Педагог-новатор
Оценка 4.6

Педагог-новатор

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.02.2017
Педагог-новатор
Публикация является частью публикации:
Педагог новатор доклад.docx
Министерство образования и науки РТ ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Габдуллы Тукая» Кафедра психолого­педагогических дисциплин и внеурочной деятельности Доклад ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ CИСТЕМЫ  АЛЬВИНА ВАЛЕНТИНОВИЧА АПРАУШЕВА Студентки 3 курса группы «В» Гариповой Аиды Арск 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 2 ГЛАВА I «ВОСПИТАНИЕ ОПТИМИЗМОМ»………………………… 3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 10 ВВЕДЕНИЕ Мы   люди,   воспринимающие   все   краски   и   звуки   мира,   обычно   не задумываемся о трагедии тех, кто лишен зрения и слуха. Да и возможна ли полноценная жизнь в полной темноте и тишине? Ребенок, лишенный основных каналов связи с внешним миром, может найти свое место в жизни, приносить пользу обществу, стать самобытной личностью. Только происходит это не само собой, а благодаря длительной, кропотливой, целеустремленной работе педагогов, безгранично верящих в возможности человека, шаг за шагом выводящих слепоглухонемого ребенка из мрака и безмолвия в окружающий мир, к людям. И вот с одним таким педагогом   я   познакомлю   вас   сегодня.   Его   зовут   Альвин   Валентинович Апраушев. Он является кандидатом педагогических наук, а так же бывшим директором Загорского детского дома для слепоглухонемых. ГЛАВА I «ВОСПИТАНИЕ ОПТИМИЗМОМ» «Сюда можно приезжать, что бы зарядиться оптимизмом» ­ это одна из многочисленных записей в Книге отзывов гостей детского дома. Как ему удалось   зарядить   оптимизмом   и   жизнелюбием   детей,   которые   как   бы обречены   на   тягостное   существование.  Как   ему   удалось   вернуть   в   веру лучшую жизнь для этих детей? Об этом мы узнаем далее.  Как же он увлекся этими детьми? По первому   образованию   он технолог   производства   пенициллина и антибиотиков   и сначала   занимался   изготовлением   бактериологического оружия. А в Загорский детский дом на должность воспитателя его привел вроде бы   случай.   Но вот   Апраушев   рассказывает:   «В детстве   я жил в подмосковном   Быково,   мать   умерла,   когда   мне   было   3 года,   и я рос на улице. Осенью, когда все дачники уезжали, у меня оставался один друг, глухонемой   Юрка.   Мы играли,   и я всячески   пытался   ему   помочь,   учил разговаривать,   сам   учился   общаться   без   слов.   Тогда­то,   наверное,   все и началось». Да наверно именно общение с Юркой, зародило в нем желание помочь этим людям найти свое место в жизни»  Если   человек   родился   без   зрения   и слуха   или   в раннем   детстве потерял способность видеть и слышать, то, предоставленный самому себе, он не развивается.   Не становится   человеком.   Апраушев   рассказывает: «Поступали дички, эгоисты, беспомощные, озлобленные дети. Поведение необученных   слепоглухонемых   детей   и в самом   деле   часто   напоминает поведение   глубоко   умственно   отсталых.   Самостоятельно   они   не могут овладеть   даже   навыками   самообслуживания,   и может   показаться,   что их место   в психоневрологических   интернатах.   Воспитатели   поначалу с синяками   ходили.   И все­таки   мы доказали:   воспитанный   и обученный ребенок,   лишенный   двух   из пяти   чувств,   развивается   нормально,   подчас и до уровня таланта».   Что   верно,   потому   что   о слепоглухом   выпускнике   Загорского детского дома Александре Суворове, докторе психологических наук, знает сегодня весь мир. Он пишет: «Заслуга Апраушева не в том, что он создал какую­то   особую   педагогику,   а в том,   что   подобно   всем   педагогам­ новаторам   он успешно   реализовал   единственно   возможную   педагогику совместно­разделенной   дозированной   деятельности.   Это   закон   всякого возможного обучения. Как обосновал академик Феликс Михайлов, закон всякого   возможного   человеческого   взаимодействия.   И Апраушев   сделал это со слепоглухонемыми детьми.» Когда   я   искала   сведения   о   нем,   я   наткнулась   на   его   книгу   под названием «Воспитание оптимизмом». Есть такие слова в этой книге: Дети и животные! Их разумное общение – путь к достижению многих педагогических   целей.   Воспитание   детей   становится   естественным.   