Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
правоведение
Детсад
27.01.2017
Цель проекта – упрочение духовной общности многонационального народа Российской Федерации среди семей воспитанников образовательной организации через вовлечение в анимационно - игровую деятельность как средства гражданско-патриотического воспитания детей. Итоги работы над проектом: разработаны анимационные программы для семей воспитанников образовательных организаций, планы историко-туристических маршрутов, фольклорных представлений, намечены перспективы развития историко-родословного краеведения, семейного туризма с целью возрождения семейных традиций, сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России, гармонизации национальных и межэтнических отношений и гражданско-патриотического воспитания детей.Проект
Проект Растим патриотов Казазаева ДА Демченко ОВ.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательноречевому развитию детей
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим
патриотов» в детском саду.
Автор: Казазаева Дарья Андреевна,
Демченко Ольга Владимировна,
воспитатели МБДОУ детского сада
общеразвивающего вида «Белочка»
Россия, ХантыМансийский АОЮгра,
Сургутский район, г.п.Фёдоровский
1 пгт.Федоровский, 2016
Аннотация
Цель проекта – упрочение духовной общности многонационального народа Российской
Федерации среди семей воспитанников образовательной организации через вовлечение в
анимационно игровую деятельность как средства гражданскопатриотического
воспитания детей. Итоги работы над проектом: разработаны анимационные программы для
семей воспитанников образовательных организаций, планы историкотуристических
маршрутов, фольклорных представлений, намечены перспективы развития историко
родословного краеведения, семейного туризма с целью возрождения семейных традиций,
сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России,
гармонизации национальных и межэтнических отношений и гражданскопатриотического
воспитания детей.
Концептуальная основа проекта
Пояснительная записка
Актуальность концепции воспитательной системы проекта определяется
необходимостью приобщения современных детей и членов их семей к изучению народных
традиций, родословных, как источника развития чувства рода и чувства Родины,
поликультурного воспитания, как способа формирования открытой, понимающей и
принимающей позиции ребёнка при общении с разными культурами, формирование
отношения к своему и другим народам.
Семья является первоосновой гражданскопатриотического воспитания гражданина
России, но многие молодые люди сегодня не знают, на какие принципы им опираться во
взрослой жизни. Публикации последних лет подчёркивают роль исторического наследия,
традиций и традиционных семейных ценностей в гражданскопатриотическом воспитании
детей и подростков и развитии толерантности [3].
Современные изменения в образовании обуславливают приоритеты обеспечения
разностороннего развития детей. Поэтому организуемая в детском саду анимационно
игровая деятельность с детьми и родителями, призванная обеспечить развитие гражданско
патриотических чувств, имеет большую актуальность, как совместная творческая
деятельность культурноисторической и патриотической тематики.
В современной трактовке анимационная деятельность понимается как оживление
программ развлечений и досуга. Анимация это деятельность по разработке и
осуществлению специальных программ проведения свободного времени детей и родителей,
организация развлечений и спортивного проведения семейного досуга. По утверждению
исследователей, социальнокультурная анимация носит многосторонний характер,
соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов детей и взрослых и
вполне применима в современной дошкольной образовательной организации. К
анимационной деятельности относят малые и крупные формы представлений,
2 развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы с привлечением элементов
театрализации. Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой,
сколько вовлечением детей и родителей в действие, их участием в нём [1].
Назначение социальнокультурной анимации в данном контексте состоит в активном
приобщении дошкольников и их родителей к истории и культуре на основе творчества,
создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных
возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.
