Педагогическая практика "Истоки"
Оценка 4.8

Педагогическая практика "Истоки"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
преподавание
9 кл—11 кл
26.03.2020
Педагогическая практика "Истоки"
В настоящее время стал очевидным факт падения нравственного и культурного уровня в обществе в целом. Общий кризис затронул самую уязвимую, самую незащищенную часть общества - детей и молодежь. Результатом этого негативного явления стало увеличение числа детских правонарушений, ранних абортов, количества наркоманов в детской и юношеской среде. Несмотря на то, что семейное воспитание продолжает оставаться базовым, влияние семьи на ребенка постепенно уменьшается. Специалисты классифицируют эту проблему как социально-психологическую, когда отмечается тенденция разъединения детей и их родителей. Родители не живут интересами своих детей, а воспитывают их директивами и установками. Недостаток общения приводит к тому, что дети не говорят с родителями, а слушаются их. Отсутствие совместных интересов, нарушение семейных традиций ведет к разрыву связи поколений. Поэтому важной задачей, сегодня является восстановление семейных связей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс. Становится очевидным, что проблема выхода из духовно-нравственного кризиса может быть решена только комплексными мерами – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Педагогический потенциал Югры.docx

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного  образования  Ханты-Мансийского района

 

628508, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 

Ханты-Мансийский район, д. Шапша, ул. Молодежная, д. 1

Тел. 8 (3467) 327979, Е-mailGPR-DPC@hmrn.ru

 

 

Полное описание практики

 

1.                  Наименование практики: «Истоки».

С кем реализовывалась практика: обучающиеся 1-4 классов, педагоги дополнительного образования в сотрудничестве с учителями начальной школы, с работниками библиотеки семейного чтения, с настоятелем прихода и прихожанами храма Вознесения Господня п. Горноправдинск, работниками Воскресной школы.

2.                  Актуальность практики:

В настоящее время стал очевидным факт падения нравственного и культурного уровня в обществе в целом. Общий кризис затронул самую уязвимую, самую незащищенную часть общества - детей и молодежь. Результатом этого негативного явления стало увеличение числа детских правонарушений, ранних абортов, количества наркоманов в детской и юношеской среде.

Несмотря на то, что семейное воспитание продолжает оставаться базовым, влияние семьи на ребенка постепенно уменьшается. Специалисты классифицируют эту проблему как социально-психологическую, когда отмечается тенденция разъединения детей и их родителей. Родители не живут интересами своих детей, а воспитывают их директивами и установками. Недостаток общения приводит к тому, что дети не говорят с родителями, а слушаются их. Отсутствие совместных интересов, нарушение семейных традиций ведет к разрыву связи поколений.

Поэтому важной задачей, сегодня является восстановление семейных связей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Становится очевидным, что проблема выхода из духовно-нравственного кризиса может быть решена только комплексными мерами – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

3.                  Инновационный характер практики: Новизна, Нестандартность,

 Оригинальность является ведение предмета по духовно – нравственному воспитанию в тесном сотрудничестве не только с учителями начальной школы, сотрудниками сельской библиотеки, но и с работниками Воскресной школы, (в посёлке Горноправдинск Ханты-Мансийского района при православном приходе храма Вознесения Господня на протяжении многих лет работает Воскресная школа).

Учебные занятия, для обучающихся в объединении,  рассчитаны не только на теоретические занятия в кабинете, но и на практические занятия и мероприятия в библиотеке, Воскресной школе, учреждении дополнительного образования, на экскурсиях, прогулках к памятникам, Стеле и др.

4.                  Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики:

Цель - введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка.

Задачи:

Личностные: раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;  Присоединение семьи к школе;

Метапредметные: развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию

Образовательные: подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

5.                  Содержание практики:

Особенности организации образовательной деятельности:

Деятельность детей осуществляется в одновозрастных или разновозрастных группах по интересам: объединениях. Оптимальная наполняемость группы – 8 человек, номинальная   наполняемость – 10 человек.

Группы формируются с учетом интересов и потребностей детей. Принцип  набора в объединения свободный, добровольный  на основании заявления родителей (законных представителей). Программа не предъявляет требований к  содержанию и объему стартовых знаний. Учебные занятия проводятся как со всем составом, так и по группам и подгруппам. Допускается проведение занятий с переменным составом обучающихся, запись которых ведется в журнале.

