Данный материал является базовым для проведения дискуссионного урока, с использованием кейс технологий по патриотической теме. Урок разбит на три проблемные ситуации, в рамках которых составлены кейсы. Ученики самостоятельно с опорой на свой жизненный опыт и предоставленные документы могут определить алгоритм решения данной проблемы.
урок.doc
ТЕМА: Патриотизм дань моде или гражданская позиция?
ЦЕЛИ:
Показать главные страницы героической истории российского
государства, народа.
Проанализировать действие народа во время тяжелых
внешнеполитических и внутриполитических кризисов.
Объяснить участникам диспута сущность и значение патриотизма и
любви к Родине в жизни активного гражданина.
Развивать аналитическое мышление, умения проводить причинно
следственные связи.
Воспитывать чувство уважение, гордости за судьбу своей страны.
Воспитывать чувство национальногражданской самоидентичности.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: дискуссионный клуб.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточный
материал.
ХОД МЕРОПРИЯТИ:
I.
Организация внимания. (до начала мероприятия ученики
разделяются на две группы – случайной жеребьевкой)
Приветствую вас, участники сегодняшнего дискуссионного клуба. Я
являюсь социальным педагогом МБОУ СОШ № 30 г. Пятигорска, зовут
меня Малкова Наталья Викторовна.
II. Знакомство с темой дискуссионного клуба и целями.
1.
Тема сегодняшнего нашего клуба звучит так «Патриотизм дань моде или
гражданская позиция» Сегодня мы с вами вместе попробуем разобраться в
таком непростом понятии как «патриотизм», попробуем понять, в чем его
смысл и как данное качество проявляется в повседневной жизни. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для
российского народа. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине?
Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить
точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо
воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Патриотизм – дань моде
или гражданская позиция?»
На сегодняшний день достаточно популярны стали слова "Патриотизм",
"любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"…. Многие из нас их слышат
с экранов телевизора, читают посты в социальных сетях. Данные слова
звучат, как «набат», который преследует главную цель остановить
молодёжь, убрать ее «замыленный взгляд» с таких очевидных идеи, как
«долг Родине», «любовь к стране»,
«уважение культурно
исторического наследия своей страны». И редко, кто из нас
задумывается в смысл данных слов, какую глубокую смысловую
нагрузку они несут в себе. И почему наше много миллионное
государство, которое на себе прочувствовало смысл этих, вновь и вновь
для современной молодежи поднимает эти такие простые и очевидные
истины.
III. Основная часть.
1. Беседа с группами
Чтение высказываний
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но
и обязательно, что – то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
«Патриот – человек одушевленный патриотизмом, или человек, преданный
интересам какого – ни будь дела, горячо любящий что – ни будь?»
Словарь С.И. Ожегова
Как вы понимаете слово «Родина»?
Как вы понимаете, что такое «патриотизм»? Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
Готовы ли вы посветить свою жизнь процветанию Родины?
Хотели бы вы уехать из России?
Гордитесь ли вы тем, что живете с России? Чем?
Проблемные вопросы, которые выносятся на обсуждение и на итог
клуба.
Какое общество вы назвали бы истинно гражданским?
Какова роль молодежи в формировании гражданского общества?
Микроитог.
2. Работа с терминами.
Патриотизм – (от греч. patriotes – соотечественник, родина,
отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими
действиями служить ему.
Таким образом, патриотизм как чувство является духовной
основой человека, которое связано с искренней, неподдельной любовью
к своей стране. Ведь заставить любить страну по приказу невозможно,
это чувство воспитывается годами, а проявляется настоящий
патриотизм далеко не в словах, а в поступках, делах и в жертвенном
служении.
3. Работа с проблемными вопросами в группах
Теперь ребята, я вам предлагаю проработать основные спорные вопросы, с
которыми вы встречались в жизни. Выскажите свою позицию.
Вместе с проблемными вопросами, вы получаете кейсы. В каждом кейсе вы
найдете пакет документов, в него входят постановления Правительства РФ,
выдержки из Федеральных законов, Конституции РФ.
Опираясь на ваши знаний, небольшой жизненный опыт и на документы
попытайтесь ответить на данные вопросы на работу вам 5 минут. 4. Работа с вопросами и предложенными документами.