Актуальность данного направления педагогической деятельности связана со значительным
повышением роли анимации в сфере взаимодействия образовательной организации с
семьями воспитанников. Направленность анимационной деятельности на поликультурное
образование одно из важнейших направлений в работе. Основная идея деятельности по
поликультурному образованию пробудить у детей и их родителей интерес к культуре
разных народов через знакомство с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и
трудом, разных народов, формировать навыки доброжелательного отношения к
представителям разных национальностей и рас. Социальное и эмоциональноличностное
развитие ребёнка порождает одну из основных проблем: образование традиционно было
ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. В дошкольном образовании
эта проблема
стоит особенно остро, так как предназначение дошкольного периода развития заключается
в развитии игровой деятельности. В связи с этим, возникла идея создания студии
анимационноигровой деятельности гражданскопатриотической направленности для детей
с родителями. Чувство Родины неотделимо от чувства истории. Многие молодые родители,
независимо от национальности, сегодня не знают о своей Малой Родине, о своих корнях. В
последние годы идёт всплеск интереса к неизвестным сторонам истории Отечества, семьи,
фамилии, рода. Интерес общества к изучению родословных способствовал возрождению
генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытнообщинный строй, где особое
значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из уст в уста, из
поколения в поколение. Характерное особенностью современной генеалогии является её
тесное взаимодействие с историческим краеведением. Столичные и провинциальные
краеведы занимались изучением родственных связей своих земляков, выдающихся
соотечественников, поэтому многие генеалогические объединения были созданы на базе
местных краеведческих обществ. В связи с этим, не так давно началось интенсивное
формирование историкородословного краеведения, изучающего историю, происхождение,
родственные связи родов и семей, проживающих в одном регионе [1; 5].
Поднятие престижа семьи и поликультурное воспитание становится сегодня важной
задачей воспитания не только дошкольников, но находит продолжение в содержании
гражданскопатриотического воспитания во всех звеньях общеобразовательной школы.
Поликультурное воспитание в контексте данного проекта предполагает учет
культурных и воспитательных интересов разных национальностей и предусматривает:
заинтересованность ребенка и членов его семьи различными ценностями в ситуации
существования множества разнородных культур;
взаимодействие между людьми с разными традициями;
ориентацию на диалог культур.
3 Анимационные ресурсы в России неисчерпаемы (природные, исторические,
литературные, музейные программы) [6;14].
Одним из аспектов актуальности темы данного исследования является возрастающий
интерес к культурным и историческим ценностям России, поэтому развитие анимационной
деятельности в многонациональном городском поселении является перспективным.
Вопросы развития анимационной деятельности рассматривались в исследованиях М.Б.
Биржакова, И.И. Булыгиной, Н.И.Гаранина, В.Г.Гуляева, что подтверждает актуальность
рассматриваемых проблем. В современной России, ввиду возвышения духовных
потребностей части населения, роста уровня их образования, культуры, наиболее
характерной особенностью досуга является возрастание доли духовных форм и способов
проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность
информацией, возможность творчества и познания нового. Поэтому имеется
необходимость разработки таких анимационных программ, которые бы вовлекали детей и
родителей в различные виды социальнокультурной активности. Но существует проблема
низкого уровня содержания анимационных программ патриотической направленности,
недостаточная проработанность соответствующих методик организации анимационных
программ, что делает мероприятия с детьми и родителями менее привлекательными, либо
побуждает семьи воспитанников самостоятельно организовывать свой досуг.
Гипотеза: Анимационная деятельность будет способствовать активному включению
семей с детьми в различные виды образовательной деятельности гражданско
патриотической направленности, если при их организации будут учтены следующие
условия:
дифференцированный подход к выявлению и учёту образовательных потребностей и
интересов семей разных национальностей;
включение в анимационные программы популярных форм досуговой деятельности;
стилевое единство между основной программой мероприятия и его анимационной частью.
Цель проекта – упрочение духовной общности многонационального народа
Российской Федерации среди семей воспитанников образовательной организации через
вовлечение в анимационно игровую деятельность как средства гражданско
патриотического воспитания детей.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Разработать анимационные программы для семей воспитанников образовательной
организации, планы историкотуристических маршрутов.
2. Рассмотреть перспективы развития анимационно игровой деятельности в рамках
историкородословного краеведения с целью возрождения семейных национальных
традиций и гражданскопатриотического воспитания детей.
