Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Оценка 4.6

Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования

Оценка 4.6
docx
07.12.2022
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической  и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи  в учреждениях дополнительного образования
Парачук Пед. д-ка.docx

Парачук Андрей Валентинович

 

Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической

и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи

в учреждениях дополнительного образования

Что из того, что у розы шипы:

она цветок.Саади

Целью работы является педагогическая и психолого-педагогическая диагностика и поддержка детей и молодёжи в учреждениях дополнительного образования.

Задачи:

– сбор материала по данной тематике;

– обобщение опыта педагогов дополнительного образования по проблемам педагогической поддержки учащихся;

– обобщение опыта ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» по данному вопросу;

– создание и отработка эффективной модели по педагогической диагностике и поддержке учащихся;

– распространение данного опыта среди учреждений дополнительного образования города, области.

Из поставленных задач можно выделить следующие методы психолого-педагогической диагностики и поддержки:

        сравнительно-сопоставительный (наблюдение и тестирование);

        диагностический (анкетирование (приложение 1), обобщение характеристик, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества);

        статистический метод.

В работе важное место отводится педагогической диагностике и поддержке различного контингента учащихся. Экспериментальной площадкой для написания данной работы выступили объединения по интересам ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи». Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений, организованной деятельности в объединениях по интересам. Инструментарием выступают анкеты, карты наблюдений, позволяющие фиксировать индивидуальную диагностику и перспективы развития каждого учащегося в ходе:

ü игровой деятельности;

ü творческой деятельности;

ü познавательной деятельности;

ü проектно-исследовательской деятельности;

ü физического развития;

ü коммуникаций со сверстниками.

В качестве методологической основы работы выступает личностно-деятельностный и технологический подходы в дополнительном образовании.

При реализации личностно-деятельностного подхода принципиально важным является не только усвоение конкретной информации учащимися, но и овладение способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, индивидуальных свойств личности. При реализации личностно-деятельностного подхода особое значение приобретают активные, рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения (исследовательские, проектные, проектно-конструкторские)

Используются следующие виды педагогической диагностики:

мир профессий.png

Организация индивидуального подхода к подросткам

– оказание психолого-педагогической помощи;

– индивидуальная работа с подростком по сглаживанию недостатков в интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферах;

– включение подростка в активную деятельность (кружки, секции) на основе использования его положительных интересов и склонностей;

– преодоление негативного отношения к подростку со стороны детского коллектива;

– индивидуальный подход со стороны педагогов с «тактикой проектирования положительных качеств личности»;

– создание комфортных условий для образовательного процесса в объединении по интересам;

– преодоление негативной мотивации;

– организация успеха подростка в усвоении программы объединения по интересам;

– формирование культуры общения подростка с товарищами на основе использования его положительных интересов и склонностей;

– работа по формированию мотивации достижений.

Содержательным аспектом психолого-педагогической поддержки является:

1.     Создание условий для постоянного совершенствования творческой деятельности учащегося.

2.     Сближение процессов обучения и развития, создание оптимальных условий для творческого развития учащихся и их профессиональное самоопределение.

Педагогическая и психолого-педагогическая поддержка включает в себя несколько этапов:

 

1 этап

Формирование банка данных об учащихся.

2 этап

Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов системы педагогической поддержки учащихся.

3 этап

Создание целостного комплекса педагогической поддержки.

Учреждения дополнительного образования выступают той средой, в которой учащемуся легче всего включиться в процесс творческого саморазвития, поскольку для этого педагогами целенаправленно создаются специальные условия. К таким условиям можно отнести отказ от жестко регламентированных форм обучения, воспитания и переход к моделям творческого, продуктивного взаимодействия «ученик-учитель». Особенно это важно в системе учреждений дополнительного образования, которые изначально ориентированы на добровольность, вариативность, индивидуализацию, дифференциацию, диалогичность, креативность обучения и воспитания, а, следовательно, имеют приоритетное значение в плане включения учащихся в процесс творческого саморазвития.

Факторы повышения эффективности

· согласование целей, заинтересованности, механизмов и действий всех субъектов деятельности в рамках взаимодействия;

· наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным условиям и возможностям;

· наличие специальных условий, стимулирующих и поддерживающих творческую деятельность;

· создание специальной инфраструктуры – кафедр, лабораторий;

· наличие постоянной и эффективной поддержки.

Не вызывает сомнения тот факт, что процессу творческого саморазвития учащегося наиболее благоприятной представляется творческая окружающая среда. В связи с этим особый интерес представляют объединения по интересам в системе учреждений дополнительного образования, которые обладают огромным потенциалом для творческого саморазвития ребенка, поскольку не только выполняют эстетическую, познавательную и воспитательную функции, но и являются залогом, базой возможного культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности. Создавшиеся предпосылки выдвинули в ряд наиболее актуальных проблему разработки гибкой модели творческого саморазвития учащихся в системе учреждений дополнительного образования

Результатами педагогической диагностики и поддержки выступают:

ü    оценка эффективности, используемых в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми на предмет их соответствия возрастным и индивидуальным особенностям;

ü    выявление детей, требующих особой психолого-педагогической поддержки.

