Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Оценка 4.6

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
правоведение
Детсад
27.01.2017
Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Цель проекта – упрочение духовной общности многонационального народа Российской Федерации среди семей воспитанников образовательной организации через вовлечение в анимационно - игровую деятельность как средства гражданско-патриотического воспитания детей. Итоги работы над проектом: разработаны анимационные программы для семей воспитанников образовательных организаций, планы историко-туристических маршрутов, фольклорных представлений, намечены перспективы развития историко-родословного краеведения, семейного туризма с целью возрождения семейных традиций, сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России, гармонизации национальных и межэтнических отношений и гражданско-патриотического воспитания детей.Проект
Проект Растим патриотов Казазаева ДА Демченко ОВ.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно­речевому развитию детей Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.  Автор: Казазаева Дарья Андреевна,  Демченко Ольга Владимировна,  воспитатели МБДОУ детского сада  общеразвивающего вида «Белочка» Россия, Ханты­Мансийский АО­Югра,  Сургутский район, г.п.Фёдоровский  1 пгт.Федоровский, 2016 Аннотация       Цель  проекта – упрочение духовной общности многонационального народа Российской Федерации среди семей воспитанников образовательной организации через вовлечение в анимационно   ­   игровую   деятельность   как   средства   гражданско­патриотического воспитания детей. Итоги работы над проектом: разработаны анимационные программы для семей   воспитанников   образовательных   организаций,   планы   историко­туристических маршрутов,   фольклорных   представлений,   намечены   перспективы   развития   историко­ родословного краеведения, семейного туризма с целью возрождения семейных традиций, сохранения   и   развития   этнокультурного   многообразия   народов   России, гармонизации национальных и межэтнических отношений и гражданско­патриотического воспитания детей. Концептуальная основа проекта Пояснительная записка              Актуальность   концепции   воспитательной   системы   проекта   определяется необходимостью приобщения современных детей и членов их семей к изучению народных традиций,   родословных,   как   источника   развития   чувства   рода   и   чувства   Родины, поликультурного   воспитания,   как   способа   формирования   открытой,   понимающей   и принимающей   позиции   ребёнка   при   общении   с   разными   культурами,   формирование отношения к своему и другим народам.                  Семья является первоосновой гражданско­патриотического воспитания гражданина России, но многие молодые люди сегодня не знают, на какие принципы им опираться во взрослой жизни. Публикации последних лет подчёркивают роль исторического наследия, традиций и традиционных семейных ценностей в гражданско­патриотическом воспитании детей и подростков и развитии толерантности [3].             Современные   изменения   в   образовании   обуславливают   приоритеты   обеспечения разностороннего   развития   детей.   Поэтому   организуемая   в   детском   саду   анимационно­ игровая деятельность с детьми и родителями, призванная обеспечить развитие гражданско­ патриотических   чувств,   имеет   большую   актуальность,   как   совместная   творческая деятельность культурно­исторической и патриотической тематики.             В современной трактовке анимационная деятельность понимается как оживление программ   развлечений   и   досуга.   Анимация   ­   это   деятельность   по   разработке   и осуществлению специальных программ проведения свободного времени детей и родителей, организация развлечений и спортивного проведения семейного досуга. По утверждению исследователей,   социально­культурная   анимация   носит   многосторонний   характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов детей и взрослых и вполне   применима   в   современной   дошкольной   образовательной   организации.   К анимационной   деятельности   относят   малые   и   крупные   формы   представлений, 2 развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы с привлечением элементов театрализации. Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением детей и родителей в действие, их участием в нём [1].           Назначение социально­культурной анимации в данном контексте состоит в активном приобщении дошкольников и их родителей к истории и культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей   личности,   раскрепощения   инициативы,   включения   в   реальную   жизнь. Актуальность данного направления педагогической деятельности связана со значительным повышением   роли   анимации   в   сфере   взаимодействия   образовательной   организации   с семьями воспитанников. Направленность анимационной деятельности на поликультурное образование ­ одно из важнейших направлений в работе. Основная идея деятельности по поликультурному образованию ­ пробудить у детей и их родителей интерес к культуре разных народов через знакомство с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом,   разных   народов,   формировать   навыки   доброжелательного   отношения   к представителям  разных национальностей  и рас. Социальное и эмоционально­личностное развитие ребёнка порождает одну из основных проблем: образование традиционно было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. В дошкольном образовании эта проблема  стоит особенно остро, так как предназначение дошкольного периода развития заключается в   развитии   игровой   деятельности.   