3. Заинтересовать окружающих изучением истории своего рода и народа, обеспечивая
сохранение семейных традиций и развитие толерантности у подрастающего поколения.
патриотической направленности.
Предметом исследования являются национальнокультурные процессы, оказывающие
влияние на развитие толерантности у семей воспитанников.
Объектом исследования является анимационная деятельность гражданско
Теоретико методологическую основу проекта составляют концепции
4 социокультурного развития и социальноэкономических трансформаций в следующих
аспектах:
особенности разных социальнопсихологических групп населения Вербина А.А.,
Андреевой Г. М., Кулагина И. Ю.;
понятия «анимация», «анимационная программа», определение роли анимации в
образовании труды Приезжевой Е. М., Курило Л.В.
Интерес к проблемам организации совместного досуга детей и родителей носит
постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии,
педагогике.
Теоретическая новизна проекта заключается в обосновании значимости
анимационной деятельности в образовании как важного средства активного включения
детскородительской общественности в культурнодосуговую деятельность гражданско
патриотической направленности, в выявлении и раскрытии основных организационно
технологических требований к организации анимационных мероприятий и программ.
Практическая значимость проекта заключается в том, что на основании изученного
материала, а также опыта организации анимационных мероприятий были разработаны
анимационноигровые мероприятия по формированию у детей основ патриотизма и
толерантного отношения к другим народам для образовательных учреждений
многонационального г.п.Федоровский. Это позволило повысить интерес семей с детьми к
выбору именно образовательных организаций для проведения досуга.
В проекте исследуется новый подход к организации анимационной деятельности,
основанный на тесной связи образовательной деятельности отдельной организации с
потребностями национальнокультурного развития территории. Конечной целью
анимационноигровой деятельности гражданскопатриотической направленности является
удовлетворённость детей и родителей отдыхом, их хорошее настроение, положительные
впечатления, восстановление моральных и физических сил, развитие патриотических
чувств.
Главным для воспитательной системы проекта является ориентация на воспитание
человека, готового и способного жить в современном для него обществе. Благодаря
взаимодействию педагогов с членами семей дошкольников сложный процесс формирования
личности каждого ребенка должен проходить наиболее гармонично.
Проводя параллель между национальными культурами народов, проживающих в
посёлке Фёдоровский (русской, чеченской, молдавской, украинской, узбекской,
татарской), можно с уверенностью сказать, что все они в своей основе имеют общее. В
первом ряду нравственных ценностей – гуманные качества: доброта, внимательность,
бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери и семье, дружелюбие, честность и
правдивость.
Молдавскоукраинскорусские и татароузбекские общности в фольклоре являются
проявлением древних дружеских связей этих народов, основанных на этнической близости.
Для того, чтобы культура оказывала воздействие на духовное, нравственное развитие
дошкольника, а дети испытывали потребность в овладении её ценностями, необходимо
сформировать основу, что предполагает знание семейных национальных традиций,
фольклора и обрядов.
5 формирование понимания и уважения к членам своей семьи, к своему народу, иным
развитие
изучение, развитие культуры своего народа и своей семьи;
усвоение основ культуры;
сравнение своей культуры с культурой других народов;
развитие культуры межнационального общения;
соединение национальных культур.
Основываясь на принципах природосообразности, систематичности,
последовательности и культуросообразности процесс гражданскопатриотического и
поликультурного воспитания представляется следующими направлениями (этапами):
•
•
•
•
•
Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов
родителей и потребностей детей разных национальных культур в активности, участия в
значимых для них видах деятельности; на поддержку и помощь, создание эмоционально
благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности.
Идея развития. Суть проекта развитие личности воспитанника, его индивидуальности
через активное взаимодействие с родителями и педагогами.
Идея творчества. В процессе анимационной деятельности происходит развитие
способностей и формирование потребностей личности ребенка.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в мероприятиях, воспитании,
доступность информации.
Идея сотрудничества. Совместная творческая анимационноигровая деятельность детей,
родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей
переживанию ситуации успеха.
