Педагогическая деятельность и вокально-хоровая работа в хоровом коллективе
педагога дополнительного образования
Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
«Канский морской кадетский корпус»
Гавриловой Элеоноры Иосифовны
"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, это воспитание человека" (В.А. Сухомлинский). Музыка… Никогда не устаревающее искусство. С древнейших времен и до сегодняшнего дня она окружает человека с первых дней его жизни, воздействуя на его эмо-циональный, внутренний мир, обогащая и расширяя его. В ряду искусств музыка занимает особое место, так как обладает особо высоким «педагогическим» потенциалом. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились — живительное искусство музыки стоит на первом месте или в ряду самых дорогих человеку искусств.
С 2017 года являюсь руководителем детского хорового коллектива. В своей работе приме-няю образовательную программу «Детский хоровой коллектив». Данная программа модифи-цирована на основе программы Ю. С. Никифоровой «Детский академический хор», лауреата V всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Прог-рамма учитывает специфику кадетской школы и ориентирована на мальчиков в возрасте 10-13 лет, срок реализации 3 года.
Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства для каждого чело-века. Певческим голосом и слухом обладает в той или иной степени каждый человек с рож-дения. Направленное воздействие музыкального искусства на личность носит творческий характер, в процессе которого активно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы человека. Я считаю, что хоровой класс - это важнейшая дисциплина музы-кально –эстетического образования кадет, которая играет большую роль в формировании их духовной культуры, расширяет художественно-эстетический кругозор, воспитывает чувство коллективизма. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на развитие личности воспитанника. Поэтому главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности кадета через развитие его творческого потенциала.
Цель реализую через:
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творчес-кие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполни-тельского сотрудничества;
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;
- воспитание патриотизма через грамотно подобранный репертуар;
- формирование вокально-певческих навыков: певческая установка, звукообразование, чистое интонирование, певческая дикция, артикуляция и дыхание, умение петь в ансамбле, многоголосное пение;
- развитие и охрану детского голоса: формирование основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата.
В хоровой коллектив воспитанники принимаются по желанию с 5 класса в начале учебного года путем индивидуального прослушивания. С первых же шагов в своей работе я приучаю кадет относиться к занятиям серьезно, сознательно воспринимать весь материал. Постепен-но, с приобретением певческого стажа, воспитанники переводятся из одной группы в дру-гую, всего их три. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 1 часу. Групповая и индиви-дуальная форма занятий, дает возможность выявлению и развитию одаренных и способных кадет. Эти воспитанники, при успешной индивидуальной подготовке и прочном освоении хоровых партий, вокально-интонационных навыков, могут являться творческим ядром хора и параллельно заниматься в вокальной группе «Норд – Ост», руководителем которой являюсь с 2017 года. Вокальная группа «Норд – Ост» и её солисты, в свою очередь, являются примером подражания для остальных участников хора. Общее количество воспитанников хорового коллектива не более 25 человек.
В процессе моей педагогической деятельности с хоровым коллективом и вокальной группой «Норд –Ост» я предоставляю воспитанникам возможность творческой самореализации через выступления в концертах разного уровня
В процессе занятий с детьми, следует отметить, что каждый ребенок чувствует, выражает и осознает музыку по-своему. Один наслаждается гармонией звуков, у другого рождаются яркие образы, третий ищет и находит способ самовыражения и самопознания. Для того, что-бы музыка могла оказывать положительное влияние на развитие подрастающего поколения, необходимо педагогу научить детей любить и понимать музыку, создать необходимые усло-вия для формирования потребности в общении с ней. Педагогический процесс должен быть направлен на гармоничное развитие индивидуальных способностей ребенка, на раскрытие его потенциала и возможностей. Хоровое пение не должно рассматриваться только как кол-лективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступ-ления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия "музыкаль-но-хоровая культура", постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя.