В   связи   с   этим,   возникла   идея   создания   студии анимационно­игровой деятельности гражданско­патриотической направленности для детей с родителями. Чувство Родины неотделимо от чувства истории. Многие молодые родители, независимо от национальности, сегодня не знают о своей Малой Родине, о своих корнях. В последние годы идёт всплеск интереса к неизвестным сторонам истории Отечества, семьи, фамилии, рода. Интерес общества к изучению родословных способствовал возрождению генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытнообщинный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались  из уст в уста, из поколения в поколение. Характерное особенностью современной генеалогии является её тесное   взаимодействие   с   историческим   краеведением.   Столичные   и   провинциальные краеведы   занимались   изучением   родственных   связей   своих   земляков,   выдающихся соотечественников, поэтому многие генеалогические объединения были созданы на базе местных   краеведческих   обществ.   В   связи   с   этим,   не   так   давно   началось   интенсивное формирование историко­родословного краеведения, изучающего историю, происхождение, родственные связи родов и семей, проживающих в одном регионе [1; 5].           Поднятие престижа семьи и поликультурное воспитание становится сегодня важной задачей   воспитания   не   только   дошкольников,   но   находит   продолжение   в   содержании гражданско­патриотического воспитания во всех звеньях общеобразовательной школы.               Поликультурное   воспитание   в   контексте   данного   проекта   предполагает   учет культурных и воспитательных интересов разных национальностей и предусматривает: ­   заинтересованность   ребенка   и   членов   его   семьи   различными   ценностями   в   ситуации существования множества разнородных культур;  ­ взаимодействие между людьми с разными традициями; ­ ориентацию на диалог культур. 3 Анимационные   ресурсы   в   России   неисчерпаемы   (природные,   исторические,   литературные, музейные программы) [6;14].         Одним из аспектов актуальности темы данного исследования является возрастающий интерес к культурным и историческим ценностям России, поэтому развитие анимационной деятельности в многонациональном городском поселении является перспективным.          Вопросы развития анимационной деятельности рассматривались в исследованиях М.Б. Биржакова, И.И. Булыгиной, Н.И.Гаранина, В.Г.Гуляева, что подтверждает актуальность рассматриваемых   проблем.   В   современной   России,   ввиду   возвышения   духовных потребностей   части   населения,   роста   уровня   их   образования,   культуры,   наиболее характерной особенностью досуга является возрастание доли духовных форм и способов проведения   свободного   времени,   соединяющих   развлекательность,   насыщенность информацией,   возможность   творчества   и   познания   нового.   Поэтому   имеется необходимость разработки таких анимационных программ, которые бы вовлекали детей и родителей в различные виды социально­культурной активности. Но существует проблема низкого   уровня   содержания   анимационных   программ   патриотической   направленности, недостаточная   проработанность   соответствующих   методик   организации   анимационных программ, что делает мероприятия с детьми и родителями менее привлекательными, либо побуждает семьи воспитанников самостоятельно организовывать свой досуг.           Гипотеза:  Анимационная деятельность будет способствовать активному включению семей   с   детьми   в   различные   виды   образовательной   деятельности   гражданско­ патриотической   направленности,   если   при   их   организации   будут   учтены   следующие условия:  ­дифференцированный   подход   к   выявлению   и   учёту   образовательных   потребностей   и интересов семей разных национальностей;  ­ включение в анимационные программы популярных форм досуговой деятельности;  ­ стилевое единство между основной программой мероприятия и его анимационной частью.  Цель     проекта  –   упрочение   духовной   общности   многонационального   народа   Российской   Федерации   среди   семей   воспитанников   образовательной   организации   через вовлечение   в   анимационно   ­   игровую   деятельность   как   средства   гражданско­ патриотического воспитания детей.      Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 1.   Разработать   анимационные   программы   для   семей   воспитанников   образовательной организации, планы историко­туристических маршрутов.  2.   Рассмотреть   перспективы   развития   анимационно   ­   игровой   деятельности   в   рамках историко­родословного   краеведения   с   целью   возрождения   семейных   национальных традиций и гражданско­патриотического воспитания детей.  