Воспитательная работа в рамках проекта включает следующие направления:
•
народам, культурам, включая культуру быта;
•
•
языка, религии, этноса;
•
•
понимания, признания, соблюдения прав и свобод человека;
•
народов, перевода их в личностный опыт;
•
•
памяти;
•
•
воспитание нравственно высоких качеств;
воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы,
изучение семейных национальных традиций и обычаев;
воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической
воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;
формирование общественно одобряемых жизненных ценностей,
целенаправленное создание условий для освоения детьми культуры и быта разных
изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
воспитание любви к родному слову.
Основные пути гражданскопатриотического
и поликультурного воспитания:
целенаправленная, значительная каждодневная работа с дошкольниками
формированию общечеловеческих ценностей:
«любовь», «дружба», «Родина»;
реализация лозунга «Все разные – все равны!»;
по
«жизнь», «добро», «семья», «дом»,
6 деятельность по реализации прав каждого ребенка, формированию позитивной
национальной идентичности;
преодоление подавления других, возвышения себя над коллективом, формирование
мужественности, ответственности и патриотизма.
Педагогические принципы:
В проекте нашли отражение все основные тенденции развития государственной
политики в области поликультурного воспитания. Исходя из содержания дошкольного
образования, педагогические принципы сформулированы следующим образом:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса: интерес к ребёнку, принятие его
таким, какой он есть, уважение самоценности каждого воспитанника, увеличение
доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания,
которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира,
обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в
то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур,
создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с
достижениями и развитием культуры современного общества и формирование
разнообразных познавательных интересов, максимальная реализация творческого и
природного потенциала каждого ребёнка.
4. Принцип преемственности сохранение ведущих линий воспитания в детском саду
и семье, в разных возрастных группах, в детском саду и школе.
5. Принцип принятия ребёнка как данности или принцип педагогического оптимизма
опора на положительное в ребёнке, отношение к ребёнку как к целостной личности.
6. Принцип адаптивности подразумевает способность педагога одновременно работать
с детьми, имеющими разные национальнокультурные особенности, образовательные
и иные потребности и использовать при этом широкий спектр методов, приёмов и
средств.
гражданскопатриотическое,
Приоритетные направления воспитательной деятельности – культурно
нравственное,
воспитание гуманного отношения к
окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, поселку,
Родине, уважение к людям разных национальностей.
Концепция данного проекта учитывает возрастные особенности детей в методах и
технологиях её реализации: в дошкольном возрасте это формы и методы, направленные на
чувственное познание и узнавание ценностей культур, эстетическое и нравственное
сопереживание.
Ожидаемый результат (конечные цели):
Проект ориентирован на формирование личности, способной к активной жизни в
многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения
различных национальных культур.
Результатом реализации проекта является
формирование поликультурного мышления, что в итоге будет способствовать развитию
7 бесконфликтного взаимодействия ребенка в многокультурном обществе. Учитывая, что
ХантыМансийский автономный округ Югра считается одним из самых полиэтнических в
России, где проживают более 120 национальностей, проект, направленный на привитие
ценностей многонациональной культуры можно считать направленным на поддержание
межнационального мира и согласия.
Глава 1. Теоретические основы развития анимационной деятельности в гражданско
патриотическом воспитании подрастающего поколения
Культурнодосуговая деятельность функционирует в динамично развивающейся
социальной среде, представляя собой ценности, образцы и признанные способы поведения,
объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим
поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурнодосуговой
деятельности отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.
Поэтому культурнодосуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде
исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой
структуры художественного сознания,
обусловленной общим социокультурным
контекстом современности [4].
Роль анимации в повышении качества гражданскопатриотического воспитания
заключается в увеличении спроса на подобного рода программы.
Анимация это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества, и в то же
время это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения семей с детьми и их
знакомых к ярким, запоминающимся мероприятиям [9].
