Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотическое воспитание — вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на воспитании детей. Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусств, отношение к ним ребенка являются фундаментом жизненно – важных качеств, таких как: порядочность, уважение к старшим, любви – к матери, к Родине, к родному Отечеству, к труду, к сохранению народных традиций, духовности.
В законодательных документах Российской Федерации подчеркнута важность патриотического воспитания в современном обществе. В наше непростое время, потеряны нравственные и культурные основы в воспитании школьников. Именно обращение к искусству может вызвать в ребенке качества, определяющие его как личность, как гражданина, как человека. Одна из главных задач современного образования - нравственно-эстетическое воспитание ребенка.
Начиная с первого класса, на уроках музыки в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты (песни о родине, о маме, о дружбе…). На своих уроках я стараюсь пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные ценности.
На протяжении всего изучения курса музыки учащиеся встречаются с героическими образами, с произведениями, посвященными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу, преданности, высоким гуманистическим идеалам. Такие произведения понимаются и усваиваются благодаря тому, что на уроке раскрываются их характерные особенности, объясняющие причины их воздействия на слушателей, свойства и способности человеческой души.
По теме: «Музыка моего народа» провожу серию уроков о героях земли русской, опираясь на следующие произведения: А. П. Бородин « Богатырская симфония», кантата «Александр Невский», М. И. Глинка «Ария Сусанина» и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». В шестом классе эта тема продолжается на примере «Седьмой симфонии» Д. Д. Шостаковича. Патриотическое воспитание находит свое продолжение во внеклассной работе. С огромным успехом в школе проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. В рамках празднования Дня Победы традиционным стал праздник «Песня в солдатской шинели». Это конкурс классных хоровых коллективов. Ребята исполняют не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов о войне, Родине. На сегодняшний день патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности очень актуально как никогда и является важным звеном в формировании музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.