Режим занятий: учебно-воспитательный процесс в объединении осуществляется в течение всего календарного года (без осеннее – весенних каникул), с 01 сентября по 31 мая по дополнительной образовательной программе «Истоки».

Режим занятий обучающихся учреждения действует в течение учебного года согласно расписанию занятий. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы в учреждении является учебное занятие.

Продолжительность учебных занятий в каждой группе - два раза в неделю по 2 и 2,5 часа, с учетом 10 минутного перерыва (СанПиН 2.4.4.3172-14),  итого 4,5 часа в неделю (при объеме часов по образовательной программе 162 часа).

Учебные занятия в форме экскурсий, походов, защита проектов, тематических столов, отчетов участников объединений, концертов, театральных постановок проводятся как со всем составом, так и по группам и подгруппам.

В целях реализации здоровьесберегающего подхода при организации образовательного процесса во время учебных занятий в объединении  «Истоки»  предусмотрены физкультурные паузы.

Ожидаемые результаты:

- формирование системы духовно-нравственных ценностей;

- развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;

- расширение кругозора и словарного запаса.

6.                  Средства и способы реализации практики:

Материально-техническое обеспечение.

Ведение образовательной программы «Истоки» является требованием Федерального государственного стандарта начального общего образования Приказ МО и НРФ № 373 от 06.010.2009 г.

В связи с этим дополнительная общеобразовательная программа «Истоки» реализуется на базе начальной школы п. Горноправдинск педагогом дополнительного образования МБУ ДО ХМР.

Образовательный процесс проходит как в кабинетах начальной школы, оснащенных компьютером, ноутбуком, интерактивной доской, магнитной доской, столами и партами, так и в актовом зале начальной школы, где также имеется компьютер, мультимедиа аппаратура, передвижная магнитная доска, трибуна, сцена.

Согласно Учебному плану дополнительной общеобразовательной программы «Истоки» занятия с детьми также проходят в Воскресной школе,  где имеется два здания (Воскресная школа и храм Вознесения Господня), где ребята могут посетить мероприятия, посвященные Православным праздникам.

В сельской библиотеке  п. Горноправдинск, также согласно Учебному плану программы «Истоки»  для ребят проводятся совместные мероприятия, мастер–классы, занятия для детей и их родителей, с целью укрепления традиций семьи, уважительного отношения всех членов семьи друг к другу.  В сельской библиотеке  п. Горноправдинск имеется оснащенный актовый зал с компьютером, выходом в интернет, мультимедиа аппаратура, выставочными стендами, и читальный зал, где проходят выставки  и мастер-классы. В читальном зале имеются стеллажи с книгами, столы, стулья, мягкая мебель, зона для творчества, телескоп, выставочные стенды.

Информационное обеспечение.

Для ведения дополнительной общеобразовательной программы «Истоки» имеются учебные пособия, компакт – диски (с 1-го по 11 –й класс),  разработанные  на основе  примерной  типовой  программы по Истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина – профессора Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина 2010г.

Также имеется выход в интернет, как во время учебного процесса, так при подготовке к занятиям.

Кадровое обеспечение:

Для качественной реализации дополнительной общеобразовательной программы «Истоки» целесообразно наличие квалифицированного специалиста.

В рамках сетевого взаимодействия, для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Истоки» предусмотрены совместные мероприятия, занятия, экскурсии, круглые столы с работниками (специалистами) других образовательных учреждений.

Согласно Учебному плану программы «Истоки», с целью духовно-нравственного воспитания ведется тесное сотрудничество:

- с учителями начальной школы, классными руководителями (проводятся совместные внеклассные мероприятия в течение всего учебного года, такие как «День народного единства», «День матери», «Димитриевская суббота», «С любовью к маме» мероприятия, посвященные Году семейных ценностей «Моя семья» и т.д.);

- с иереем Андреем, настоятелем Прихода храма Вознесения Господня (обучающиеся систематически принимают участие в выставках, организованных Воскресной школой, интересуются историей возникновения Храма, традициями Православных  праздников и др.);

- с работниками сельской библиотеки (для обучающихся объединения «Истоки» работники сельской библиотеки систематически проходят совместные мероприятия, мастер – классы, круглые столы и др.);

- с администрацией средней школы (на базе которой находится музей, где для обучающихся объединения «Истоки» проходят экскурсии с целью расширения кругозора, ознакомления с  историей родного края, историей поселка).