Сегодня существует довольно много различных определений понятия анимация, одно
из них дает Н.Н. Ярошенко. Анимация особый вид социокультурной деятельности
общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных технологиях
(социальных, педагогических, психологических, культуротворческих), обеспечивающих
преодоление социального и культурного отчуждения [51].
М. Симоно трактует анимацию как область общественной жизни, участники которой
ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и
коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия
осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с
помощью педагогики не директивных или активных методов [25].
Анимация в рамках проекта может быть представлена анимационными мероприятиями
(праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоумаскарады, карнавальные
шествия);
(рыцарские турниры,
юмористические шоуклоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера
встречи со сказочными героями); анимационными экспозициями (музейное шоу,
костюмированные экспозиции, анимационные шоумузеи, персонажи эпоса или шоу с
непосредственным активным участием семей); анимацией тематических мероприятий
(народные игры, аттракционы, встречи с героями национальных сказок, супершоу);
анимационными театральными действиями
8 спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования,
состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); досуговой анимацией
(развлекательные, спортивнооздоровительные мероприятия, вечера отдыха для всей
семьи). В настоящее время стало популярным оживление совместного детско
родительского отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в
мероприятиях.
В исследованиях В.Г. Гуляева отмечается, что от организации досуга населения
зависит моральнопсихологический климат в обществе, его культурный уровень,
физическое и нравственное здоровье. Поэтому анимация рассматривается как
деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения
свободного времени, направленных на развитие толерантности. Анимационные программы
включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби,
занятия, входящие в сферу духовных интересов семей разных национальностей.
Следовательно, аниматор — специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и
коллективных программ проведения досуга, ориентирующий человека в многообразии
видов досуга, организующий полноценный досуг [7].
Предпосылкой создания анимации является желание прикоснуться к духовным
ценностям, разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую
усталость, познать новое, найти и проявить себя в общении с людьми, побыть среди своих
родных в обстановке отдыха и развлечений.
По утверждению Н.И. Гаранина, в России наиболее традиционными формами
анимации считаются День Нептуна летом, строительство снежной крепости, создание
ледовой скульптуры, игры в снежки зимой, Рыцарский турнир, Гладиаторские бои,
проведение экстремальных игр «Последний герой», «Необитаемый остров», катание на
тройках с бубенцами, показ театрализованных представлений «Древние мастера» (герои в
национальных нарядах ткут ковры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти;
вырезают ложки, плошки; исполняются народные песни и танцы) [4].
Пользуется спросом программа в виде обрядового праздника «Русский каравай»: на
поляне расставляют деревянные лавки и столы, печь, которая топится дровами. Звучит
гармонь, балалайка, народные песни создают особый колорит. Девушки в нарядных
сарафанах с кокошниками приветствуют гостей, встречают хлебомсолью. Отдыхающие
готовят пироги, бублики, пряники, караваи, пробуют горячую сдобу, получают в подарок
книги с рецептами приготовления русских народных блюд [5;9].
Достаточно увлекательным является Турнир богатырей, где происходит встреча с
богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Для этого
возводится крепость, организуется театральное представление: скачки на лошадях,
метание копий, стрельба из лука, подъем тяжести, сражение на мечах, прохождение
импровизированной средневековой полосы препятствий, проявление смекалки и
находчивости. Каждое новое состязание ставит участника перед выбором: сойти с
дистанции или продолжить борьбу за звание «Богатырь земли русской».
Можно попасть и в цыганский табор: поляна, кибитки, шатры, лошади, медведь,
привязанный к дереву, костер. Гостей угощают блюдами цыганской кухни, звучат
9 цыганские песни, красавицы в пестрой одежде исполняют зажигательные танцы. А старая
цыганка предскажет судьбу по картам или погадает по руке [9] .