3.   Заинтересовать   окружающих   изучением   истории   своего   рода   и   народа,   обеспечивая сохранение семейных традиций и развитие толерантности у подрастающего поколения.    патриотической направленности.         Предметом исследования являются национально­культурные процессы, оказывающие влияние на развитие толерантности у семей воспитанников.         Объектом   исследования  является   анимационная   деятельность   гражданско­  Теоретико   ­   методологическую   основу   проекта   составляют   концепции 4 социокультурного   развития   и   социально­экономических   трансформаций   в   следующих аспектах:             ­ особенности разных социально­психологических групп населения Вербина А.А., Андреевой Г. М., Кулагина И. Ю.;             ­ понятия «анимация», «анимационная программа», определение роли анимации в образовании ­ труды Приезжевой Е. М., Курило Л.В.               Интерес к проблемам организации совместного досуга детей и родителей носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.     Теоретическая   новизна   проекта  заключается   в   обосновании   значимости анимационной   деятельности   в   образовании   как   важного   средства   активного   включения детско­родительской   общественности   в   культурно­досуговую   деятельность   гражданско­ патриотической   направленности,   в   выявлении   и   раскрытии   основных   организационно­ технологических требований к организации анимационных мероприятий и программ.        Практическая значимость проекта заключается в том, что на основании изученного материала,   а   также   опыта   организации   анимационных   мероприятий   были   разработаны анимационно­игровые   мероприятия   по   формированию   у   детей   основ   патриотизма   и толерантного   отношения   к   другим   народам   для   образовательных   учреждений многонационального г.п.Федоровский. Это позволило повысить интерес семей с детьми к выбору именно образовательных организаций для проведения досуга.             В проекте исследуется  новый подход  к организации анимационной деятельности, основанный   на   тесной   связи   образовательной   деятельности   отдельной   организации   с потребностями   национально­культурного   развития   территории.   Конечной   целью анимационно­игровой деятельности гражданско­патриотической направленности является удовлетворённость детей и родителей отдыхом, их хорошее настроение, положительные впечатления,   восстановление   моральных   и   физических   сил,   развитие   патриотических чувств.            Главным для воспитательной системы проекта является ориентация на воспитание человека,   готового   и   способного   жить   в   современном   для   него   обществе.   Благодаря взаимодействию педагогов с членами семей дошкольников сложный процесс формирования личности каждого ребенка должен проходить наиболее гармонично.         Проводя параллель между национальными культурами народов, проживающих в посёлке   Фёдоровский   (русской,   чеченской,   молдавской,   украинской,   узбекской, татарской), можно с уверенностью сказать, что все они в своей основе имеют общее. В первом   ряду   нравственных   ценностей   –   гуманные   качества:   доброта,   внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери и семье, дружелюбие, честность и правдивость. Молдавско­украинско­русские и татаро­узбекские общности в фольклоре являются проявлением древних дружеских связей этих народов, основанных на этнической близости. Для того, чтобы культура оказывала воздействие на духовное, нравственное развитие дошкольника,  а  дети  испытывали   потребность в  овладении  её  ценностями,  необходимо сформировать   основу,   что   предполагает   знание   семейных   национальных   традиций, фольклора и обрядов.  5 формирование понимания и уважения к членам своей семьи, к своему народу, иным   развитие изучение, развитие культуры своего народа и своей семьи;  усвоение основ культуры;  сравнение своей культуры с культурой других народов;  развитие культуры межнационального общения;  соединение национальных культур.    Основываясь   на   принципах   природосообразности,   систематичности, последовательности   и   культуросообразности   процесс   гражданско­патриотического   и поликультурного воспитания представляется следующими направлениями (этапами):  • • • • • Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей и потребностей детей разных национальных культур в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на поддержку и помощь, создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности. Идея развития.  Суть проекта ­ развитие личности воспитанника, его индивидуальности через активное взаимодействие с родителями и педагогами. Идея   творчества.  В   процессе   анимационной   деятельности   происходит   развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.  Идея открытости.  Контакт  с  семьей,   участие  родителей   в  мероприятиях,   воспитании, доступность информации. Идея сотрудничества. Совместная творческая анимационно­игровая деятельность детей, родителей   и   педагогов   является   созидательной   деятельностью,   способствующей переживанию ситуации успеха.        