Парачук Андрей Валентинович
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической
и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи
в учреждениях дополнительного образования
Что из того, что у розы шипы:
она цветок.Саади
Целью работы является педагогическая и психолого-педагогическая диагностика и поддержка детей и молодёжи в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
– сбор материала по данной тематике;
– обобщение опыта педагогов дополнительного образования по проблемам педагогической поддержки учащихся;
– обобщение опыта ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» по данному вопросу;
– создание и отработка эффективной модели по педагогической диагностике и поддержке учащихся;
– распространение данного опыта среди учреждений дополнительного образования города, области.
Из поставленных задач можно выделить следующие методы психолого-педагогической диагностики и поддержки:
– сравнительно-сопоставительный (наблюдение и тестирование);
– диагностический (анкетирование (приложение 1), обобщение характеристик, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества);
– статистический метод.
В работе важное место отводится педагогической диагностике и поддержке различного контингента учащихся. Экспериментальной площадкой для написания данной работы выступили объединения по интересам ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи». Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений, организованной деятельности в объединениях по интересам. Инструментарием выступают анкеты, карты наблюдений, позволяющие фиксировать индивидуальную диагностику и перспективы развития каждого учащегося в ходе:
ü игровой деятельности;
ü творческой деятельности;
ü познавательной деятельности;
ü проектно-исследовательской деятельности;
ü физического развития;
ü коммуникаций со сверстниками.
В качестве методологической основы работы выступает личностно-деятельностный и технологический подходы в дополнительном образовании.
При реализации личностно-деятельностного подхода принципиально важным является не только усвоение конкретной информации учащимися, но и овладение способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, индивидуальных свойств личности. При реализации личностно-деятельностного подхода особое значение приобретают активные, рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения (исследовательские, проектные, проектно-конструкторские)
Используются следующие виды педагогической диагностики:
Организация индивидуального подхода к подросткам
– оказание психолого-педагогической помощи;
– индивидуальная работа с подростком по сглаживанию недостатков в интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферах;
– включение подростка в активную деятельность (кружки, секции) на основе использования его положительных интересов и склонностей;
– преодоление негативного отношения к подростку со стороны детского коллектива;
– индивидуальный подход со стороны педагогов с «тактикой проектирования положительных качеств личности»;
– создание комфортных условий для образовательного процесса в объединении по интересам;
– преодоление негативной мотивации;
– организация успеха подростка в усвоении программы объединения по интересам;
– формирование культуры общения подростка с товарищами на основе использования его положительных интересов и склонностей;
– работа по формированию мотивации достижений.
Содержательным аспектом психолого-педагогической поддержки является:
1. Создание условий для постоянного совершенствования творческой деятельности учащегося.
2. Сближение процессов обучения и развития, создание оптимальных условий для творческого развития учащихся и их профессиональное самоопределение.
Педагогическая и психолого-педагогическая поддержка включает в себя несколько этапов:
1 этап
Формирование банка данных об учащихся.
2 этап
Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов системы педагогической поддержки учащихся.
3 этап
Создание целостного комплекса педагогической поддержки.
Учреждения дополнительного образования выступают той средой, в которой учащемуся легче всего включиться в процесс творческого саморазвития, поскольку для этого педагогами целенаправленно создаются специальные условия. К таким условиям можно отнести отказ от жестко регламентированных форм обучения, воспитания и переход к моделям творческого, продуктивного взаимодействия «ученик-учитель». Особенно это важно в системе учреждений дополнительного образования, которые изначально ориентированы на добровольность, вариативность, индивидуализацию, дифференциацию, диалогичность, креативность обучения и воспитания, а, следовательно, имеют приоритетное значение в плане включения учащихся в процесс творческого саморазвития.
Факторы повышения эффективности
· согласование целей, заинтересованности, механизмов и действий всех субъектов деятельности в рамках взаимодействия;
· наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным условиям и возможностям;
· наличие специальных условий, стимулирующих и поддерживающих творческую деятельность;
· создание специальной инфраструктуры – кафедр, лабораторий;
· наличие постоянной и эффективной поддержки.
