ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современная семья переживает кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание и образование детей отрицательно влияют на полноценное становление личности ребёнка, негативно сказываются на его развитии. ФГОС ДО ставит перед ДОО задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОО. Одно из важнейших направлений работы ДОО во взаимодействии с родителями воспитанников – предупреждение нарушений прав ребёнка. Права ребёнка – совокупность условий, сложившихся в обществе, для выживания и развития детей: уровень материального обеспечения их жизни и здоровья. Состояние здравоохранения, система образования, общественной и государственной заботы о детях, законодательных норм, отстаивающих права и интересы молодого поколения, воспитательные возможности семьи. Поэтому в должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание нормативной документации, обеспечивающей защиту прав ребёнка и обязанностей взрослых по отношению к детям. Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребёнка: -международный, включает Конвенцию о правах ребёнка, Декларацию прав ребёнка; -федеральный, включает Конституцию РФ; ФГОС дошкольного образования; Федеральный закон от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Семейный кодекс РФ; Федеральную президентскую программу «Дети России»; Федеральный закон от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; -региональный, включает Постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»; постановление Правительства Белгородской области от 16.12.2013 г. №523-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014-2020 годы»; Приказ департамента образования Белгородской области №3059 от 4 октября 2019г «Об утверждении Кодекса доброжелательности»; Устав МДОУ «Детский сад № 31 с. Бессоновка». Современным родителям необходима квалифицированная помощь педагоговпрофессионалов. Поэтому взаимоотношения между педагогическим коллективом и родительской общественностью развиваются по определённой схеме, разработанной в МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области» Цель взаимодействия детского сада и семьи заключается в установлении партнёрских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь ДОО. Задачи: -знакомить родителей с содержанием и методикой воспитательно-образовательного процесса; -осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей; -вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми; -помогать родителям в коррекционной работе; -взаимодействовать с общественными организациями, Советами родителей в оказании социальной поддержки нуждающимся семьям, осуществлять моральное и правовое влияние на родителей, безответственно относящихся к воспитанию собственных детей. Для выполнения поставленных задач педагоги выделили условия сотрудничества детского сада и родителей воспитанников: -признание ценности взаимодействия между детьми, педагогом и родителями; -установление эмоционального доверительного контакта между педагогами и родителями, и их восприятие ребёнка как ценности; -адекватность методов и форм педагогического консультирования проблемного поля взаимодействия педагогов с детьми и родителями; -конструктивное мышление педагога, способствующее постоянному саморазвитию и понимание системы индивидуальных и коллективных (в том числе семейных) ценностей и педагогических установок на развитие, воспитание и обучение ребёнка; -активность и ответственность всех субъектов взаимодействия: педагогов и родителей в процессе формирования системы ценностных ориентаций и отношений к себе и другим, окружающему ребёнка миру. Безусловно, сотрудничество педагогов с семьями воспитанников основано на правилах: - открытость детского сада для семьи; -демонстрация положительного отношения к ребёнку, группе, родственникам воспитанника; -показ родителям волнения, тревоги за ребёнка, привлечение их к совместному поиску решения проблемы; -формирование совместной тактики по решению возникших проблем в отношениях между родителями и педагогами по вопросу воспитания ребёнка; -формирование целостного стиля и тона взаимоотношений с ребёнком, построенных на основе уважения его индивидуальных особенностей и интересов. Таким образом, взаимодействие как объединяющая на достижении целей совместная деятельность предполагает активное сотрудничество всех субъектов этого процесса: -диагностика семьи (социально-педагогическая); -изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника; -совместное создание плана действий для каждой семьи с предполагаемыми результатами для ребёнка, педагога, родителей; -выполнение плана действий, наблюдения за детско-родительскими отношениями; -определение между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных связей с установкой на деловое сотрудничество; -формирование у родителей более полного образа ребёнка и правильного его восприятия. -создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и ДОО. Анализируя социальный состав родителей, определились функции работы образовательного учреждения с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет. В целях эффективной реализации основной образовательной программы