Воспитательная работа в рамках  проекта  включает следующие направления:    • народам, культурам, включая культуру быта;  • • языка, религии, этноса;  • • понимания, признания, соблюдения прав и свобод человека; • народов, перевода их в личностный опыт;  • • памяти; • •      воспитание нравственно высоких качеств;  воспитание   навыков   сосуществования   с   людьми   —   представителями   иной   расы, изучение семейных национальных традиций и обычаев; воспитание   уважения   к   прошлому   своего   народа,   восстановление   исторической воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;  формирование   общественно   одобряемых   жизненных   ценностей, целенаправленное создание условий для освоения детьми культуры и быта разных изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;  воспитание любви к родному слову. Основные пути гражданско­патриотического  и поликультурного воспитания: ­   целенаправленная,   значительная   каждодневная   работа   с   дошкольниками   формированию   общечеловеческих   ценностей:   «любовь», «дружба», «Родина»; ­ реализация лозунга «Все разные – все равны!»;   по     «жизнь»,   «добро»,   «семья»,   «дом», 6 ­   деятельность   по   реализации   прав   каждого   ребенка,   формированию   позитивной национальной идентичности;  ­   преодоление   подавления   других,   возвышения   себя   над   коллективом,   формирование мужественности, ответственности  и патриотизма. Педагогические принципы:              В проекте нашли отражение все основные тенденции развития государственной политики в области поликультурного воспитания. Исходя из содержания дошкольного образования, педагогические принципы  сформулированы следующим образом: 1. Принцип гуманизации  образовательного процесса: интерес к ребёнку, принятие его таким,   какой   он   есть,   уважение   самоценности   каждого   воспитанника,   увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка. 2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания, которое   поможет   ребёнку   удерживать   и   воссоздавать   целостность   картины   мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.  3. Принцип культуросообразности  понимается как «открытость» различных культур, создание   условий   для   наиболее   полного   (с   учётом   возраста)   ознакомления   с достижениями   и   развитием   культуры   современного   общества   и   формирование разнообразных познавательных  интересов, максимальная реализация творческого и природного потенциала каждого ребёнка. 4. Принцип преемственности ­ сохранение ведущих линий воспитания в детском саду и семье, в разных возрастных группах, в детском саду и школе.  5. Принцип принятия ребёнка как данности или принцип педагогического оптимизма ­  опора на положительное в ребёнке, отношение к ребёнку как к целостной личности. 6. Принцип адаптивности подразумевает способность педагога одновременно работать с  детьми, имеющими разные национально­культурные особенности, образовательные и иные потребности и использовать при этом широкий спектр методов, приёмов и средств.             гражданско­патриотическое,  Приоритетные   направления   воспитательной   деятельности  –  культурно­   нравственное,   воспитание   гуманного   отношения   к окружающему   миру,   человеку,   любви   к   родной   семье,   родному   дому,   краю,   поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей.              Концепция данного проекта учитывает возрастные особенности детей в методах и технологиях её реализации: в дошкольном возрасте это  формы и методы, направленные на чувственное   познание   и   узнавание   ценностей   культур,   эстетическое   и   нравственное сопереживание. Ожидаемый результат (конечные цели):            Проект ориентирован на формирование личности, способной к активной жизни в многонациональной   среде,   обладающей   развитым   чувством   понимания   и   уважения различных   национальных   культур.     Результатом   реализации   проекта   является формирование поликультурного мышления, что в итоге будет способствовать развитию 7 бесконфликтного взаимодействия  ребенка в многокультурном обществе. Учитывая,  что Ханты­Мансийский автономный округ ­ Югра считается одним из самых полиэтнических в России,  где   проживают   более  120  национальностей,  проект,  направленный  на  привитие ценностей многонациональной культуры можно считать направленным на   поддержание межнационального мира и согласия. Глава 1. Теоретические основы развития анимационной деятельности в гражданско­ патриотическом воспитании подрастающего поколения              Культурно­досуговая   деятельность   функционирует   в   динамично   развивающейся социальной среде, представляя собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные   в   нашем   обществе,   зафиксированные   и   передаваемые   последующим поколениям   в   качестве   результата.   Формы,   методы   и   средства   культурно­досуговой деятельности отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому  культурно­досуговая   деятельность  рассматривается   нами   целостно,   в   виде исторически   конкретной   системы   в   единстве   всех   культурных   институтов   и   особой структуры   художественного   сознания,   обусловленной   общим   социокультурным контекстом современности [4].            