Они живут не в плюшевом и кукольном мире, а в реальном мире человеческих отношений с природой [1; С.12 ]. Апраушев вспоминает: «Мы занимались хозяйством — мой детский дом был наполнен кроликами, собаками, кошками, цесарками, индюками и даже   поросятами.   Двор   был   живой   и целиком   на попечении   детей. Каждый пробовал разное и находил дело по душе. Не кроликов кормить, так   клетки   ремонтировать.   Не грядки   копать,   так   траву   заготавливать.   а их человеческая На то была   не экономическая   необходимость, потребность. Осязать, общаться, создавать, растить, заботиться.».  «Нужно» и «правильно», считал он, не по комнатам сидеть, а активно жить,   осваивать   мир   и способы   ориентировки   в нем.   И тут   все   средства хороши.  Давайте   рассмотрим,   как   же   он   вел   свою   воспитательную деятельность. Апраушев считал, все что касается взаимодействия между воспитателем   и   воспитанником,   между   воспитанником   и   животными, природой имеет свой воспитательный характер.  Например простое рукопожатие. Казалось бы, мелочь. Пожал руку мимоходом,   прошел,   и   следа   от   него   не   осталось.   Нет!   Очень   важно вкладывать   в   него   чувство   ободрения   и   поддержки.   Рукопожатие воспитателя и воспитанника для них — один из путей передачи духовной силы, энергии, дружеского участия [1.С. 20]. Конечно же, эти дети были не полными сиротами. У многих были и мать и отец. Часто дети получали письма от родителей. Этот день был особенно красочным. Вот как описывает его Апраушев:  Письма... Можно ли   пройти   мимо   столь   эмоционально   богатой   стороны   жизни воспитанников? Как хочется  прочитать письмо, понять каждое слово! И скорее   написать   ответ,   иначе   не   жди   быстрых   вестей   из   дому.   Каждый прочитывает эти листочки от начала до конца по  нескольку раз. Бегает с ними по детдому, делясь своей радостью и семейными новостями. Письмо от   мамы   совсем   не   то,   что   книжка,   в   которой   много   непонятных  слов, далеких от повседневного опыта ребенка. В мамином письме все знакомое и близкое. Ребенку невдомек, что это одна из находок нашей педагогики: так выращивается   потребность   в  чтении.  Каждому  родителю   мы  предлагаем почаще   писать   письма,   постепенно   усложняя   и   разнообразя   тематику. Эпизод, заимствованный из книжки и слегка адаптированный, но как будто бы  случившийся с домашней Жучкой, читается ребенком  куда с большим интересом, нежели в книжке. А   как   хочется   порадовать   родных   своими   успехами!  Дети   всегда пишут о себе лучше, чем они есть на самом  деле: не будешь же огорчать маму.   Поэтому   каждое   их  письмо   —   это   и   перспектива   развития, ближайший рубеж нравственного роста, к которому нужно подтягиваться. Письма—   это   и   самосознание,   и   самосовершенствование,   общение   и уединение [1; С. 21]. Каждый ребенок в детском доме занимался каким ни будь делом. У каждого ребенка, в соответствии с возрастом, была своя работа. Апраушев считал,   что   каждая,   даже   самая   мелочная   работа   например   кормление кошки воспитывал в ребенке трудолюбие, ответственность, сострадание к животному и конечно же к доброту.  Каждый день в детском доме был обход. Записывались дела которые нужно   проделать   в   течении   дня   или   в   течении   какого   либо   времени. Например, починить клетки, заменить стекло и так далее. Утренние обходы —   оправдавший   себя   способ   мобилизации,   деловой   активности   и самодеятельности ребят, формирования у них чувства сопричастности ко всему   окружающему,   ответственности   и   предприимчивости.   Без   умения видеть   недостатки   в   окружающей   жизни,   без   способности   каждодневно вычленять   участки   ближайшего   приложения   собственных   сил   не   может быть   хозяина,   человека   активной   жизненной   позиции.   Через   свободно избранный   и   самостоятельно   спланированный   труд   проходит   путь   к самоуправлению   детского   коллектива   ­   воспитанию   ответственного отношения к делу, заинтересованности в его результатах.  После обеда была линейка. Они обсуждали, чем будут заниматься в этот   день.   И   детям   давали   определенные   задания.   После   обхода   они выходили на физзарядку. Как, слепоглухонемые дети, могут делать зарядку думаете?   