Министерство образования и науки РТ
ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Габдуллы Тукая»
Кафедра психологопедагогических дисциплин и внеурочной
деятельности
Доклад
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ CИСТЕМЫ
АЛЬВИНА ВАЛЕНТИНОВИЧА АПРАУШЕВА
Студентки 3 курса группы «В»
Гариповой Аиды
Арск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 2
ГЛАВА I «ВОСПИТАНИЕ ОПТИМИЗМОМ»………………………… 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 10 ВВЕДЕНИЕ
Мы люди, воспринимающие все краски и звуки мира, обычно не
задумываемся о трагедии тех, кто лишен зрения и слуха. Да и возможна ли
полноценная жизнь в полной темноте и тишине? Ребенок, лишенный основных каналов связи с внешним миром, может
найти свое место в жизни, приносить пользу обществу, стать самобытной
личностью. Только происходит это не само собой, а благодаря длительной,
кропотливой, целеустремленной работе педагогов, безгранично верящих в
возможности человека, шаг за шагом выводящих слепоглухонемого ребенка
из мрака и безмолвия в окружающий мир, к людям. И вот с одним таким
педагогом я познакомлю вас сегодня. Его зовут Альвин Валентинович
Апраушев. Он является кандидатом педагогических наук, а так же бывшим
директором Загорского детского дома для слепоглухонемых.
ГЛАВА I «ВОСПИТАНИЕ ОПТИМИЗМОМ»
«Сюда можно приезжать, что бы зарядиться оптимизмом» это одна
из многочисленных записей в Книге отзывов гостей детского дома. Как ему
удалось зарядить оптимизмом и жизнелюбием детей, которые как бы обречены на тягостное существование. Как ему удалось вернуть в веру
лучшую жизнь для этих детей? Об этом мы узнаем далее.
Как же он увлекся этими детьми?
По первому образованию он технолог производства пенициллина
и антибиотиков и сначала занимался изготовлением бактериологического
оружия. А в Загорский детский дом на должность воспитателя его привел
вроде бы случай. Но вот Апраушев рассказывает: «В детстве я жил
в подмосковном Быково, мать умерла, когда мне было 3 года, и я рос
на улице. Осенью, когда все дачники уезжали, у меня оставался один друг,
глухонемой Юрка. Мы играли, и я всячески пытался ему помочь, учил
разговаривать, сам учился общаться без слов. Тогдато, наверное, все
и началось». Да наверно именно общение с Юркой, зародило в нем желание
помочь этим людям найти свое место в жизни»
Если человек родился без зрения и слуха или в раннем детстве
потерял способность видеть и слышать, то, предоставленный самому себе,
он не развивается. Не становится человеком. Апраушев рассказывает:
«Поступали дички, эгоисты, беспомощные, озлобленные дети. Поведение
необученных слепоглухонемых детей и в самом деле часто напоминает
поведение глубоко умственно отсталых. Самостоятельно они не могут
овладеть даже навыками самообслуживания, и может показаться, что
их место в психоневрологических интернатах. Воспитатели поначалу
с синяками ходили. И всетаки мы доказали: воспитанный и обученный
ребенок, лишенный двух из пяти чувств, развивается нормально, подчас
и до уровня таланта».
Что верно, потому что о слепоглухом выпускнике Загорского
детского дома Александре Суворове, докторе психологических наук, знает
сегодня весь мир. Он пишет: «Заслуга Апраушева не в том, что он создал
какуюто особую педагогику, а в том, что подобно всем педагогам
новаторам он успешно реализовал единственно возможную педагогику совместноразделенной дозированной деятельности. Это закон всякого
возможного обучения. Как обосновал академик Феликс Михайлов, закон
всякого возможного человеческого взаимодействия. И Апраушев сделал
это со слепоглухонемыми детьми.»
Когда я искала сведения о нем, я наткнулась на его книгу под
названием «Воспитание оптимизмом». Есть такие слова в этой книге:
Дети и животные! Их разумное общение – путь к достижению многих
педагогических целей. Воспитание детей становится естественным. Они
живут не в плюшевом и кукольном мире, а в реальном мире человеческих
отношений с природой [1; С.12 ].