Не вызывает сомнения тот факт, что процессу творческого саморазвития учащегося наиболее благоприятной представляется творческая окружающая среда. В связи с этим особый интерес представляют объединения по интересам в системе учреждений дополнительного образования, которые обладают огромным потенциалом для творческого саморазвития ребенка, поскольку не только выполняют эстетическую, познавательную и воспитательную функции, но и являются залогом, базой возможного культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности. Создавшиеся предпосылки выдвинули в ряд наиболее актуальных проблему разработки гибкой модели творческого саморазвития учащихся в системе учреждений дополнительного образования
Результатами педагогической диагностики и поддержки выступают:
ü оценка эффективности, используемых в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми на предмет их соответствия возрастным и индивидуальным особенностям;
ü выявление детей, требующих особой психолого-педагогической поддержки.
Авторская модель педагогической поддержки учащихся в системе учреждений дополнительного образования учитывает специфику и представляет собой теоретически обоснованную систему, имеющую компонентный состав: приоритетную цель, показатели и диагностический инструментарий
Педагогическая поддержка учащихся, по мнению авторов, есть процесс самостоятельного целенаправленного, мотивированного эмоционально-волевого расширения диапазона практических действий.
Авторы надеются, что представленный материал окажет действенную помощь по совершенствованию работы по психолого-педагогической диагностике и поддержке учащихся.
Приложение 1
Среди учащихся в возрасте 15-16 лет было проведено диагностическое анкетирование на тему здорового образа жизни. Анкета содержала ряд закрытых вопросов о том, что на взгляд учащихся здоровый образ жизни и придерживаются ли они его. Диагностический опрос позволяет просмотреть различные стороны направленности личности: ориентацию на качество содержания здорового образа жизни, ценностно-личностные ориентации, целеполагание и т.д. Анализируя данные, мы получили следующие результаты:
1. Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?
a) Это образ жизни, направленный на сохранение здоровья – 100%
b) Это соблюдение режима дня и правильного питания – 89%
c) Это занятие спортом и закаливание – 79%
d) Не знаю – 0%
2. Является ли твой образ жизни здоровым?
a) Да – 45%
b) Нет – 0%
c) Частично – 33%
d) Не знаю – 0%
3. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
a) На 80-100% - 45%
b) На 50-70% - 55%
c) На 10-40% - 11%
d) Не знаю – 0%
4. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
a) Чтобы не беспокоили болезни – 55%
b) Чтобы жить долго – 45%
c) Чтобы выглядеть красиво – 22%
d) Чтобы всего добиться в жизни – 11%
5. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?
a) Пример родителей – 22%
b) Пример уважаемых мною людей – 33%
c) Болезни – 67%
d) Наглядная информация в фактах и цифрах 22%
6. Употребляешь ли ты алкоголь, табак?
a) Да – 0%
b) Нет – 89%
c) Пробовал – 11%
d) Уже отказался – 11%
7. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
a) Да – 22%
b) Нет – 33%
c) Пытался, но не получается высказывать все, стесняюсь – 22%
d) Пытаюсь, но родители меня неправильно понимают – 22%
8. Как ты справляешься со стрессом?
a) Слушая музыку – 33%
b) Иду в спортзал – 45%
c) Обливаюсь холодной водой – 11%
d) Хватаюсь за сигарету или банку пива – 22%
9. Есть ли у тебя три заветных желания?
a) Да – 89%
b) Нет – 11%
10. 100% респондентов мужского пола
Полученные данные позволяют увидеть педагогу четкую картину личностных ориентаций респондентов.
Диагностическое анкетирование может быть направлено на изучение и анализ различных сфер личности учащихся. Прибегая к данному диагностическому методу возможно оценить направленность личности, ее характерные черты, наиболее полно раскрыть внутренний потенциал в различных сферах жизнедеятельности. В ходе диагностики педагог сталкивается как с постоянными, так и с переменными величинами, определяющими внутренний мир человека. Применяя данный метод, педагог имеет возможность получить верную интерпретацию результатов, дать прогноз о дальнейшем развитии, провести коррекцию недочетов, сделать упор на сильные стороны личности, поставить цель работы и найти наиболее подходящий вариант для ее достижения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.