Апраушев   описывает   в   своей   книге   таким   образом:   Из   дома выбегает на зарядку группа мальчиков в спортивной форме, еще одна. В этой группе некоторые бегут, держась за плечи товарищей. Выбежали и девочки. Они встают в круг. В центре — физкультурница. Слабовидящие дети стоят впереди, несколько сзади — их слепоглухонемые товарищи. Они касаются корпуса впередистоящих и повторяют за ними упражнения. Вот таким образом они и делали зарядку. [1; С. 54] Ровно   в   восемь   они   расходятся   по   классам   и   начинается   учебное время. В коридоре тихо: заканчивается последний урок. Но тишина не та, что в обычной школе. В ближайшем классе стрекочет печатная машинка, лязгают   клавиши   брайлевской.   На   ней   выпуклым   шрифтом   ученики печатают   упражнения.   Из   технического   кабинета   слышится   трескотня комплекта брайлевских строк. С помощью этого уникального устройства проводится фронтальная работа  с группами слепоглухонемых. С разных сторон доносятся невнятные возгласы.    Не слышно лишь речи учителя. Одна   из   дверей   приоткрыта.   Лес   поднятых   рук   с   шевелящимися пальцами. Идет беззвучный разговор. В классе три группы. Но никто друг другу   не   мешает.   Полированные   однотумбовые   столы   в   каждой   группе образуют  букву  П. В  пространстве   между  столами  сидят  педагоги. При таком расположении столов можно сомкнуть руки в дактильном общении с каждым из трех учеников. [1; С. 22] Воспитание,   обучение   детей   одно   дело,   но   очень   сложно   найти человека, точнее педагога который согласился бы на эту должность. Ведь быть воспитателем в Загорском детском доме значило не только обучение слепоглухонемых детей, но и вести хозяйственные дела. Именно по этой причине многие педагоги отказывались, возмущались. Мол — Мы не для того   в   институте   учились,   чтобы   кроликов   разводить.   А   некоторые ссылались   на   медицинские   противопоказания   воспитанников.   Но   все   же находились   такие   педагоги   которые,   несмотря   на   очень   трудное   дело, взялись за работу. Например в книге описан такой случай: Обед для нас — продолжение   учебного   и   воспитательного   процесса.   Вот   рука   Феди разыскивает   на   столе   стакан   чаю.   Воспитатель   перехватывает   руку мальчика   и   дактилирует   ему   в   ладонь   слово   «чай».   Федя   застывает   на секунду. Воспитатель берет другую руку малыша и пытается сложить его пальчики   в   дактильное   слово.   Федор   склоняет   голову   набок,   словно прислушиваясь,   но   усилий   к   совместному   действию   не   прилагает. Воспитатель снова и снова складывает непослушные пальчики ребенка в короткое   слово,   губы   воспитателя   в   отчаянии   беззвучно   шепчут:   «Чай, чай».   Наконец,   пальчики   малыша   напряглись   и   буква   «и»   венчает совместные   усилия.   В   руках   счастливого   Федора   желанный   напиток.   А может,   и   не   было   усилий   ребенка?   Может,   воспитателю,   страстно желающему успеха, это только показалось? Сколько усилий .придется еще приложить, пока результат будет очевиден [1; С. 79]! Как   видите   сколько труда   и   терпения   потребовалось   воспитателю   научить   ребенка   сложить пальчиками дактильное слово. А ведь еще неясно получилось у него или нет. А теперь представьте что они таким образом обучали почти каждого ребенка. Это было очень трудно. Но все же, благодаря, совместному труду терпеливых и знающих свою работу воспитателей и желающих учиться и развиваться,   воспитанников   они   добивались   своих   целей.   И   на   свет выходили вполне готовые к реальной жизни юноши и девушки. Труд   Альвина   Валентиновича   Апраушева   заинтересовал   меня.   Мы порой ведем себя как бы сказать, не правильно. Если мы повстречаем таких вот слепых, глухих детей, мы начинаем их жалеть. А ведь им не нужна наша жалость.   Как   мне   кажется,   им   бы   больше   понравилось,   если   бы   мы относились к ним, как полноценному человеку. И это бы помогло им куда больше.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А. Апраушев  Воспитание оптимизмом. – М., 1984г. 2. А. Апраушев Рукотворение души. – 1986г.  3. А. И. Мещариков  Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе  формирования поведения. – М.,  1974г.

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор

Педагог-новатор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017