Педагогическая этика в работе с детьми и родителями
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Педагогическая этика в работе с детьми и родителями

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Педсоветы
docx
классное руководство
СCУЗ, ВУЗ
03.03.2020
Педагогическая этика  в работе с детьми и родителями
Доклад на педагогическом совете
Педагогическая этика.docx

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Начальная школа - детский сад № 2"

г. Сергиев Посад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая этика

в работе с детьми и родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Романова Наталья Вячеславовна

Заместитель директора по УВР

 

 

11.01.2018 г.

 

 

 

Педагогическая этика

в работе с детьми и родителями

         “Многолетняя  практика  воспитательной работы, исследования  умственного  труда  и  духовной жизни детей – все  это  приводит  к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится  трудным,  неуспевающим,  отстающим,   в подавляющем  большинстве  случаев  кроются  в воспитании,  в  условиях,  окружающих  ребенка  в  годы  раннего  детства. И если  ребенок  стал  трудным,  если все,  что посильно  другим  людям, ему непосильно, значит, в  детстве  он  не  получил  для своего  развития  от  окружающих  людей того, что должен был  получить.
         Ребенок – активная сила,  долженствующая  и  несущая  в себе  чувство ответственности.  Задача  воспитателя  заключается  в том,  чтобы  пробудить  и  одухотворить  в  каждом  эту  человеческую  силу – способности, изменяя обстоятельства, изменять и  самих  себя. Причем основная доля  вины  ложится  на  того,  для  кого  воспитание, творение  человека  является  профессией, специальностью, -  на  учителя”, -
 писал  В.А.Сухомлинский.


          Педагог участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).

 Педагогическая этика  рассматривает  нравственные  отношения  как  совокупность  общественных  контактов  и  взаимных  связей, возникающих  у  учителя с теми  людьми  и  учреждениями,  по  отношению, к  которым  он  имеет  профессиональные  обязанности.  На основании  такого  подхода  целесообразнее всего  рассматривать  нравственные  отношения  в  наиболее четко  выделяющихся  подсистемах: “учитель - ученик”,  “учитель - педагогический  коллектив”, “учитель - родители учащихся”. При таком выделении  подсистем  можно  более  четко проследить  особенности  нравственных  отношений  по  их  качественным  признакам,  субъективно – объективным и др.
  Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Педагог профессионально ответственен за душевное здоровье ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог А.А. Дубровский, недопустима. Его «Советы раздражительному учителю», несомненно, заслуживают внимания педагога с точки зрения педагогической этики:

- не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,

- не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,

- не оскорбляйте и не кричите на ученика – это разрушает его психику.

Он писал: « Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких как энурезы, логоневрозы (нарушение речевой функции), различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем». Учитывая все эти факторы, педагог должен помнить, что он ответственен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье.

                 Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют  и нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны  быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Помощь детям  в трудные моменты их жизни – одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учащимися. Эта помощь  основывается на абсолютном   бескорыстии, а иногда и на  самопожертвовании.
 
         В школе  и в детском саду в отношениях педагог-ученик должна учитываться  специфика обучаемых детей: особенности их познавательной сферы, их поведения, особенности общения. Отсюда следует, что  учителю  в отношениях с умственно отсталыми учащимися необходимо иметь следующие качества:
 

·         любовь к детям (только через искреннюю любовь к своим “питомцам”, по словам В.А.Сухомлинского, можно добиться  взаимопонимания и взаимоуважения);

·         терпимость;

·         профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии);

·         высокая нравственность (педагог должен сам обладать всеми теми качествами, которые  в школе  он должен прививать детям);

·         доброжелательность (создание положительного эмоционального фона в ученическом коллективе - на уроках и внеклассных мероприятиях);

·         коммуникабельность (от умения построить диалог с трудными детьми зависит успешность педагогического процесса в школе );

·         эрудиция (проявление широты интересов, опирающейся на большой объем знаний);

·         склонность к творчеству (оригинальное, высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения);

·         требовательность (способность добиваться решения поставленных задач);

·         уважение прав и обязанностей ребенка;

·         оптимизм (положительное восприятие окружающего мира);

·         самокритичность (признание своей неправоты).

           Обладание перечисленными качествами создает необходимые предпосылки для организации эффективной воспитательной работы с учащимися. Построение правильных отношений педагога с коллективом учащихся ведет к более результативной социализации  детей с ОВЗ, что является одной из основных задач общеобразовательной школы.
 

 
Учитель и родители 
          Связь семьи и школы – одно из важнейших условий  при обучении и воспитании детей в школе и в детском саду.  Для успешности работы с родителями учителю важно владеть такими качествами, как:

·         коммуникабельность;

·         вежливость (необходима для построения эффективного диалога между учителем и родителем);

·         терпимость (даже при явном проявлении  негативизма со стороны родителей учитель должен  находить позитивные решения воспитательных проблем);

·         готовность к сотрудничеству (взаимопомощь родителя и педагога  при влиянии на умственно отсталого ребенка);

·         единые требования (общая линия в воспитательной работе, выработанная педагогом и родителями).

 

Первое правило. В основе работы классного руководителя и воспитателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. У родителей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в школу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между супругами. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа - детский сад № 2" г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа - детский сад № 2" г

Педагогическая этика в работе с детьми и родителями “

Педагогическая этика в работе с детьми и родителями “

Основными элементами педагогического такта являются: - требовательность и уважительность к воспитаннику; - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; - деловой тон общения; - внимательность,…

Основными элементами педагогического такта являются: - требовательность и уважительность к воспитаннику; - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; - деловой тон общения; - внимательность,…

В.А.Сухомлинского, можно добиться взаимопонимания и взаимоуважения); · терпимость; · профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии); · высокая нравственность (педагог должен сам обладать…

В.А.Сухомлинского, можно добиться взаимопонимания и взаимоуважения); · терпимость; · профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии); · высокая нравственность (педагог должен сам обладать…

Первое правило. В основе работы классного руководителя и воспитателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей

Первое правило. В основе работы классного руководителя и воспитателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