Роль   анимации   в   повышении   качества   гражданско­патриотического   воспитания заключается в увеличении спроса на подобного рода программы.       Анимация ­ это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества, и в то же время ­ это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения семей с детьми и их знакомых к ярким, запоминающимся мероприятиям [9].         Сегодня существует довольно много различных определений понятия анимация, одно из   них   дает   Н.Н.   Ярошенко.   Анимация   ­   особый   вид   социокультурной   деятельности общественных   групп   и   отдельных   индивидов,   основанный   на   современных   технологиях (социальных,   педагогических,   психологических,   культуротворческих),   обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения [51].          М. Симоно трактует анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят   перед   собой   целью   определенные   изменения   поведения   и   межличностных   и коллективных   отношений   путем   прямых   воздействий   на   индивидов.   Эти   воздействия осуществляются   главным   образом   посредством   разнообразных   видов   деятельности   с помощью педагогики не директивных или активных методов [25].        Анимация в рамках проекта может быть представлена анимационными мероприятиями (праздники,   кинофестивали,   конкурсные   программы,   шоу­маскарады,   карнавальные шествия); (рыцарские   турниры, юмористические   шоу­клоунады,   гладиаторские   бои,   костюмированные   балы,   вечера встречи   со   сказочными   героями);   анимационными   экспозициями   (музейное   шоу, костюмированные   экспозиции,   анимационные   шоу­музеи,   персонажи   эпоса   или   шоу   с непосредственным   активным   участием   семей);   анимацией   тематических   мероприятий (народные   игры,   аттракционы,   встречи   с   героями   национальных   сказок,   супершоу);   анимационными   театральными   действиями   8 спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания,   аэробика,   шейпинг,   йога,   танцевальные   вечера);   досуговой   анимацией (развлекательные,   спортивно­оздоровительные   мероприятия,   вечера   отдыха   для   всей семьи).   В   настоящее   время   стало   популярным   оживление   совместного   детско­ родительского отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях.                     В исследованиях В.Г. Гуляева отмечается, что от организации досуга населения зависит   морально­психологический   климат   в   обществе,   его   культурный   уровень, физическое   и   нравственное   здоровье.   Поэтому   анимация   рассматривается   как деятельность   по   разработке   и   представлению   специальных   программ   проведения свободного времени, направленных на развитие толерантности. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия,   входящие   в   сферу   духовных   интересов   семей   разных   национальностей. Следовательно,   аниматор  — специалист,  занимающийся   разработкой  индивидуальных  и коллективных   программ   проведения   досуга,   ориентирующий   человека   в   многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг [7]. Предпосылкой   создания     анимации   является   желание   прикоснуться   к   духовным ценностям, разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, найти и проявить себя в общении с людьми, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений.      По   утверждению   Н.И.   Гаранина,   в   России   наиболее   традиционными   формами анимации   считаются   День   Нептуна   летом,   строительство   снежной   крепости,   создание ледовой   скульптуры,   игры   в   снежки   зимой,   Рыцарский   турнир,   Гладиаторские   бои, проведение   экстремальных   игр  «Последний  герой»,  «Необитаемый   остров»,  катание   на тройках с бубенцами, показ театрализованных представлений «Древние мастера» (герои в национальных нарядах ткут ковры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти; вырезают ложки, плошки; исполняются народные песни и танцы) [4]. Пользуется спросом программа в виде обрядового праздника «Русский каравай»: на поляне расставляют деревянные лавки и столы, печь, которая топится дровами. Звучит гармонь,   балалайка,   народные   песни   создают   особый   колорит.   Девушки   в   нарядных сарафанах с кокошниками  приветствуют  гостей, встречают хлебом­солью. Отдыхающие готовят пироги, бублики, пряники, караваи, пробуют горячую сдобу, получают в подарок книги с рецептами приготовления русских народных блюд [5;9]. Достаточно увлекательным является Турнир богатырей, где происходит встреча с богатырями   Ильей   Муромцем,   Добрыней   Никитичем   и   Алешей   Поповичем.   Для   этого возводится   крепость,   организуется   театральное   представление:   скачки   на   лошадях, метание   копий,   стрельба   из   лука,   подъем   тяжести,   сражение   на   мечах,   прохождение импровизированной   средневековой   полосы   препятствий,   проявление   смекалки   и находчивости.   Каждое   новое   состязание   ставит   участника   перед   выбором:   сойти   с дистанции или продолжить борьбу за звание «Богатырь земли русской».          