Моя задача как педагога дополнительного образования – разглядеть в каждом воспитаннике его природные данные. Разные по темпераменту и характеру дети порой не умеют выразить свои мысли и желания. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям по-чувствовать свою значимость. Первые успехи в певческой деятельности формируют и укреп-ляют положительную самооценку ребенка. Постепенно появляется желание стать лучше. Параллельно с формированием культуры поведения на занятии хора у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения произведений, уме-ние выйти на сцену и уйти после выступления, а также уважительное поведение по отноше-нию к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. Я считаю, что дети не дел-ятся на бездарных и одаренных. Никакого коэффициента способностей нет и быть не может. Все дети талантливы и способны к уникальному творчеству. Моей главной установкой в пе-дагогической деятельности является то, что талантливость каждого раскроется, если пробу-дить в ребенке духовную потребность видеть и чувствовать прекрасное. Поэтому важно раз-вивать у ребенка способности, создавая благоприятные условия для его творческой самореа-лизации. Для этого в своей практике я использую элементы технологии личностно- ориенти-рованного обучения, основанные на индивидуализированном подходе к одаренным детям и другим категориям воспитанников. Она включает в себя: разноуровневые личностно – ориентированные задачи, усвоение содержания в условиях диалога, имитацию социально – ролевых условий. Кроме этого применяю элементы здоровьесберегающей технологии (развитие и охрана детского голоса: формирование основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата).
В процессе работы с коллективом я учитываю возрастные и физиологические особен-ности кадет. Поскольку обучающий период начинается с 10-летнего возраста, а участниками хорового коллектива являются мальчики, то неизбежно возникновение некоторых физиоло-гических и психологических проблем, связанных с взрослением. Возникает проблема с «му-тацией» - «ломкой» голоса. В такие моменты бдительность и профессионализм преподава-теля должны выйти на первый план. А именно, вовремя распознав наступление «мутации», я предлагаю воспитаннику продолжить занятия далее, составив индивидуальный щадящий режим, до периода окончания «мутации».
На хоровых занятиях кадеты узнают о строении голосового аппарата, о факторах поло-жительно или отрицательно влияющих на его развитие. Немало важно сказать также о чело-веческом факторе. В процессе творческой деятельности воспитанники хора вступают во взаимоотношения друг с другом и руководителем. Качество этих отношений, а именно твор-ческий союз, зависит от того, как воспитанники относятся к друг другу и к своему руководи-телю, какова творческая и нравственно эстетическая атмосфера в коллективе.
Большое внимание на занятиях отводится работе с текстом. Возможны различные приемы: читаю выразительно, чтобы оставить в их памяти ясное представление о содержании испол-няемого произведения. Показываю голосом, как надо петь. Предварительно прослушиваем эталонное исполнения в записи. При первом прослушивании новой песни даю коллективу целостное представление о содержании песни, стремясь довести до сознания участников хора средства музыкальной и текстовой выразительности в соответствии с замыслом автора. Выразительный показ и живая беседа направляют внимание коллектива на самое главное, самое значительное в произведении. Большое внимание уделяю окончаниям слов, фраз. Участники хора часто склонны небрежно относиться к концам фраз в песне – не дотягивать, обрывать их.
Занятия начинаю с распевания, которому отвожу не менее 15 минут, так как для непрофес-сионального хора учащихся показ исполнения одного и того же упражнения приходится делать несколько раз, для того, чтобы добиться исполнения, близкого к профессиональному. Перед распеванием, я предлагаю хористам сделать упражнения: наклонять голову вниз с по-кашливанием, дуть на ладонь в течении 3-4 минут, они помогают в работе над дыханием. Для проведения качественного распевания, необходимо принять вокально-певческую поста-новку корпуса. Для того, чтобы голос звучал легко и свободно, плечи опущены, подбородок не поднимать. Обращаю внимание хористов на то, что для правильного дыхания необходимо делать вдох через нос, а руку положить на живот и почувствовать небольшое выпячивание передней стенки живота вперед, то есть мышцы напрягаются. Дыхание должно быть быст-рым, бесшумным, плечи во время вдоха и выдоха не должны подниматься. В середине фразы дыхание удерживается (дыхательная зарядка - встав прямо и положив руку на живот сделать вдох через нос - «раз» - короткий вдох, «два-а-а» — плавный вдох. Работа над цепным дыха-нием (по полутонам вверх и вниз).Так же можно петь с закрытым ртом - поется на одном дыхании, в медленном темпе, исполнение русской народной песни «Ты река ли...» (на слоги петь, с закрытым ртом и со словами).
С первого хорового занятия, я объясняю хористам, что правильный звук считается округлый, мягкий, близкий в высокой позиции на всем диапазоне, при постоянной опоре на дыхание, показываю, каким должно быть положение губ при смене гласных звуков, положение не меняется, мышцы лица не напрягаются, рот открывается в высоту. Все гласные поются округло. Чтобы добиться этого, я показываю, как они формируются: «а» - формируется как «о», «и» - как «у», «е» и «я» - как среднее между «и» и «э». Для формирования округлого, мягкого звучания я использую следующие упражнения: «лё»-«лю»-«ле»-«ли»-«ля» (на одном звуке, по полутонам, закрытым ртом, легато, стаккато), «ми»- - я-а-а-а, ми, ма, ми, ма, ми, м-а-а-а, мэ-э-э-э, ми-и-и-и, мо-о-о-о, му-у; ю-у-у, на, нэ, ни, но, ну; да, дэ, ди, до, ду; а, э, и, о, у.
