «На проселке», «Полевые цветы», «Листопад», «Ночь», «Береза», «Черемуха», «Воробышки», «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые», «Лебедушка», «Меж редеющих верхушек», «Плывут паутины», «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» [2; 3]. Эти и подобные им лирические стихотворения приводят детей к осознанию прелести родной природы в разные времена года, учат видеть, наблюдать и понимать красоту окружающего мира, по-доброму относиться ко всему живому, понимать беззащитность многих ее обитателей, не губить живое, помогать природе.

Знакомясь с такими произведениями, учитель должен показать, как нужны наблюдательность, пристальное внимание к общим картинам природы и отдельным ее деталям.

Неисчерпаемый материал для формирования у детей патриотических чувств дают произведения, описывающие события Великой Отечественной войны. По словам великого русского педагога , никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа [6: 164].

Уроки чтения произведений об армии, о доблестных защитниках Родины наиболее значимы для воспитания патриотизма, любви к Родине. Главное внимание в ходе этих уроков учитель обращает на те качества личности, которые помогли действующим лицам того или иного читаемого произведения проявить свою готовность защищать Отечество, т. е. стать патриотом.

Вся работа, связанная с формированием представлений о патриотизме у школьников на уроках чтения, должна проводиться учителем тактично, с использованием разнообразных приемов работы с литературным текстом. Основываясь на содержании, характере произведения, можно предложить учащимся ответить на вопросы по прочитанному, высказать свое отношение, привести аналогичные примеры из окружающей жизни и т. п.

При организации работы по патриотическому воспитанию необходимо соблюдение целого ряда принципиальных положений.

Известно, что младшие школьники тянутся к героическому. Они ищут себе пример в жизни, стремятся быть похожими на героев в своих поступках и делах. Но благородные черты мужества, героизма, патриотизма не возникают у человека стихийно – они складываются под воздействием всего уклада общественной жизни. Поэтому весьма благотворно воспитание на литературных примерах, отражающих боевые и трудовые традиции русского народа.

К большому сожалению, учебники «Литературное чтение» по различным обучающим программам не содержат ни одного рассказа, повести, эпического стихотворения о боевых и трудовых подвигах русского народа в годы Великой Отечественной войны. На протяжении многих десятилетий учебники по начальному литературному образованию были насыщены произведениями патриотического характера. В прежнюю программу по чтению были включены «Быль для детей» , рассказ П. Цвирки «Соловушка», стихотворения С. Васильева «Белая береза», А. Суркова «Под вечер в гестапо ее привели», М. Исаковского «Слава народу», П. Бровки «Бессмертие», В. Лебедева-Кумача «Священная война», рассказы Л. Кассиля «», «У классной доски», Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина», «Передовая на Эйзенштрассе», отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия» – «Листовки», отрывок из повести В. Катаева «Сын полка» – «В разведке», эпическое стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста».

В учебнике , , «Литературное чтение» (серия «школа России») в ходе повторительно-обобщающего урока после изучения раздела «Родина» учащимся предлагается рассмотреть композицию, на которой представлены плакаты «Родина мать зовет!», «Слава воину-победителю!», «Наше дело правое! Победа будет за нами!», фотографии «Водружение Знамени Победы над Рейхстагом», «Штандарты и знамена немцев у стен Кремля», репродукции картины «Оборона Севастополя», изображение медали «За взятие Берлина», «Золотая звезда», ордена «Победа». После этого учащимся на выбор даны темы проектов:

Они защищали Родину!

Россия – Родина моя!

Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!

Далее следует задание. Расспросите своих родителей, бабушек, дедушек о Великой Отечественной войне. Какие военные события им запомнились из воспоминаний близких людей? Какие книги о войне оставили след в их памяти? Какие песни и стихи хотелось бы послушать? Кроме того учащимся предлагается найти в библиотеке рассказы и стихи русских писателей и поэтов о войне, о Родине. Выберите понравившиеся произведения. Составьте их список. Напишите сценарий «Они защищали Родину».

Делая акценты на определенных художественных образах, эпизодах в развитии действия произведения любого жанра – лирического или эпического стихотворения, рассказа, повести, былины, устанавливая в памяти детей определенные связи между изученными, прочитанными ими произведениями, можно вызвать в сознании учащихся целую систему впечатлений, эмоций, мыслей, имеющих целью углубить, развить у них чувство патриотизма.

 

 

 

Литература

1.  Белова любви к родному краю // Литература в школе. – 1984. – № 1. - С. 57-58.

2.   Бойкина чтение3 класс: в 2 частях. Ч. 1-2. – М.: Просвещение, 2015.

3.   Бойкина чтение4 класс: в 2 частях. Ч. 1-2. – М.: Просвещение, 2015.

4.   Шведова словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

5.  Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа; сост. . – М.: Дрофа, 2000. – 288с.

6.  Сухомлинский  Воспитание гражданина. – Киев: Радяньская школа, 1985. – 269 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

В целом ряде произведений учащиеся знакомятся с важнейшими событиями истории

В целом ряде произведений учащиеся знакомятся с важнейшими событиями истории

Задание 1 . Объясни своими словами, что такое летопись

Задание 1 . Объясни своими словами, что такое летопись

Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою

Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою

К большому сожалению, учебники «Литературное чтение» по различным обучающим программам не содержат ни одного рассказа, повести, эпического стихотворения о боевых и трудовых подвигах русского народа…

К большому сожалению, учебники «Литературное чтение» по различным обучающим программам не содержат ни одного рассказа, повести, эпического стихотворения о боевых и трудовых подвигах русского народа…

Литература 1. Белова любви к родному краю //

Литература 1. Белова любви к родному краю //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020