В разных странах существует многообразие анимационных программ от традиционных
до эксклюзивных. В Колумбии устраивают томатные бои, в Италии – апельсиновые, в
Таиланде и Индонезии – банановые. На территории Туниса можно встретить базары на
колесах, восточное фольклорное шоу. На ШриЛанке фестивали «Танцы Востока» с
обучением искусству восточного танца. В Италии бои в Колизее, факельные шествия
крестоносцев, состязания рыцарей в храме всех богов Пантеоне, балы эпохи возрождения
[5].
Таким образом, анимационные программы сегодня популярны во всем мире, позволяют
дополнить и лучше раскрыть национальнокультурные особенности традиций.
В отечественной истории немало примеров анимации, как технологии воспитания, хотя
такое название эта деятельность не носила. В России ещё в ХIX в. стала развиваться
система, которую можно считать подобием анимационной деятельности это внешкольное
образование детей и взрослых. В её основе лежала частная инициатива, которая являлась
одним из наиболее значимых источников организации и смыслового наполнения
деятельности в конце ХIХ начала ХХ века [4].
В процессе развития анимационной деятельности и общественнопедагогического
движения, по мнению Р.В. Соколова, видны две противоречащие друг другу тенденции:
первая неформальная, «оживляющая» отношения; вторая – формализующая,
подавляющая спонтанный творческий характер общественных движений. Анимационная
деятельность в России ХХ столетия не была поддержана [9]. Таким образом, анимация
имеет глубокие традиции в России, не смотря на то, что термин «анимация» впервые на
русском языке ввел Е.Б. Мамбеков только в начале 90х годов ХХ века. Интерес к
анимации в России был связан с поиском новых подходов к организации культурно
просветительной работы, оказавшейся с распадом СССР, идеологически устаревшей.
Среди российских учёных анимация изучается с разных позиций и получает разное
толкование. Её связывают с культурнодосуговой деятельностью.
В настоящее время в России анимационная деятельность получает всё более
широкое распространение, используется в таких направлениях: в деятельности учреждений
культуры; учреждениях дополнительного образования; средств массовой информации;
реабилитационных центров. На сегодняшний день анимация является одной из молодых
отраслей. В современном российском обществе анимация становится актуальной и на это
есть ряд предпосылок:
изменение мировоззренческих взглядов современного российского общества;
потребность в формировании гражданского общества;
изменение социальнокультурной деятельности;
изменение мировоззренческих взглядов в организации педагогической и социокультурной
деятельности.
Анимационная деятельность отвечает объективным тенденциям гуманизации,
превращения культуры в ресурс развития целых территорий, превратившись в успешную
технологию, позволяющую создавать новые стимулирующие механизмы для мотивации к
10 изучению традиций страны, выявлению, сохранению и успешному использованию наследия,
ознакомлению с мировым культурным достоянием.
Основу анимационной деятельности составляет культурно историческое наследие
(движимые и недвижимые памятники, мемориальные и исторические места, традиции,
верования, обряды, обычаи, фольклор, ремесла и иное отражение духовного мира людей),
его разнообразная интерпретация и различные формы представления. Все большее значение
приобретают игровые и интерактивные формы представления наследия, при которых
посетитель становится непосредственным участником, познаёт события и явления изнутри,
приобретает новый опыт, личные переживания, ощущает сопричастность.
Глава 2. Практическая работа по проекту «Растим патриотов»
Глава 2. Практическая работа по проекту «Растим патриотов»
развитие анимационноигровой деятельности как средства гражданско
развитие анимационноигровой деятельности как средства гражданско
патриотического воспитания
патриотического воспитания
Современные изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты
обеспечения разностороннего развития детей всех национальностей. Поэтому организуемая
в детском саду анимационноигровая деятельность с детьми и родителями, призванная
обеспечить уважение к личности каждого ребёнка, независимо от национальнокультурных
особенностей, создать условия для развития его уверенности в себе, инициативности,
имеет большую
творческих способностей, самостоятельности и ответственности,
актуальность, как совместная творческая деятельность, направленная на гражданско
патриотическое воспитание.
