Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
русская литература +1
5 кл—8 кл
15.03.2019
В публикации представлен материал по обобщению опыта по теме "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы". Учитель описал формы работы по воспитанию патриотических чувств, формированию чувства гордости за свою родину, гордость за героическое прошлое, описание видов деятельности на учащихся.
Патриотическое воспитание Курганова.docx
МКОУ «Садовская СШ», учитель русского языка и литературы
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
Курганова Ольга Ивановна
ЛИТЕРАТУРЫ.
Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности,
превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих
условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма,
так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы
будущего гражданина закладываются именно в школе. Немаловажная роль в её
решении отводится урокам литературы и русского языка, где и происходит
формирование чувства ответственности перед обществом, активное понимание
социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм и
правил, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и
свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном
образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь
(т.е. социализация личности). Создание условий для разностороннего развития
личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание
личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской
будущее.
ответственности
Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был "
свое
за
строго воспрещен". Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи,
растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка.
Наши дети "в совершенстве" овладели ненормативной лексикой, зачастую не
умеют правильно формировать свои мысли, их словарный запас невелик.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что
«утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство,
мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию,
уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том,
что родина дороже отца и матери.
«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей,
присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим
духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и
проявляется в ее активно деятельностной самореализации на благо
Особое значение сегодня приобретает необходимость
Отечества».
формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный
современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической
направленности на основе личностноориентированного подхода обучения
создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития
личности каждого школьника. Школьный учитель выступает в основном в двух
профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя,
воспитателя. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал
для воспитания юных сердец.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных
лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые
изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой
Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о
Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М.
Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и
др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к
родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и
героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого
солдатавоина.
Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе,
однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся,
специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом
уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том,
как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это
разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков –
политических, научных, культурноисторических, лингвистических. Русский
язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную
ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление
общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством
патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно
использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический
материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному
языку – одно из проявлений патриотизма
В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю
учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех
мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность,
например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что
помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую
при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире
между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая –
мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и
краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё
гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина
краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся
могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном
толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи,
посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал
словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам
родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании
богатейший материал для воспитания в духе дружбы,
обладает
взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы,
поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов –
патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской
литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении
трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о
бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге
самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к
защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод,
к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского
воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так,
изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю.
Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых
солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его
размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском
национальном характере, какой ценой добывается слава родины.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8 кл.) – это прославление боевого
товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за родную
землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает
у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о
таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и
мужество в отстаивании ее чести и независимости. Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала
добро. Обратимся к истокам: Русские сказки (побеждает добро в конце),
былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не
помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это
здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление
на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
(см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания:
ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.
Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах
молодому поколению.
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в
курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом
принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы.
Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе
которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на
основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать
альтернативные мнения, принимать решения. Такой метод приводит к тому, что
ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения,
которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения
и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует
активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их
делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А.
Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества,
преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату.
Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и
мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты
проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе;
разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы:
«Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты
поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка
к событиям далекого прошлого.
Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все
воспитательные возможности русского языка и литературы, то эффект от таких
занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую
роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в
формировании морально нравственного облика личности учащегося.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а
прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не
прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного
чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг,
честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги,
то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Список использованной литературы
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С.
Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63
3. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской
педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 –
101
4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий /Авт.сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель,
2006. – 169 с.
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.