«Патриотическое воспитание школьников как неотъемлемое условие выполнения ФГОС»
Оценка 5

«Патриотическое воспитание школьников как неотъемлемое условие выполнения ФГОС»

Оценка 5
docx
08.02.2024
«Патриотическое воспитание школьников как неотъемлемое условие выполнения ФГОС»
Доклад на тему_ «Патриотическое воспитание школьников как неотъемлемое условие выполнения ФГОС».docx

                                                                      

Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс –интернат лицей искусств»

 

 

 

 

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание школьников как неотъемлемое условие выполнения ФГОС»

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)

общего образования

 

1. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  среднего  общего

образования представляет собой совокупность требований,

обязательных  при  реализации  основной образовательной  программы  среднего

общего  образования

 

18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении

среднего общего образования (далее - Программа) должна быть построена на

основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как

патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и

творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство,

природа, человечество и направлена на воспитание высоконравственного,

творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей

страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и

будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального

народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению

                       «Весьма важно, чтобы патриотические чувства, душевные отклики на жизнь углублялись, обогащались поэзией, музыкой, живописью, обогащая ум и сердце, сохраняясь надолго, возможно на всю жизнь».
                                                                                                    В.Н.Вишневская

      Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Классный руководитель является важным звеном, объединяющим семью и школу в единое целое, задает тон формированию социально-активной личности, развитию духовных ценностей личности.

     Одной из целей стратегии развития является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека являются значимыми аспектами воспитания подрастающего поколения.            

       Создание и проведение мероприятий, которые заинтересуют учащихся, и при этом,  будут соответствовать стратегии  (создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей) является задачей классного руководителя.

     Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, классный руководитель может выделить следующие приоритетные направления в своей работе:

     патриотическое воспитание, которое формирует

-    гражданскую позицию;

-    патриотическое сознание;

-    национальное самосознание;

-    любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;

       гражданское образование и  воспитание, которое формирует

- гражданина России, способного отстаивать ее интересы;

- проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;

- толерантное поведение,

- условия социализации полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества;

- потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;

- аналитические компетенции и критическое мышление школьников;

       духовно-нравственное развитие и воспитание,  которое создает условия для:

-  развития самосознания,

- формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,

 - формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,

- формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.

      Основной целью классного руководителя, как тьютора патриотического, духовно-нравственного воспитания является создание условий для развития духовно-нравственных патриотических качеств и компетентностей школьников, для их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны.

     В ходе реализации мероприятий, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, вырабатываются ключевые компетенции воспитанников. Среди них:

В  плане самостоятельной познавательной деятельности:

·       понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;

·       проявление интереса к изучению истории Отечества;

·       проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к государственной, а особенно, военной службе;

·       проявление уважения к законности;

·       расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;

·       самовыражение в различных видах познавательной деятельности.

В социально-трудовой сфере:

·       умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;

·       восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;

·       воспитание уважения к труду, человеку труда.

В коммуникативной сфере:

·       овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками ;

·       общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;

·       умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

·       умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;

·        умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.

В культурно-досуговой сфере:

·       укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных  программах, посещение музеев, выставок и театров.

В гражданско-правовой сфере:

·       начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;

·       положительная тенденция нравственного развития;

·       становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;

·       духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;

·       формирование психологической и интеллектуальной готовности  к профессиональному и личностному  самоопределению.

   

    Приоритетными внеурочными формами работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию являются:

- экскурсии;

- походы;

- концерты;

- дискуссии;

- конференции;

- соревнования;

- театрализация;

- игровые занятия;

- акции;

- встречи;

      Для патриотического воспитания у подростков правильных ценностных ориентиров значимы их участие в проектной деятельности, проблемно-ценностное общение с представителями других поколений, патриотические конкурсы, интеллектуальные соревнования и игры.

      Для учащихся старших классов актуальны такие формы патриотического воспитания подростков, как диспуты, круглые столы, форумы, обсуждение ситуаций с острой социальной проблематикой.

      Патриотическое воспитание школьников  направлено на создание условий для становления и развития патриотических черт, установок обучающегося; готовности к активной гражданской деятельности. Оно играет  в школе  основополагающую роль в становлении высоконравственной личности; человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России. Патриотизм, как достояние личности, характеризуется гордостью и преданностью своей Родине, уважением к русской истории, языку, социально-активной деятельностью на благо Родины, а также готовностью защищать Россию, служить в армии.

Поэтому  перед образовательным учреждением стоят следующие задачи:

·         формирование патриотического мировоззрения учащихся;

·         развитие национального, гражданского самосознания школьников;

·         создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины (конкурсы, сборы, спортивные соревнования);

·         разработка, проведение практической деятельности, направленной на развитие патриотизма.

      Можно заставить подростка решить задачу или выучить правило. Но возможно ли заставить любить страну, в которой он живёт? Однозначно, нет. Способам развития этого чувства посвящено множество материалов по патриотическому воспитанию школьников. Они объединяют несколько направлений:

·         Историко-краеведческое направление - включает освоение истории края. Знакомство с прошлым родного города, интересными фактами. Просмотр старых фотографий, видеозаписей пробуждают интерес к прошлому и гордость за родной город. Сюда относятся музейные уроки, вахты памяти, встречи с ветеранами, поисковые работы.

·         Эстетическое направление - изучение творчества писателей, музыкантов, художников-земляков, что прививает школьникам художественный вкус. Это литературные вечера, встречи, походы в галереи и музеи, смотры строя  песни, а также праздники народного фольклора.

·         Экологическое направление - воспитывает аккуратное отношение к природе. Это выставки поделок из цветов, овощей, фруктов, озеленение пришкольной территории, изготовление скворечников, турпоходы и др.

·         Предметное направление- В ФГОС заложены цели гражданско-патриотического воспитания подростков. Это направление подразумевает изучение наук социальной направленности: истории, обществознания, основ правоведения, а также создание на основе изученного стендов патриотической тематики.

       Подростковый возраст – время открытий, формирования собственной системы убеждений и взглядов. Патриотическое воспитание в школе (основной и средней) отличается уже осознанным отношением и зрелостью школьников в восприятии понятий патриотизма. Именно на этом возрастном этапе происходит становление активной гражданской позиции.

       Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий

за периоды горечи и позора своей страны, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию сегодня.

    Важно, чтобы патриотическое воспитание молодежи осуществлялось на здоровой почве, не превращаясь в упрощенную и политизированную схему.

 

  


 

Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение

Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение

Создание и проведение мероприятий, которые заинтересуют учащихся, и при этом, будут соответствовать стратегии (создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую…

Создание и проведение мероприятий, которые заинтересуют учащихся, и при этом, будут соответствовать стратегии (создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую…

В социально-трудовой сфере: · умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия; · восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной…

В социально-трудовой сфере: · умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия; · восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной…

Для учащихся старших классов актуальны такие формы патриотического воспитания подростков, как диспуты, круглые столы, форумы, обсуждение ситуаций с острой социальной проблематикой

Для учащихся старших классов актуальны такие формы патриотического воспитания подростков, как диспуты, круглые столы, форумы, обсуждение ситуаций с острой социальной проблематикой

Именно на этом возрастном этапе происходит становление активной гражданской позиции

Именно на этом возрастном этапе происходит становление активной гражданской позиции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2024