Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»
СОГЛАСОВАНО: Председатель методического совета школы_________ Т.В. Зарипова «30» августа 2021г |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №197» _____________ М.В. Васильева «31» августа 2021г |
Программа дополнительного образования
«Юный патриот»
на 2021/2022 учебный год
для учащихся 5-8 классов,
возраст 11-14 лет
срок реализации 1 год
Педагог организатор ОБЖ:
Лысенко С.Н.
Северск 2021
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы. Гражданско-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики гражданско-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки, безопасности жизни.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течение учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах.
1. Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому.
2. Воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи.
3. Формирование гражданственности, патриотизма.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение к систематическим занятиям ФК и спорту.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: в том, что она в полной мере позволяет подросткам освоить юнармейское дело, увлекает их гражданско – патриотическим воспитание.
Сроки реализации: 1 год, 122 часа в год, 3,6 часа в неделю.
Возраст: 11-15 лет
Формы и режим занятий – занятия проходят в форме подачи теоретического материала и закрепления полученных знаний на практике.
· Повышение уровня физической подготовки учащихся
· Повышение интереса к кинологии, туризму и спорту
· Приобретение спортивных и туристических навыков
· Развитие чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу России
№ п\п |
Тема |
количество часов |
Дата проведения |
||
|
|
теория |
практика |
по плану |
по факту |
1. |
Вводное занятие Положение об отрядах юных инспекторов движения. Ознакомление с пневматической винтовкой. Техника безопасности. |
1 |
1 |
03.09 |
|
2. |
Военнослужащий – защитник Отечества Знакомство с работой ГИБДД Исторические сведения о развитии ПДД |
1,6 |
|
06.09 |
|
3. |
Строевая подготовка: перестроение на места. Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена. Боевой Знамя воинской части -символ воинской чести |
2 |
|
10.09 |
|
4. |
Безопасное поведение на улицах Мы - пешеходы История отечественного собаководства Породы собак, экстерьер и рабочие качества собак |
1,6 |
|
13.09 |
|
5. |
Ордена - почетные награды за воинские отличия Элементы улиц и дорог |
1 |
1 |
17.09 |
|
6. |
Личная и общественная гигиена. ПМП при травмах и несчастных случаях. Светофоры |
1,6 |
|
20.09 |
|
7. |
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих Сигналы регулировщика |
2 |
|
24.09 |
|
8. |
Честь и достоинство воина Вооруженных сил РФ Дорожные знаки |
1,6 |
|
27.09 |
|
9. |
Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена. Скорость и дистанция |
2 |
|
04.10 |
|
10. |
Добровольная подготовка граждан к военной службе Строевые приемы в движение: перестроение из колонны по одному в колонну по два. |
1,6 |
|
08.10 |
|
11. |
Остановочный путь транспорта Породы собак, экстерьер и рабочие качества собак |
2 |
|
11.10 |
|
12. |
Породы собак, экстерьер и рабочие качества собак Строевые приемы |
1,6 |
|
15.10 |
|
13. |
Движение учащихся группами и в колоннах Основные виды воинской деятельности и их особенностей |
2 |
|
18.10 |
|
14. |
Породы собак, экстерьер и рабочие качества собак Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию 1-й медицинской помощи |
1,6 |
|
22.10 |
|
15. |
Знакомство с материальной частью автомата Калашникова. Правила и техника прицеливания. |
2 |
|
25.10 |
|
16. |
Тактика использования гранаты Ф-1 Метание гранат в движении Практические занятия по оказании медицинской помощи |
1 |
1 |
29.10 |
|
17. |
Вы принесли щенка домой Автомат Калашникова |
1,6 |
|
08.11 |
|
18. |
Строевые приемы Дорожное движение |
1 |
1 |
12.11 |
|
19. |
Воспитание щенка Воспитание щенка |
1,6 |
|
15.11 |
|
20. |
Начало движения, маневрирование Воспитание щенка |
2 |
|
19.11 |
|
21. |
Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена. Организация дорожного движения |
1,6 |
|
22.11 |
|
22. |
Строевые приемы Обгон |
2 |
|
26.11 |
|
23. |
Автомат Калашникова Строевые приемы |
1 |
0,6 |
03.12 |
|
24. |
Кинологический спорт Аджилите Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена. |
1 |
1 |
06.12 |
|
25. |
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки Железнодорожные переезды |
1,6 |
|
10.12 |
|
26. |
Кинологический спорт Биатлон ,гонки Ездовой спорт |
2 |
|
13.12 |
|
27. |
Спортивно – прикладное собаководство Движение пешеходов |
1,6 |
|
17.12 |
|
28. |
Академическое двоеборье Современное двоеборье Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена. |
1 |
1 |
20.12 |
|
29. |
Обязанности пешеходов Правовые основы военной службы |
1,6 |
|
24.12 |
|
30. |
Переход через проезжую часть (дорогу) Условия для дрессировки Рефлексы |
1 |
1 |
27.12 |
|
31. |
Общевоинские уставы Транспорт во дворе |
1,6 |
|
10.01 |
|
32. |
Правила поведения в общественном транспорте Скрытая опасность на дороге |
2 |
|
14.01 |
|
33. |
Строевые приемы Общевоинские уставы |
1,6 |
|
17.01 |
|
34. |
