Патриотическое воспитание школьников
на основе православных ценностей.
Учитель математики МОУ Лицей г. Фрязино, Московской
Бурова Марина Васильевна
Современное образование ставит главной целью развитие целостной высококультурной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в обществе. И это формирование невозможно без патриотического воспитания, основанного на православии.
Учитель, классный руководитель – человек, стоящий у истоков взросления и формирования личности.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества достойного гражданина Родины. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника.
Патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним. В то же время любовь к отечеству в православном понимании подразумевает любовь и уважение ко всем другим народам, населяющим наше государство.
С точки зрения христианства, патриотизм – чувство благодарности Богу за то, что ты появился на свет в данном месте и в данное время.
Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос, и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Раскрытие положительных резервов личности воспитанника становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов педагога с детьми, что особенно важно в патриотическом воспитании, основанном на эмоциональном воздействии на воспитанников.
Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II:
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны».
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя», – золотое правило нравственности. (Мф. 22, 39)
Беседы о милосердии, толерантности, помощь своим соседям, посещение дома ребёнка помогает человеку встать на новую ступень взросления. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине и православным традициям.
“Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле…” Патриотизм, как и православное воспитание, начинается с семьи. На родителей возложена великая миссия становления и формирования молодого поколения.
Слова “мама”, “мать” – одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языке всех народов. Словом “мать” называют свою Родину, потому что она по-матерински относится к своим детям – народам её населяющим.
« Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.»
День Победы, встреча с ветеранами, возложение цветов, участие в смотре строя и песни, проведение конкурса чтецов, просмотр и обсуждение фильмов, конкурс военной песни, встреча с военными - всё это вырабатывает чувство гордости за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское, патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатый событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Вера без дел мертва (Иак. 2,17).
Поисковое движение. Деятельность поисковых организаций направлена на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов, также деятельность направлена на воспитание патриотизма и готовности к защите Родины у подростков и молодежи. Участие наших ребят в поисковых отрядах, рассказы о встречах с близкими погибших вызывают отклик в душе ,дают возможность задуматься о своем месте и роли в жизни. .
В лицее разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание ребят через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, и др. учителя формируют активную жизненную позицию, развивают умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывают уважение к народным традициям и культуре, уважительное и толерантное отношение к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества. Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте.
В лицее стало традицией проведение таких мероприятий, как День Знаний; День пожилых людей; День Учителя; День Матери; День защитника Отечества; Месячник оборонно-спортивной работы; День Победы; День защиты детей и др., используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край» ,различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.
Добросовестный труд человека – каждодневное свидетельство нашего патриотизма. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из нас почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации завит от нас самих, от нашей готовности к труду, высокой работоспособности.
Патриотическое воспитание школьников на основе православных ценностей включает в себя любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; заботу о родителях; помощь ближнему; каждодневный добросовестный труд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.