Можно   попасть   и   в   цыганский   табор:   поляна,   кибитки,   шатры,   лошади,   медведь, привязанный   к   дереву,   костер.   Гостей   угощают   блюдами   цыганской   кухни,   звучат 9 цыганские песни, красавицы в пестрой одежде исполняют зажигательные танцы. А старая цыганка предскажет судьбу по картам или погадает по руке [9] .       В разных странах существует многообразие анимационных программ ­ от традиционных до  эксклюзивных.   В   Колумбии   устраивают   томатные   бои,   в   Италии   –  апельсиновые,   в Таиланде и Индонезии – банановые. На территории Туниса можно встретить базары на колесах,   восточное   фольклорное   шоу.   На   Шри­Ланке   ­фестивали   «Танцы   Востока»   с обучением   искусству   восточного   танца.   В   Италии   бои   в   Колизее,   факельные   шествия крестоносцев, состязания рыцарей в храме всех богов Пантеоне, балы эпохи возрождения [5].        Таким образом, анимационные программы сегодня популярны во всем мире, позволяют дополнить и лучше раскрыть национально­культурные особенности традиций.         В отечественной истории немало примеров анимации, как технологии воспитания, хотя такое   название   эта   деятельность   не   носила.   В   России   ещё   в   ХIX  в.   стала   развиваться система, которую можно считать подобием анимационной деятельности ­ это внешкольное образование детей и взрослых. В её основе лежала частная инициатива, которая являлась одним   из   наиболее   значимых   источников   организации   и   смыслового   наполнения деятельности в конце ХIХ ­ начала ХХ века [4].              В процессе развития анимационной деятельности и общественно­педагогического движения, по мнению Р.В. Соколова, видны две противоречащие друг другу тенденции: первая   ­   неформальная,   «оживляющая»   отношения;   вторая   –   формализующая, подавляющая  спонтанный  творческий  характер   общественных   движений.   Анимационная деятельность в России ХХ столетия не была поддержана [9]. Таким образом, анимация имеет глубокие традиции в России, не смотря на то, что термин «анимация» впервые на русском   языке   ввел   Е.Б.   Мамбеков   только   в   начале   90­х   годов   ХХ   века.   Интерес   к анимации   в   России   был   связан   с   поиском   новых   подходов   к   организации   культурно­ просветительной   работы,   оказавшейся   с   распадом   СССР,   идеологически   устаревшей. Среди   российских   учёных   анимация   изучается   с   разных   позиций   и   получает   разное толкование.  Её связывают с культурно­досуговой деятельностью.   В   настоящее   время   в   России   анимационная   деятельность   получает   всё   более широкое распространение, используется в таких направлениях: в деятельности учреждений культуры;   учреждениях   дополнительного   образования;   средств   массовой   информации; реабилитационных центров. На сегодняшний день анимация является одной из молодых отраслей. В современном российском обществе анимация становится актуальной и на это есть ряд предпосылок: ­ изменение мировоззренческих взглядов современного российского общества; ­ потребность в формировании гражданского общества; ­ изменение социально­культурной деятельности; ­ изменение мировоззренческих взглядов в организации педагогической и социокультурной деятельности.    Анимационная   деятельность   отвечает   объективным   тенденциям   гуманизации, превращения культуры в ресурс развития целых территорий, превратившись в успешную технологию, позволяющую создавать новые стимулирующие механизмы для мотивации к           10 изучению традиций страны, выявлению, сохранению и успешному использованию наследия, ознакомлению с мировым культурным достоянием.            Основу анимационной деятельности составляет культурно ­ историческое наследие (движимые   и   недвижимые   памятники,   мемориальные   и   исторические   места,   традиции, верования, обряды, обычаи, фольклор, ремесла и иное отражение духовного мира людей), его разнообразная интерпретация и различные формы представления. Все большее значение приобретают   игровые   и   интерактивные   формы   представления   наследия,   при   которых посетитель становится непосредственным участником, познаёт события и явления изнутри, приобретает новый опыт, личные переживания, ощущает сопричастность.  Глава 2. Практическая работа по проекту «Растим патриотов»­ Глава 2. Практическая работа по проекту «Растим патриотов»­ развитие анимационно­игровой деятельности как средства гражданско­ развитие анимационно­игровой деятельности как средства гражданско­ патриотического воспитания патриотического воспитания             Современные   изменения   в   дошкольном   образовании   обуславливают   приоритеты обеспечения разностороннего развития детей всех национальностей. Поэтому организуемая в детском саду  анимационно­игровая  деятельность  с детьми  и родителями,  призванная обеспечить уважение к личности каждого ребёнка, независимо от национально­культурных особенностей,   создать   условия   для   развития   его   уверенности   в   себе,   инициативности,  имеет   большую творческих   способностей,   самостоятельности   и   ответственности, актуальность,  как   совместная   творческая   деятельность,   направленная   на   гражданско­ патриотическое воспитание.                