В современной трактовке анимационная деятельность понимается как оживление
программ развлечений и досуга. Анимация это деятельность по разработке и
осуществлению специальных программ проведения свободного времени детей и родителей,
организация развлечений и шоу, привлекающая внимание своей необычностью и
использованием активных методов включения в праздник самих зрителей.
По утверждению исследователей, социальнокультурная анимация носит
многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и
запросов детей и взрослых и вполне применима в современной дошкольной
образовательной организации. Назначение социальнокультурной анимации в данном
контексте состоит в активном приобщении дошкольников и их родителей к
многообразию культур на основе совместного творчества, создания условий для снятия
психологического напряжения, раскрытия способностей, раскрепощения инициативы,
включения в реальную жизнь.
11 Направленность анимационной деятельности на социальное и эмоционально
личностное развитие ребёнка порождает одну из основных проблем: образование
традиционно было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. В
дошкольном образовании эта проблема стоит особенно остро, так как предназначение
дошкольного периода развития будущего школьника заключается в становлении базовых
свойств его личности, развитии игровой деятельности.
В связи с этим, в рамках вариативного подхода, возникла идея создания комнаты
анимационноигровой деятельности патриотической направленности для детей с
родителями как средства для решения задач развития будущих школьников. Чувство
Родины неотделимо от чувства истории. Многие молодые родители сегодня не знают о
своей Малой Родине, о своих корнях. В настоящее время существуют историко
родословные, генеалогические общества «Родословие», «Отечество», «Родословие.
Земляки», «Союз возрождения родословных традиций», «Уральское историкородословное
общество» и другие, объединяющие людей и целые семьи, желающие изучать родословные,
семейные традиции и обряды, продолжать династию своих предков. В эти общества и
клубы приходят новые люди, которых интересует собственное происхождение, которые
хотели бы прояснить свою родословную. И это не просто дань веяниям последнего
времени. Граждане испытывают потребность восстановить белые пятна в истории семьи,
выяснить корни своей фамилии, осознать себя и свой род в контексте истории России,
своего народа.
Являясь воспитателями дошкольной организации, заинтересовались возможностями
привлечения семей к истории культур и родословному краеведению. Вместе с ближайшими
родственниками, нам удалось изучить уклад жизни предков, жителей поселка. В числе
наиболее успешных мероприятий в рамках данной деятельности следует отметить
выставку старинных семейных фотографий, реликвий, документов и Летописи семей в
Сургутском районе, участие в выставке «Моя семья в истории Победы» в г.Ханты
Мансийске, что доказало важность проводимой работы и активный интерес окружающих к
национальным традициям и историкородословному краеведению. Кроме сохраненных и
пронесенных через годы фотографий, на выставке показывались также семейные реликвии
– предметы, которыми пользовались наши предки, в виде украшений, боевых наград, книг,
предметов быта. Поддерживая нашу идею возрождения родовых традиций, был воссоздан
семейный ансамбль. Фотографии и рассказы об участии в данных мероприятиях были
продемонстрированы детям в группе и вызвали большой интерес как дошкольников, так и
их родителей.
Разработка туристических семейных маршрутов способствовали приглашению семей,
увлекающихся народными традициями, к сотрудничеству, привело к повышению интереса
детей нашей группы к изучению истории своей семьи и народа. Но главным достижением
считаем сплочение всех членов образовательного процесса.
Появившиеся возможности для организации анимационных игровых программ,
семейных туристических маршрутов «По следам наших прадедов» с последующим
взаимодействием по составлению Генеалогического дерева и семейных летописей будут
способствовать развитию традиций современных российских семей, толерантности и
взаимоуважения представителей различных культур. Ведь здесь наши корни, отчий дом,
здесь семьи, чью родословную мы продолжаем.
12 Учёт ФГОС ДО:
Последние изменения Закона «Об образовании в Российской Федерации»
подчёркивают социально значимую задачу современного общества – поликультурное и
гражданскопатриотическое воспитание личности. Поэтому одной из задач деятельности
воспитателя образовательной организации является формирование предпосылок развития
способностей ребёнка в процессе гражданскопатриотического и духовнонравственного
воспитания.