создаются условия для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе и инклюзивного образования (ФГОС ДО 3.2.6.). Создаются возможности для предоставления информации об ООП ДО, АООП ДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности (ФГОС ДО 3.2.8.). Для решения поставленных целей успешно функционирует официальный сайт ДОО, группы в социальных сетях, педагоги активно сотрудничают со СМИ - все это способствует обеспечению открытой деятельности образовательной организации. В ДОО активно используются вариативные формы дошкольного образования: Консультационный центр для родителей детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования. Оказание семьям психолого – педагогической помощи в Консультационном центре осуществляется бесплатно на основе запросов родителей (законных представителей). Цель работы Консультационного центра направлена на обеспечение воспитания и развития детей дошкольного возраста, профилактику дезадаптации при поступлении детей в ДОО, развитие познавательной и эмоциональной сферы. Работу в Консультационном центре, в соответствии с планом и графиком работы, осуществляют специалисты ДОО (педагог – психолог, учитель – логопед, дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, как координатор данной деятельности, старшая медсестра) 2 раза в неделю, продолжительностью – 1 час. По результатам опроса, наиболее востребованным стало онлайн-консультирование родителей. Родители получили консультативную помощь, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую. Наиболее востребованы консультации педагога-психолога, воспитателя, учителялогопеда. Детско-родительский клуб «Теплые встречи» - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Благодаря клубной форме роботы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детскородительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников. Укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения. Технологии взаимодействия с родителями: -родительские собрания (очно и заочно); - «Виртуальное гостевание»; - «Маршрут выходного дня», «Постеры», «Образовательная афиша» -консультации на сайте ДОО и социальных сетях; - организация игровой деятельности «Обеспечение времени и пространства для детской игры»: «Педагогическая лаборатория», «Лаборатория игры для родителей»; -«Телеобразование» (web- консультирование, размещение видеолекций и практического материала в сети интернет); -анкетирование. Сотрудничество с родителями (законными представителями) в МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка» строится согласно перспективному тематическому плану на учебный год. Эффективными формами сотрудничества оказались обсуждения вопросов «Адаптация детей в детскому саду», «Педагог- ребёнок- родитель». Родители (законные представители) принимают активное участие в праздниках и развлечениях: «Осенние праздники в группах младшего возраста, «Мамочка милая моя», «Мы граждане России», Новогодние праздники, «День защитника Отечества», «Международный женский день», «Весна- красна», «День Победы», «Выпускной бал», «День защиты детей», «День России». Выполнены семейные проекты «Этот славный День Победы», «Мы вместе», «Светлая Пасха», «Разноцветный мир творчества», «Что за праздник Новый год», «Чудеса из соленого теста», «Моя семья – семейные традиции», «Славься Россия чудо мастерами». Участие в акциях: «Покормим птиц зимой», «Елочка», «Домики для птиц», «Дерево памяти». Участие в конкурсах различного уровня. Педагоги и родители на протяжении трех лет принимали участие: -в муниципальном отраслевом проекте «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций Белгородского района «Бережливое образование» («Бережливый детский сад») ». -в реализации Стратегии «Доброжелательная школа» ДОО регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования («Дети в приоритете»). -в муниципальном проекте «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородского района «Счастливое детство»». -в реализации мероприятий региональной инновационной площадки «Апробация технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича». Представитель Совета родителей ДОО является членом муниципального родительского совета «Доброжелательный детский сад». В целях формирования правосознания и позитивной установки на соблюдение правил дорожного движения, действует движение «Родительский патруль». По результатам социологического и психолого – педагогического мониторинга на выявление уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО отмечено, что общее количество родителей, принявших участие – 110 человек (66,7% от общего количества). Выявлены следующие результаты по ДОО: 91% родителей удовлетворены качеством деятельности ДОО. Благодаря выполнению всех аспектов взаимодействия происходит повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития детей; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка; объединение интересов семьи и ДОО в вопросах образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОО. Литература. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. – М.:ТЦ Сфера, 2016. – 128с. – (Управление детским садом).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.