Все упражнения поем в разных темпах, в основном «а cappella», на активном дыхании. Использую некоторые фрагменты классических музыкальных произведений: «Дружным кадеты строем сомкнитесь…», «Славься, славься, ты Русь моя…». Поём их как со словами, так и на различные слоги.
Большое внимание на занятиях отводится работе с текстом. Возможны различные приемы: читаю выразительно, чтобы оставить в их памяти ясное представление о содержании испол-няемого произведения. Показываю голосом, как надо петь. Предварительно прослушиваем эталонное исполнения в записи. При первом прослушивании новой песни даю коллективу целостное представление о содержании песни, стремясь довести до сознания участников хора средства музыкальной и текстовой выразительности в соответствии с замыслом автора. Выразительный показ и живая беседа направляют внимание коллектива на самое главное, самое значительное в произведении. Большое внимание уделяю окончаниям слов, фраз. Участники хора часто склонны небрежно относиться к концам фраз в песне – не дотягивать, обрывать их. Четкая артикуляция содействует формированию звука и одновременно стимулирует дыхательный аппарат. Артикуляция и дикция требует четкого произношения, чем тише звук, тем четче произносятся слова. Для работы над дикцией я использую различные словосочетания, скороговорки, начиная на РР, <тр>, реже mf.
Распевания - вокальные упражнения - в работе с хором играют важную роль. Работая над упражнениями хористы начинают петь чище, дикция становится лучше, выстраивается ансамбль, а произведения затем разучиваются быстрее, звук становится мягким, округлым.
Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке (дирижерские жесты «вступле-ние и «снятие»). Выработка правильного певческого дыхания связана с применением атаки звука. При ограниченных голосовых возможностях детей важна мягкая атака. Она способст-вует образованию спокойного, мягкого звука, устраняет напряженное, громкое звучание. Твердая атака помогает в твердости интонирования.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит арти-куляции и дикции.
Основа пения – гласные звуки. Необходимо, чтобы они звучали ровно, стараться при пении сохранять их высокую позицию. Гласные звуки – основа пения, их необходимо тянуть, а согласные произносить легко, четко и энергично. Чтобы достичь ансамбля в пении, работаем над интонационной и единой манерой звучания, ритмической и темповой слитностью, дина-мическим единством партии, одновременным началом и окончанием фраз. Развиваю у ребят умение слышать себя и хор
Работа с детьми должна быть построена на интересе и увлеченности. Если этого нет, то неизбежен конфликт между воспитанником и педагогом, неизбежно исчезнет интерес к предмету. Очень важно на занятиях создать творческую атмосферу, благоприятную почву для раскрытия потенциальных возможностей кадет. Для этого обязательно нужно хорошо знать ребят, их интересы, характер, даже семейные обстоятельства и личную жизнь. Главное – это отношение к ребенку, прежде всего доверие. Доверять, верить в его способности, толь-ко таким образом можно расковать силы воспитанника, пробудить в нем радостную уверен-ность в себе. Ребенок нуждается в поощрении – оно ему необходимо для самоутверждения. Поэтому я стараюсь поощрять своих воспитанников, но не теряю при этом чувства меры, не обесцениваю своих похвал. Для обеспечения психологического климата в коллективе важно создать атмосферу раскованности, игры, в которой полностью раскрываются способности каждого кадета, рождается творческий процесс. Например, если у воспитанника или части коллектива что-либо не получилось, одобрительно киваю, делая вид, что я это предвидела, так и должно было быть. Это просто тест на какую-то только мне известную координацион-ную готовность или неготовность. Ошибки нет. Есть проба.
Я считаю, что педагогический талант – это прежде всего богатство личности учителя. Учитель, не представляющий интереса, как человек, не может быть талантливым педагогом. Поэтому, говоря о понятии «личность педагога», хочется сказать, что оно должно включать в себя:
- увлеченность своим предметом и стремление к его совершенному знанию;
- искреннее и страстное желание заразить этим увлечением своих учеников и передать им свои знания;
- индивидуальную манеру преподавания;
- широту интересов, душевную щедрость;
- высокий нравственный облик человека, определяющий всю его деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.