В современной трактовке анимационная деятельность понимается как оживление программ   развлечений   и   досуга.   Анимация   ­   это   деятельность   по   разработке   и осуществлению специальных программ проведения свободного времени детей и родителей, организация   развлечений   и   шоу,   привлекающая   внимание   своей   необычностью   и использованием активных методов включения в праздник самих зрителей.                   По   утверждению   исследователей,   социально­культурная   анимация   носит многосторонний   характер,   соответствующий   разнообразию   потребностей,   интересов   и запросов   детей   и   взрослых   и   вполне   применима   в   современной   дошкольной образовательной   организации.   Назначение   социально­культурной   анимации   в   данном контексте   состоит   в   активном  приобщении   дошкольников   и   их   родителей   к многообразию культур на основе совместного творчества, создания условий для снятия психологического   напряжения,   раскрытия   способностей,   раскрепощения   инициативы, включения в реальную жизнь.  11 Направленность   анимационной   деятельности   на   социальное   и   эмоционально­ личностное   развитие   ребёнка   порождает   одну   из   основных   проблем:   образование традиционно   было   ориентировано   на   обеспечение   познавательного   развития   детей.   В дошкольном   образовании   эта   проблема   стоит   особенно   остро,   так   как   предназначение дошкольного периода развития будущего школьника заключается в становлении базовых свойств его личности, развитии игровой деятельности.           В связи с этим, в рамках вариативного подхода, возникла идея создания комнаты анимационно­игровой   деятельности   патриотической   направленности   для   детей   с родителями  как  средства   для   решения   задач   развития   будущих   школьников.  Чувство Родины неотделимо от чувства истории. Многие молодые родители сегодня не знают о своей   Малой   Родине,   о   своих   корнях.   В   настоящее   время   существуют   историко­ родословные,   генеалогические   общества   «Родословие»,   «Отечество»,   «Родословие. Земляки», «Союз возрождения родословных традиций», «Уральское историко­родословное общество» и другие, объединяющие людей и целые семьи, желающие изучать родословные, семейные  традиции  и   обряды,  продолжать  династию  своих   предков.   В  эти  общества  и клубы приходят новые люди, которых интересует собственное происхождение, которые хотели   бы   прояснить   свою   родословную.   И   это   не   просто   дань   веяниям   последнего времени. Граждане испытывают потребность восстановить белые пятна в истории семьи, выяснить корни своей фамилии, осознать себя и свой род в контексте истории России, своего народа.             Являясь воспитателями дошкольной организации, заинтересовались возможностями привлечения семей к истории культур и родословному краеведению. Вместе с ближайшими родственниками,  нам удалось  изучить уклад  жизни предков,  жителей  поселка.  В числе наиболее   успешных   мероприятий   в   рамках   данной   деятельности   следует   отметить выставку старинных семейных  фотографий,  реликвий,  документов и Летописи семей в Сургутском   районе,   участие   в   выставке   «Моя   семья   в   истории   Победы»   в   г.Ханты­ Мансийске, что доказало важность проводимой работы и активный интерес окружающих к национальным традициям и историко­родословному краеведению. Кроме сохраненных и пронесенных через годы фотографий, на выставке показывались также семейные реликвии – предметы, которыми пользовались наши предки, в виде украшений, боевых наград, книг, предметов быта. Поддерживая нашу идею возрождения родовых традиций, был воссоздан семейный   ансамбль.   Фотографии   и   рассказы   об   участии   в   данных   мероприятиях   были продемонстрированы детям в группе и вызвали большой интерес как дошкольников, так и их родителей.         Разработка туристических семейных маршрутов способствовали приглашению семей, увлекающихся народными традициями, к сотрудничеству, привело к повышению интереса детей нашей группы к изучению истории своей семьи и народа. Но главным достижением считаем сплочение всех членов образовательного процесса. Появившиеся   возможности   для   организации   анимационных   игровых   программ, семейных   туристических   маршрутов     «По   следам   наших   прадедов»   с   последующим взаимодействием по составлению Генеалогического дерева и семейных летописей будут способствовать   развитию     традиций   современных   российских   семей,   толерантности   и взаимоуважения представителей различных культур. Ведь здесь наши корни, отчий дом, здесь  семьи, чью родословную мы продолжаем. 12 Учёт ФГОС ДО:              Последние   изменения  Закона   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   подчёркивают   социально   значимую   задачу   современного   общества   –   поликультурное   и гражданско­патриотическое воспитание личности.  Поэтому одной из задач деятельности воспитателя образовательной организации является формирование предпосылок развития способностей ребёнка в процессе гражданско­патриотического и духовно­нравственного воспитания.         