Апраушев вспоминает: «Мы занимались хозяйством — мой детский
дом был наполнен кроликами, собаками, кошками, цесарками, индюками
и даже поросятами. Двор был живой и целиком на попечении детей.
Каждый пробовал разное и находил дело по душе. Не кроликов кормить,
так клетки ремонтировать. Не грядки копать, так траву заготавливать.
а их человеческая
На то была не экономическая необходимость,
потребность. Осязать, общаться, создавать, растить, заботиться.».
«Нужно» и «правильно», считал он, не по комнатам сидеть, а активно
жить, осваивать мир и способы ориентировки в нем. И тут все средства
хороши.
Давайте рассмотрим, как же он вел свою воспитательную
деятельность. Апраушев считал, все что касается взаимодействия между
воспитателем и воспитанником, между воспитанником и животными,
природой имеет свой воспитательный характер.
Например простое рукопожатие. Казалось бы, мелочь. Пожал руку
мимоходом, прошел, и следа от него не осталось. Нет! Очень важно
вкладывать в него чувство ободрения и поддержки. Рукопожатие воспитателя и воспитанника для них — один из путей передачи духовной
силы, энергии, дружеского участия [1.С. 20].
Конечно же, эти дети были не полными сиротами. У многих были и
мать и отец. Часто дети получали письма от родителей. Этот день был
особенно красочным. Вот как описывает его Апраушев: Письма... Можно
ли пройти мимо столь эмоционально богатой стороны жизни
воспитанников? Как хочется прочитать письмо, понять каждое слово! И
скорее написать ответ, иначе не жди быстрых вестей из дому. Каждый
прочитывает эти листочки от начала до конца по нескольку раз. Бегает с
ними по детдому, делясь своей радостью и семейными новостями. Письмо
от мамы совсем не то, что книжка, в которой много непонятных слов,
далеких от повседневного опыта ребенка. В мамином письме все знакомое и
близкое. Ребенку невдомек, что это одна из находок нашей педагогики: так
выращивается потребность в чтении. Каждому родителю мы предлагаем
почаще писать письма, постепенно усложняя и разнообразя тематику.
Эпизод, заимствованный из книжки и слегка адаптированный, но как будто
бы случившийся с домашней Жучкой, читается ребенком куда с большим
интересом, нежели в книжке.
А как хочется порадовать родных своими успехами! Дети всегда
пишут о себе лучше, чем они есть на самом деле: не будешь же огорчать
маму. Поэтому каждое их письмо — это и перспектива развития,
ближайший рубеж нравственного роста, к которому нужно подтягиваться.
Письма— это и самосознание, и самосовершенствование, общение и
уединение [1; С. 21].
Каждый ребенок в детском доме занимался каким ни будь делом. У
каждого ребенка, в соответствии с возрастом, была своя работа. Апраушев
считал, что каждая, даже самая мелочная работа например кормление кошки воспитывал в ребенке трудолюбие, ответственность, сострадание к
животному и конечно же к доброту.
Каждый день в детском доме был обход. Записывались дела которые
нужно проделать в течении дня или в течении какого либо времени.
Например, починить клетки, заменить стекло и так далее. Утренние обходы
— оправдавший себя способ мобилизации, деловой активности и
самодеятельности ребят, формирования у них чувства сопричастности ко
всему окружающему, ответственности и предприимчивости. Без умения
видеть недостатки в окружающей жизни, без способности каждодневно
вычленять участки ближайшего приложения собственных сил не может
быть хозяина, человека активной жизненной позиции. Через свободно
избранный и самостоятельно спланированный труд проходит путь к
самоуправлению детского коллектива воспитанию ответственного
отношения к делу, заинтересованности в его результатах.