Велосипедист – водитель транспортного средства Общий курс дрессировки |
1 |
1 |
21.01 |
|
35. |
Основные виды воинской деятельности Основные особенности воинской деятельности |
1,6 |
|
24.01 |
|
36. |
Приучение к кличке Отработка команд: «рядом», «сидеть», «лежать», «стоять» Отработка команд:«вперёд», барьер», «ко мне», «апорт» Продолжение общего курса дрессировки комплекс. Препятствия. Выдержка |
2 |
|
28.01 |
|
37. |
Строевые приемы Военнослужащий – патриот! Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации |
1 |
0,6 |
04.02 |
|
38. |
Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала) Военнослужащий - подчиненный, соблюдающий законы Российской Федерации |
2 |
|
07.02 |
|
39. |
Выставки |
1,6 |
|
11.02 |
|
40. |
Строевые приемы Строевые приемы |
|
2 |
14.02 |
|
41. |
Дежурство и патрулирование в микрорайоне школ |
|
49,6 |
18.02,21.02,25.02, 07.03,11.03,14.03, 18.03,21.03,25.03, 28.03,01.04,04.04, 08.04,11.04,15.04, 18.04,22.04,25.04, 29.04,06.05,13.05, 16.05,20.05,23.05, 27.05 |
|
|
Итого 122 ч. |
60 |
62 |
|
|
1. Общая физическая подготовка
1.1 Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП. Предупреждение травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание.
1.2 Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости.
1.3 Упражнения и игры на развитие ловкости и силы.
1.4 Командные игры.
2.1 Обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем.
2.2 Строевая выучка. Построение в одну, в две шеренги по звеньям.
2.3 Сигналы управления строем.
2.4 Движение строем, поворот в движении, размыкание и смыкание строя.
2.5 Исполнение песни в строю, отдание воинской чести во время движения отряда.
2.6 Выход из строя и поход к начальнику, возврат встрой.
3.1 Получают знания по основам кинологии.
3.2 Получают знания об истории отечественного собаководства,
3.3 Получают знания о военном применении собак
3.4 Изучают теоретические основы дрессировки собак, методы и способы работы с собаками, основы послушания, практическую дрессировку.
Главная задача - научить оказывать первую медицинскую помощь при разных ситуациях.
4.1 Личная и общественная гигиена.
4.2 ПМП при травмах и несчастных случаях.
4.3 Понятие раны. Виды ран.
4.4 Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения.
4.5 Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила.
4.6 Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах.
4.7 Понятие об ожогах и обморожения, ПМП при них. ПМП при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическим током. Первая помощь утопающему, способы искусственного дыхания.
4.8 ПМП при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения. Пищевые отравления, ПМП при них.
4.9 Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности.
5.1 Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена.
5.2 Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.
5.3 Снаряжение магазина.
5.4 Основы и правила стрельбы.
5.5 Скоростная стрельба.
6.1 Ориентирование в туристическом походе.
6.2 Организация бивуачных работ.
6.3 Разведение костра.
6.4 Работа с палаткой.
6.5 Способы преодоления препятствий во время маршрута.
7.ПДД
7.1 Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях
7.2 Мы - пешеходы;
7.3 Элементы улиц и дорог
7.4 Светофоры
7.5 Сигналы регулировщика
1. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
2. «Безопасность дорожного движения» программа для системы доп.образования детей/под ред. П.В, Ижевского. – М.: Просвещение, 2009. – 47 с.
3.Муниципальная программа ЗАТО Северск по «Обеспечению безопасности дорожного движения».
Литература.
1. Научно-методический журнал «Классный руководитель»
2. Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус,2007
3. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989г.
4. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников:
(сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975г.
5. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
6. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984г.
7. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996г.
8. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982г.
9. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976г.
10. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978г.
11. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978г.
12. Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971г.
13. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975г.
14. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975г.
15. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005г.
16. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
17. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005г.
18. «Патриот отечества» №9,2004г.
19. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007г.
20. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение»№6,2007г.
21. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2,2003г.
22. Справочник руководителя Образовательного учреждения №08 август2005г.
23. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ №11,2006г.
24. Стрельников В. Исторический опыт патриотического воспитания. ОБЖ №1,2006г.
25. http://www.bibliofond.ru
26. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.