Наличные условия: при хорошей материально-технической базе кабинетов образовательных учреждений для ведения программы «Истоки», необходимо ежегодное обеспечение педагога дополнительного образования и учащихся канцелярскими товарами и принадлежностями.

7.                  Данные о результативности:

Партнеры: педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы, сотрудники модельной библиотеки семейного чтения, настоятель Прихода и прихожане храма Вознесения Господня, работники Воскресной школы.

Чисто вовлеченных участников: 70 обучающихся начальной школы.

Конференции или семинары:

- 18 ноября 2017 г., г. Ханты-Мансийск, Научно-практическая конференция

Рождественские образовательные чтения региональный этап «Нравственные ценности и будущее человечества»;

- 22-27 января 2018 г., г. Москва  XXVI Международные рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»;

-  24 января 2018 г., г. Москва, церковно – общественный форум, обмен опытом.

XXVI Международные рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»;

- 17 ноября 2018 г., г. Ханты-Мансийск, региональный этап  XXVII Международных Рождественских образовательных чтений»;

- 25 января – 01февраля 2019 г.,  г. Москва XXVII Международные рождественские образовательные чтения «Молодежь: свобода и ответственность».

Программы повышения квалификации:

- 23.03.2017  по 29.03.2017 г. Курсы повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий по теме: «Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»;

-18.11.2017  по 23.11.2017 г. Курсы повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий по теме: «Особенности разработки и технологии реализации дополнительных адаптированных общеразвивающих программ»;

Статьи:

- 27.09.2018 г. публикация в газете «Наш район», статья «Добро пожаловать!»;

- 25.01.2019 г. публикация в газете «Наш район», статья «На праздник – к храму»;

- 15.03.2019 г. публикация в газете «Наш район», статья «Масленицу гулять - зиму провожать!».

 

Показатели эффективности: Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения предварительного, текущего и итогового контроля знаний обучающихся.

Результатом деятельности с обучающимися объединения «Истоки» является: 

- участие в выставках и конкурсах детского творчества, создание творческих проектов;

- участие в конкурсах новогодних и рождественских газет, плакатов и рисунков;

- участие в муниципальных конкурсах; окружных выставках; в выставках  в библиотеке и т.д.

Риски: недостаточный уровень теоретико - методологической подготовки учителей.

Пути решения: введения курса «Истоки» не учителями школ, а приглашенными специалистами из учреждений дополнительного образования или прихожанами Прихода храма, имеющих педагогическое образование.

8.                  Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей:

Возможно, использовать данный материал в образовательных организациях при наличии педагогических кадров и желания обучающихся и их родителей.

 

9.                  Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии):

- 19 мая 2018 г., г. Ханты-Мансийск , VI молодежные Кирилло-Мефодиевские чтения «Славянский мир – традиции содружества: история и современность, взгляд в будущее», доклад;

- 02.03.2019 г.  «I Образовательные чтения Ханты-Мансийского района», доклад «Воспитание духовно-нравственной личности по средствам сотрудничества образовательной организации и Православного прихода храма Вознесения Господня п. Горноправдинск»;

- 25.01.2019 г. публикация в газете «Наш район», статья «На праздник – к храму»;

- 15.03.2019 г. публикация в газете «Наш район», статья «Масленицу гулять - зиму провожать!».


 

Скачано с www.znanio.ru

Комитет по образованию Администрации

Комитет по образованию Администрации

Метапредметные: развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию

Метапредметные: развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию

В сельской библиотеке п. Горноправдинск, также согласно

В сельской библиотеке п. Горноправдинск, также согласно

Рождественские образовательные чтения региональный этап «Нравственные ценности и будущее человечества»; - 22-27 января 2018 г

Рождественские образовательные чтения региональный этап «Нравственные ценности и будущее человечества»; - 22-27 января 2018 г

Наш район», статья «Масленицу гулять - зиму провожать!»

Наш район», статья «Масленицу гулять - зиму провожать!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2020