После обеда была линейка. Они обсуждали, чем будут заниматься в
этот день. И детям давали определенные задания. После обхода они
выходили на физзарядку. Как, слепоглухонемые дети, могут делать зарядку
думаете? Апраушев описывает в своей книге таким образом: Из дома
выбегает на зарядку группа мальчиков в спортивной форме, еще одна. В
этой группе некоторые бегут, держась за плечи товарищей. Выбежали и
девочки. Они встают в круг. В центре — физкультурница. Слабовидящие
дети стоят впереди, несколько сзади — их слепоглухонемые товарищи. Они
касаются корпуса впередистоящих и повторяют за ними упражнения. Вот
таким образом они и делали зарядку. [1; С. 54]
Ровно в восемь они расходятся по классам и начинается учебное
время. В коридоре тихо: заканчивается последний урок. Но тишина не та,
что в обычной школе. В ближайшем классе стрекочет печатная машинка,
лязгают клавиши брайлевской. На ней выпуклым шрифтом ученики
печатают упражнения. Из технического кабинета слышится трескотня
комплекта брайлевских строк. С помощью этого уникального устройства
проводится фронтальная работа с группами слепоглухонемых. С разных
сторон доносятся невнятные возгласы. Не слышно лишь речи учителя.
Одна из дверей приоткрыта. Лес поднятых рук с шевелящимися
пальцами. Идет беззвучный разговор. В классе три группы. Но никто друг
другу не мешает. Полированные однотумбовые столы в каждой группе
образуют букву П. В пространстве между столами сидят педагоги. При
таком расположении столов можно сомкнуть руки в дактильном общении с
каждым из трех учеников. [1; С. 22]
Воспитание, обучение детей одно дело, но очень сложно найти
человека, точнее педагога который согласился бы на эту должность. Ведь
быть воспитателем в Загорском детском доме значило не только обучение
слепоглухонемых детей, но и вести хозяйственные дела. Именно по этой
причине многие педагоги отказывались, возмущались. Мол — Мы не для
того в институте учились, чтобы кроликов разводить. А некоторые
ссылались на медицинские противопоказания воспитанников. Но все же
находились такие педагоги которые, несмотря на очень трудное дело,
взялись за работу. Например в книге описан такой случай: Обед для нас —
продолжение учебного и воспитательного процесса. Вот рука Феди
разыскивает на столе стакан чаю. Воспитатель перехватывает руку
мальчика и дактилирует ему в ладонь слово «чай». Федя застывает на
секунду. Воспитатель берет другую руку малыша и пытается сложить его
пальчики в дактильное слово. Федор склоняет голову набок, словно прислушиваясь, но усилий к совместному действию не прилагает.
Воспитатель снова и снова складывает непослушные пальчики ребенка в
короткое слово, губы воспитателя в отчаянии беззвучно шепчут: «Чай,
чай». Наконец, пальчики малыша напряглись и буква «и» венчает
совместные усилия. В руках счастливого Федора желанный напиток. А
может, и не было усилий ребенка? Может, воспитателю, страстно
желающему успеха, это только показалось? Сколько усилий .придется еще
приложить, пока результат будет очевиден [1; С. 79]! Как видите сколько
труда и терпения потребовалось воспитателю научить ребенка сложить
пальчиками дактильное слово. А ведь еще неясно получилось у него или
нет. А теперь представьте что они таким образом обучали почти каждого
ребенка. Это было очень трудно. Но все же, благодаря, совместному труду
терпеливых и знающих свою работу воспитателей и желающих учиться и
развиваться, воспитанников они добивались своих целей. И на свет
выходили вполне готовые к реальной жизни юноши и девушки.
Труд Альвина Валентиновича Апраушева заинтересовал меня. Мы
порой ведем себя как бы сказать, не правильно. Если мы повстречаем таких
вот слепых, глухих детей, мы начинаем их жалеть. А ведь им не нужна наша
жалость. Как мне кажется, им бы больше понравилось, если бы мы
относились к ним, как полноценному человеку. И это бы помогло им куда
больше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А. Апраушев Воспитание оптимизмом. – М., 1984г.
2. А. Апраушев Рукотворение души. – 1986г.
3. А. И. Мещариков Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе
формирования поведения. – М., 1974г.
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Педагог-новатор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.