1. Ситуация
Если вы находитесь на Дне города и при исполнении государственного гимна
Российской Федерации, близь стоящие люди стали шумно себя вести,
обсуждать свои проблемы. Что вы сделаете: промолчите (и сделаете вид, что
вам безразлично) или сделаете им замечание.
в полной тишине.
Итог:
Гимн РФ – является государственным символом нашей страны. Гимн РФ
защищен Конституцией нашей страны. Гимн РФ всегда исполняют в
торжественной обстановке,
Любое нарушение
существующих норм – является элементом не только административного
правонарушение, но и появлением неуважительного отношения к символике
своей страны и к самому Отечеству. Поэтому, как активный гражданин,
имеющий гражданскую непоколебимую позицию, вы обязаны сделать
замечание тем людям, которые некорректно себя ведут в момент
торжественного исполнения гимна нашей страны. Потому, что через
полученное замечание есть доля пусть даже небольшой вероятности о том.
Что человек задумается о своем поведении. Ведь не сделав замечание и
промолчав, мы провоцируем то, что данные люди будут считать такое
поведение нормой, а это уже антисоциальное поведение подрывающее
правопорядок в обществе.
2. Ситуация. Вы узнали, что ваш одноклассник вместе с семьей переехал жить за границу.
Будете ли вы его обвинять в предательстве к родному государству или
попытаетесь найти объективные причины произошедшему факту.
Итог:
Мигранты — не единое целое, они подразделяются на три группы: беженцы,
вынужденные переселенцы и трудовые мигранты. Беженцы — это в основном
граждане иностранных государств, которые вследствие целого ряда причин —
политических, техногенных, может быть, даже климатических — вынуждены
были покинуть территорию своей страны.
В этом вопросе всегда может возникнуть делема, между – почему он уехал
или какие его причины вынудили это сделать. Ведь любая семья – это темный
омут. Мы можем только догадываться о том. Что происходит в семьях
каждого. В данной ситуации можно «рубить с плеча» и кричать во весь голос
– трус, предатель, потерял патриотический ориентир, ведь это твоя Родина, на
которой ты рос; почему ты ее покидаешь. Вспоминается выражение «Где
родился, там и пригодился». В таких ситуациях очень легко осквернить
человека, принизить его достоинство. Единицы, кто может с холодным
рассудкам подумать, а почему вдруг мой близкий друг вдруг собрался и
уехал. Может его, обидела наша страна. Может его родителей уволили с
работы, и они нашли другие условия для жизни. А может он стал терпеть
государственное, национально – этническое притеснение. Ведь есть у нас с
вами случаи, когда не целыми семьями люди были вынуждены бросать свои
насиженные места и уезжать в другую страну. Тому пример – локальные
конфликты, военные события. И человек бежал из страны не, потому что он
предатель, а потому что он хочет сохранить жизнь своей семье, подарить ей
светлое будущее. Пусть это будущее будет не на Родине, но любовь к
родному Отечеству сохранится в их сердцах навсегда.
3. Ситуация.
Служба в армии Российской Федерации: путевка в жизнь или пустая трата
времени. Если вы узнаете, что вашему другу удалось избежать службы в
армии, будете ли вы его осуждать. Как вы относитесь к альтернативной
гражданской службе. Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением
верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед
Родиной. Армия во все времена находилась в центре внимания российского
общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кто
не проходил службу смотрели както искоса.
Теперь же перспектива “шагать два года в стройбате” не вызывает никакого
желания и тем более уж удовольствия. И, тем не менее, армия является
школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины,
институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен
знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…
Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали
весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.
Против
Дедовщина в армии.
Там один беспредел
В армию надо идти, когда
пройдут реформы
Я сделаю все, что бы туда не
попал мой сын
За
Парню стыдно не служить
Армия делает
человека
сильным
Армия учит жизни
Армия дисциплинирует
Это долг каждого мужчины
Каждый должен защищать свою
Родину
Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить
свой гражданский долг, несмотря на обилие негативной информации,
присутствующей в средствах массовой информации. Сегодня в обществе
обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и
даже возможном включении девушек в состав призывников. И к этому
сделаны шаги, вы увидели, что начиная с 2002 года, была введена
альтернативная гражданская служба, на сегодняшний день Правительство
страны предпринимает ряд усилий, направленных на улучшения военного
потенциала нашей страны. На государственном контроле находятся сейчас
военнослужащие. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на
альтернативную службу или службу на контрактной основе позволит решить
множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более
боеспособной и мобильной. Дорогие ребята, сегодняшнее непростое время показывает, что именно кадры, именно талантливые военнослужащие, именно
высокое образованные люди решают все. Поэтому для многих, именно
российская армия может дать хороший старт во взрослую жизнь.