Анимационно­игровая деятельность патриотической направленности становится одним из   направлений   развития   интегративных   качеств   дошкольников.  Педагогическими исследованиями   Н.А.Овечкиной,   Н.С.Карпинской   и   других   доказана   возможность включения   детей   и   родителей   в   анимационную   деятельность   историко­патриотической направленности.        Необходимость осуществления права ребёнка на всестороннее развитие, отражённая в Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   дошкольного   образования (ФГОС)  обусловливает  актуальность  реализации  данного инновационного направления педагогической   деятельности.     Деятельностный   подход   в   рамках   анимационной деятельности позволяет организовать деятельность ребёнка совместно с родителями при решении им специально организованных задач разной сложности и проблематики, развитие компетентности   дошкольника   как   личности   в   условиях   многообразия   национальных культур.    В   современном   детском   саду,   ввиду   возвышения   духовных   потребностей родительской   общественности,   роста   уровня   их   образования,   культуры,   наиболее характерной   особенностью   досуга   семей   дошкольников   является   возрастание   доли духовных   форм   и   способов   проведения   свободного   времени,   соединяющих развлекательность,   насыщенность   информацией,   возможность   творчества   и   познания нового.          Поэтому имеется необходимость разработки таких анимационных игровых программ, которые бы вовлекали семьи с детьми дошкольного возраста в различные виды социально­ культурной   активности.   Но  существует  проблема  низкого   уровня   содержания анимационных   программ   при   организации   мероприятий   в   детском   саду.   Являются   не достаточно   проработанными   соответствующие   методики   организации   совместных мероприятий для многонационального поселка, что делает данные формы работы с детьми и   родителями   менее   привлекательными,   либо   побуждает   семьи   самостоятельно организовывать свой досуг.      Предусмотрены: 1. Фольклорный праздник «Осенины – фестиваль народных игр и хороводов» 2. Театрализованное представление по мотивам белорусских, молдавских и татарских  сказок. 3.   Праздники   «Иван   Купала»,   «Рождественские   вечера»,   «Широкая   Масленица», «Пасхальные празднования», «Сороки», «Хоровод вокруг берёзок». 4.  Тематическая   неделя   «Народные   игры»:   1­й   День  русских   народных   игр,   2­ой   День татарских   народных   игр,   3­ий   День   чеченских   народных   игр,   4­ый   День   хантыйских народных игр, 5­ый День игр народов России. 5. Шоу­программы «Музыка – одна на всех», «Сказка­присказка», «Мы все равны!». 13 Целостно рассматривая   культурно­досуговую (анимационно­игровую) деятельность гражданско­патриотической направленности, в виде  исторически конкретной системы  в единстве   всех   культурных   институтов   и   особой   структуры   художественного   сознания, обусловленной   общим   контекстом   межнационального   самосознания,   можно   продумать возможности оборудования  Студии анимационно­игровой деятельности в образовательной организации и повышения квалификации  в данном направлении.  Организуя совместную анимационно­игровую программу гражданско­патриотической направленности для детей с родителями   в   таком   помещении,   появится   возможность   решать   задачи   не   только улучшения   детско­родительских   отношений,   но   и   важные   задачи   межнациональных отношений, гражданско­патриотического, духовно­нравственного   развития ребёнка, ведь познание окружающего мира основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии.     Таким   образом,   анимационно­игровые   программы   гражданско­патриотической направленности   в  образовательной   организации  —  это  наиважнейшая   часть  совместной деятельности педагога с семьями воспитанников, представителей различных национальных культур.   Предпосылкой   создания   анимации   является   желание   родителей   с   детьми прикоснуться   к   духовным   ценностям   народов,   разнообразить   жизненные   впечатления, устранить   отрицательные   эмоции,   познать   новое,   найти   и   проявить   себя   в   общении   с людьми   разных   национальностей,   побыть   среди   своих   родных   в   обстановке   отдыха   и развлечений. И как следствие этого – прогноз повышенного спроса на такие досуговые и спортивно­самодеятельные гражданско­патриотической направленности. программы               игровые   Библиографический список: 1. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А.. Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. ­ М. :Владос, 2009.­144 с. 2. Человек в истории –Россия, ХХ век. –М., 2009.­148 с. 3.Шуринов   А.С.   Программы   изучения   семейно­родовой   культуры   в   образовательных учреждениях. – М.:Лаватера, 2006.­158 с. 4.   Интернет­ресурсы:   сайт   «Российские   династии»,   «Всероссийское   генеалогическое древо». 14

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.

Патриотическое воспитание. Реализация проекта «Растим патриотов» в детском саду.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017