Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

  • Лекции
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4 Ушинский.pptx

Педагогическая деятельность и взгляды К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого

Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1871)

Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогик в России
Труды: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературе», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Проект учительской семинарии», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Детский мир» и др.

Педагогическая наука

К.Д. Ушинский рассматривал педагогическую науку в тесной взаимосвязи с философий, историей, психологией, анатомией и физиологией человека, а также с педагогической практикой.
По его мнению педагогическая наука может развиваться только на основе передового педагогического опыта, а педагогику он считал наукой и искусством.

К. Ушинский активно отстаивал идею народности в воспитании. По его мнению, народ является источником всех материальных и духовных ценностей культуры, поэтому необходимо изучать географию, экономику, язык, литературу, искусство и другие науки.
Самым важным определителем принадлежности человека к конкретному народу является язык.

Особенно важное качество личности К. Ушинский считал нравственное воспитание, будучи убежденным, что нравственное воспитание ребенка следует начинать с наименьшего возраста, осуществлять необходимо постоянно и систематично.

Данное воспитание направлено на формирование у детей патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, чувство обязанности и ответственности, собственного достоинства, гражданской обязанности, скромности, твердости воли и характера и др.

Основными методами и средствами нравственного воспитания детей и молодежи является убеждение, поощрение и наказание (только не телесное), собственный пример учителя, родителей, всех взрослых людей, правильный режим обучения и др.

Особое место в нравственном воспитании отводил физическому труду, который необходимо правильно объединять с умственным.

Особое внимание уделял приобщению детей к труду для потребностей школы и семьи: самообслуживания, помощь родителям, учителям.

Выдвинул идеи в отношении организации учебно-воспитательного процесса в школе. Для правильной организации необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности, правильно дозировать содержание учебного материала, последовательность и систематичность обучения, развитие сознания и активности, прочность усвоенных знаний, воспитывающее обучение и др.

В процессе обучения необходимо развивать пассивную (непроизвольную) и активную (произвольную) память, используя повторение учебного материала. Необходимо избегать механического заучивания (зазубривание). Недопустимо – переутомление детей.

Наглядность

Дети мыслят формами, цветами, звуками, чувствами, поэтому в процессе обучения полезно использовать все наглядные средства чтобы органы чувств принимали непосредственное участие в восприятии учебного материала.
Примером умелого использования наглядности в обучении могут быть его книги для детей «Родное слово» и «Детский мир».

Значительно уделял внимание разработке методике работы учителя на уроке, советовал вводить разнообразные эффективные методы и способы обучения: объяснение нового материала, повторение пройденного, упражнения, письменные и графические работы учеников, индивидуальные и фронтальные формы работы на уроке, учет знаний ученика и др.

Для развития речи предлагал использовать устные и письменные упражнения, постепенно усложняя их. Обучения детей родного языка на образцах народного творчества (былины, песни, сказки, пословицы и поговорки, загадки и др.), произведения писателей.

Речь учителя должна быть грамотной и благозвучной. Элементы природоведения, географии, истории в начальных классах, следует изучать в процессе объяснительного чтения на уроках. Изучение иностранных языков он советовал начинать только после того, когда родной язык пустил глубокие корни в духовную природу ребенка.

Физическое развитие – соблюдение режима сна, питания, режим обучения в школе.
Учитель – это высокообразованный человек, с энциклопедическими знаниями, который любит свою профессию, постоянно совершенствует свое мастерство, имеет основательную практическую подготовку, педагогический такт, владеет методикой обучения и воспитания, является не только хорошим преподавателем, но и добрым воспитателем.