Авторская модель педагогической поддержки учащихся в системе учреждений дополнительного образования учитывает специфику и представляет собой теоретически обоснованную систему, имеющую компонентный состав: приоритетную цель, показатели и диагностический инструментарий


 

 


 



Педагогическая поддержка учащихся, по мнению авторов, есть процесс самостоятельного целенаправленного, мотивированного эмоционально-волевого расширения диапазона практических действий.

Авторы надеются, что представленный материал окажет действенную помощь по совершенствованию работы по психолого-педагогической диагностике и поддержке учащихся.


 

Приложение 1

Среди учащихся в возрасте 15-16 лет было проведено диагностическое анкетирование на тему здорового образа жизни. Анкета содержала ряд закрытых вопросов о том, что на взгляд учащихся здоровый образ жизни и придерживаются ли они его. Диагностический опрос позволяет просмотреть различные стороны направленности личности: ориентацию на качество содержания здорового образа жизни, ценностно-личностные ориентации, целеполагание и т.д. Анализируя данные, мы получили следующие результаты:

 

1.                 Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?

a)       Это образ жизни, направленный на сохранение здоровья – 100%

b)           Это соблюдение режима дня и правильного питания – 89%

c)            Это занятие спортом и закаливание – 79%

d)           Не знаю – 0%

2.                 Является ли твой образ жизни здоровым?

a)       Да – 45%

b)      Нет – 0%

c)       Частично – 33%

d)      Не знаю – 0%

3.            Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?

a)       На 80-100% - 45%

b)      На 50-70% - 55%

c)       На 10-40% - 11%

d)      Не знаю – 0%

4.            Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?

a)       Чтобы не беспокоили болезни – 55%

b)      Чтобы жить долго – 45%

c)       Чтобы выглядеть красиво – 22%

d)      Чтобы всего добиться в жизни – 11%

5.            Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?

a)       Пример родителей – 22%

b)      Пример уважаемых мною людей – 33%

c)       Болезни – 67%

d)      Наглядная информация в фактах и цифрах 22%

6.            Употребляешь ли ты алкоголь, табак?

a)       Да – 0%

b)      Нет – 89%

c)       Пробовал – 11%

d)      Уже отказался – 11%

 

7.            Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?

a)       Да – 22%

b)      Нет – 33%

c)       Пытался, но не получается высказывать все, стесняюсь – 22%

d)      Пытаюсь, но родители меня неправильно понимают – 22%

8.            Как ты справляешься со стрессом?

a)       Слушая музыку – 33%

b)      Иду в спортзал – 45%

c)       Обливаюсь холодной водой – 11%

d)      Хватаюсь за сигарету или банку пива – 22%

9.            Есть ли у тебя три заветных желания?

a)       Да – 89%

b)      Нет – 11%

10.         100% респондентов мужского пола

Полученные данные позволяют увидеть педагогу четкую картину личностных ориентаций респондентов.

Диагностическое анкетирование может быть направлено на изучение и анализ различных сфер личности учащихся. Прибегая к данному диагностическому методу возможно оценить направленность личности, ее характерные черты, наиболее полно раскрыть внутренний потенциал в различных сферах жизнедеятельности. В ходе диагностики педагог сталкивается как с постоянными, так и с переменными величинами, определяющими внутренний мир человека. Применяя данный метод, педагог имеет возможность получить верную интерпретацию результатов, дать прогноз о дальнейшем развитии, провести коррекцию недочетов, сделать упор на сильные стороны личности, поставить цель работы и найти наиболее подходящий вариант для ее достижения.

 


 

Парачук Андрей Валентинович

Парачук Андрей Валентинович

Используются следующие виды педагогической диагностики:

Используются следующие виды педагогической диагностики:

Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов системы педагогической поддержки учащихся

Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов системы педагогической поддержки учащихся

Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования

Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической  и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи  в учреждениях дополнительного образования

Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования

Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической  и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи  в учреждениях дополнительного образования

Педагогическая поддержка учащихся, по мнению авторов, есть процесс самостоятельного целенаправленного, мотивированного эмоционально-волевого расширения диапазона практических действий

Педагогическая поддержка учащихся, по мнению авторов, есть процесс самостоятельного целенаправленного, мотивированного эмоционально-волевого расширения диапазона практических действий

Приложение 1 Среди учащихся в возрасте 15-16 лет было проведено диагностическое анкетирование на тему здорового образа жизни

Приложение 1 Среди учащихся в возрасте 15-16 лет было проведено диагностическое анкетирование на тему здорового образа жизни

Пытаюсь, но родители меня неправильно понимают – 22% 1

Пытаюсь, но родители меня неправильно понимают – 22% 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022