Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Начальная школа - детский сад № 2"
г. Сергиев Посад
Педагогическая этика
в работе с детьми и родителями
Составитель: Романова Наталья Вячеславовна
Заместитель директора по УВР
11.01.2018 г.
Педагогическая этика
в работе с детьми и родителями
“Многолетняя
практика воспитательной работы, исследования умственного
труда и духовной жизни детей – все это приводит к
убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным,
неуспевающим, отстающим, в подавляющем
большинстве случаев кроются в воспитании, в
условиях, окружающих ребенка в годы раннего
детства. И если ребенок стал трудным, если все,
что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в
детстве он не получил для своего развития
от окружающих людей того, что должен был получить.
Ребенок – активная сила,
долженствующая и несущая в себе чувство
ответственности. Задача воспитателя заключается в
том, чтобы пробудить и одухотворить в
каждом эту человеческую силу – способности, изменяя
обстоятельства, изменять и самих себя. Причем основная доля
вины ложится на того, для кого воспитание,
творение человека является профессией, специальностью,
- на учителя”, - писал В.А.Сухомлинский.
Педагог участвует в
процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только
индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через
родительскую общественность. В данном случае он выступает как
концентрированный носитель общественной морали.
«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).
Педагогическая
этика рассматривает нравственные отношения как
совокупность общественных контактов и взаимных
связей, возникающих у учителя с теми людьми и
учреждениями, по отношению, к которым он
имеет профессиональные обязанности. На основании
такого подхода целесообразнее всего рассматривать
нравственные отношения в наиболее четко
выделяющихся подсистемах: “учитель - ученик”, “учитель -
педагогический коллектив”, “учитель - родители учащихся”. При таком
выделении подсистем можно более четко проследить
особенности нравственных отношений по их
качественным признакам, субъективно – объективным и др.
Такт – это нравственное поведение. В числе
основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать
уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение
заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и
самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства,
внимательность и чуткость по отношению к людям.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Основными элементами педагогического такта являются:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Педагог профессионально ответственен за душевное здоровье ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог А.А. Дубровский, недопустима. Его «Советы раздражительному учителю», несомненно, заслуживают внимания педагога с точки зрения педагогической этики:
- не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,
- не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,
- не оскорбляйте и не кричите на ученика – это разрушает его психику.
Он писал: « Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких как энурезы, логоневрозы (нарушение речевой функции), различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем». Учитывая все эти факторы, педагог должен помнить, что он ответственен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье.
Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные
качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми.
Эти чувства должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех
жизненных ситуациях. Помощь детям в трудные моменты их жизни – одна из
важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учащимися.
Эта помощь основывается на абсолютном бескорыстии, а иногда и
на самопожертвовании.
В школе и в детском саду в
отношениях педагог-ученик должна учитываться специфика
обучаемых детей: особенности их познавательной сферы, их поведения, особенности
общения. Отсюда следует, что учителю в отношениях с умственно
отсталыми учащимися необходимо иметь следующие качества:
· любовь к детям (только через искреннюю любовь к своим “питомцам”, по словам В.А.Сухомлинского, можно добиться взаимопонимания и взаимоуважения);
· терпимость;
· профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии);
· высокая нравственность (педагог должен сам обладать всеми теми качествами, которые в школе он должен прививать детям);
· доброжелательность (создание положительного эмоционального фона в ученическом коллективе - на уроках и внеклассных мероприятиях);
· коммуникабельность (от умения построить диалог с трудными детьми зависит успешность педагогического процесса в школе );
· эрудиция (проявление широты интересов, опирающейся на большой объем знаний);
· склонность к творчеству (оригинальное, высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения);
· требовательность (способность добиваться решения поставленных задач);
· уважение прав и обязанностей ребенка;
· оптимизм (положительное восприятие окружающего мира);
· самокритичность (признание своей неправоты).
Обладание перечисленными качествами создает необходимые
предпосылки для организации эффективной воспитательной работы с учащимися.
Построение правильных отношений педагога с коллективом учащихся ведет к более
результативной социализации детей с ОВЗ, что является одной из основных задач
общеобразовательной школы.
Учитель и родители
Связь семьи и школы –
одно из важнейших условий при обучении и воспитании детей в школе и в
детском саду. Для успешности работы с родителями учителю важно владеть
такими качествами, как:
· коммуникабельность;
· вежливость (необходима для построения эффективного диалога между учителем и родителем);
· терпимость (даже при явном проявлении негативизма со стороны родителей учитель должен находить позитивные решения воспитательных проблем);
· готовность к сотрудничеству (взаимопомощь родителя и педагога при влиянии на умственно отсталого ребенка);
· единые требования (общая линия в воспитательной работе, выработанная педагогом и родителями).
Первое правило. В основе работы классного руководителя и воспитателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. У родителей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в школу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между супругами. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.