Анимационноигровая деятельность патриотической направленности становится одним
из направлений развития интегративных качеств дошкольников.
Педагогическими
исследованиями Н.А.Овечкиной, Н.С.Карпинской и других доказана возможность
включения детей и родителей в анимационную деятельность историкопатриотической
направленности.
Необходимость осуществления права ребёнка на всестороннее развитие, отражённая в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
(ФГОС) обусловливает актуальность реализации данного инновационного направления
педагогической деятельности.
Деятельностный подход в рамках анимационной
деятельности позволяет организовать деятельность ребёнка совместно с родителями при
решении им специально организованных задач разной сложности и проблематики, развитие
компетентности дошкольника как личности в условиях многообразия национальных
культур.
В современном детском саду, ввиду возвышения духовных потребностей
родительской общественности, роста уровня их образования, культуры, наиболее
характерной особенностью досуга семей дошкольников является возрастание доли
духовных форм и способов проведения свободного времени,
соединяющих
развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания
нового.
Поэтому имеется необходимость разработки таких анимационных игровых программ,
которые бы вовлекали семьи с детьми дошкольного возраста в различные виды социально
культурной активности. Но существует проблема низкого уровня содержания
анимационных программ при организации мероприятий в детском саду. Являются не
достаточно проработанными соответствующие методики организации совместных
мероприятий для многонационального поселка, что делает данные формы работы с детьми
и родителями менее привлекательными, либо побуждает семьи самостоятельно
организовывать свой досуг.
Предусмотрены:
1. Фольклорный праздник «Осенины – фестиваль народных игр и хороводов»
2. Театрализованное представление по мотивам белорусских, молдавских и татарских
сказок.
3. Праздники «Иван Купала», «Рождественские вечера», «Широкая Масленица»,
«Пасхальные празднования», «Сороки», «Хоровод вокруг берёзок».
4. Тематическая неделя «Народные игры»: 1й День русских народных игр, 2ой День
татарских народных игр, 3ий День чеченских народных игр, 4ый День хантыйских
народных игр, 5ый День игр народов России.
5. Шоупрограммы «Музыка – одна на всех», «Сказкаприсказка», «Мы все равны!».
13 Целостно рассматривая культурнодосуговую (анимационноигровую) деятельность
гражданскопатриотической направленности, в виде исторически конкретной системы в
единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания,
обусловленной общим контекстом межнационального самосознания, можно продумать
возможности оборудования Студии анимационноигровой деятельности в образовательной
организации и повышения квалификации в данном направлении. Организуя совместную
анимационноигровую программу гражданскопатриотической направленности для детей с
родителями в таком помещении, появится возможность решать задачи не только
улучшения детскородительских отношений, но и важные задачи межнациональных
отношений, гражданскопатриотического, духовнонравственного развития ребёнка, ведь
познание окружающего мира основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии.
Таким образом, анимационноигровые программы гражданскопатриотической
направленности в образовательной организации — это наиважнейшая часть совместной
деятельности педагога с семьями воспитанников, представителей различных национальных
культур. Предпосылкой создания анимации является желание родителей с детьми
прикоснуться к духовным ценностям народов, разнообразить жизненные впечатления,
устранить отрицательные эмоции, познать новое, найти и проявить себя в общении с
людьми разных национальностей, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и
развлечений. И как следствие этого – прогноз повышенного спроса на такие досуговые и
спортивносамодеятельные
гражданскопатриотической
направленности.
программы
игровые
Библиографический список:
1. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А.. Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины.
М. :Владос, 2009.144 с.
2. Человек в истории –Россия, ХХ век. –М., 2009.148 с.
3.Шуринов А.С. Программы изучения семейнородовой культуры в образовательных
учреждениях. – М.:Лаватера, 2006.158 с.
4. Интернетресурсы: сайт «Российские династии», «Всероссийское генеалогическое
древо».
14
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.