6. Обсуждение.
Рефлексия
Принцип «буриме»
Я надеюсь, что сегодня у нас разговор состоялся, получился, а сейчас
каждый из вас подведёт для себя итог этого разговора и закончит
фразу: «Патриотизм сегодня это…»
(Каждый учащийся пишет на листке бумаги, что, по его мнению «что
такое патриотизм сегодня?», каждый лист учитель прикрепляет к
доске…)
Зачитываю получившиеся надписи учащихся всему классу.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не
столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.
Так что – всё в ваших руках!
Итог.
В завершении можно сказать, что судьба России неповторима в своем
роде. История нашего поистине великого государства складывалась многими
веками, ни одно государство мира не переживало такого огромного
количества в политических, социально – экономических потрясений, ни одно
государство мира не перенесло такого количества войн. Земля, наша Отчизна,
которая нам досталась в наследство, пропитана кровью наших предков.
Россия – великая страна, с неповторимой судьбой, страна, которой мы
должны гордиться, страна, за которую мы отдадим жизнь. Мы, будущее нашей
страны, и какими качествами мы будем обладать, такой и будет наша Родина.
IV. Заготовка на итог
История нашего государства тому подтверждение. Российская
история знает немало примеров, когда народ, живущий в нашей стране
показывал себя с совершенно новой стороны. Проявлял невероятное
терпение и стойкостью в преодолении трудностей. Чего стоили «лихие 90 е года ХХ века». Люди жили без какой – либо уверенности в
завтрашнем дне. Жили и надеялись, что кризисное время пройдет, что,
вот чутьчуть надо потерпеть, и жизнь наладится. Стойко вынес наш
народ, трудности, уготовленные «непродуманной» политикой наших
государственных деятелей. А сколько войн, произошло на территории
нашей России, сколько ни в чем не повинных людей было похоронено на
нашей земле. И тут в такие тяжелые времена военного лихолетья,
проявилась еще одна своеобразная черта нашего народа – чувство
братство, взаимовыручка, которая может доходить до жертвенности.
(«Сам погибай, а товарища выручай»). Перед лицом грозного врага
наши предки всегда объединялись, забывая обиды. Плечо к плечу
становились непробиваемой стеной и встречали врага: пусть то было
Золотоордынское Иго,
многотысячная армия Наполеона,
многомиллионные войска нацистов. Все выдержал наш народ, вынес на
своих плечах и ужас войны, и страх смерти, и голод, и государственные
перевороты, и экономические кризисы, и ломку идеологического
мышления. Задается вопрос «Ради чего?» Ответ напрашивается сам
собой «Ради нас с вами, ради нашего светлого будущего, которое мы с
вами должны сохранить. На основе примеров и уроков прошлого, мы
люди настоящего должны знать, что сила нашего народа, а значит
нашего государства заключается в единстве, преданности и в
жертвенной любви к своему Отечеству!» V
1. Ситуация
Если вы находитесь на Дне города и при исполнении
государственного гимна Российской Федерации, близь стоящие
люди стали шумно себя вести, обсуждать свои проблемы. Что вы
сделаете: промолчите (и сделаете вид, что вам безразлично) или
сделаете им замечание. 2. Ситуация.
Вы узнали, что ваш одноклассник вместе с семьей переехал жить за
границу. Будете ли вы его обвинять в предательстве к родному
государству или попытаетесь найти объективные причины
произошедшему факту. 3. Ситуация.
Служба в армии Российской Федерации: путевка в жизнь или пустая
трата времени. Если вы узнаете, что ваш друг «откосил» от армии
будете ли вы его осуждать. Как вы относитесь к альтернативной
гражданской службе.
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.