Педагогическая статья по материалам выпускной квалификационной работы на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр на уроках математики"
Оценка 4.6

Педагогическая статья по материалам выпускной квалификационной работы на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр на уроках математики"

Оценка 4.6
docx
27.05.2023
Педагогическая статья по материалам выпускной квалификационной работы на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр на уроках математики"
Педагогическая статья по ВКР.docx

Педагогическая статья по материалам выпускной квалификационной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр на уроках математики»

Загайнова Станислава Борисовича

 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над проблемами с целью выработки определённых решений; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путём признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все эти компоненты отражены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) как универсальные учебные действия (далее УУД).

ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы  начального общего образования (далее ООП НОО). Включает в себя требования к результатам освоения ООП НОО [2]; к структуре и к условиям её реализации. 

Нас интересует первая группа требований – требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО: личностным; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным [1].

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т. п. Для формирования УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий [3]. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие данной программы в комплексе ООП НОО образовательной организации задаёт деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности обучающихся к самообразованию. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности. В этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Так же закладывается умение организовывать самостоятельную и групповую деятельность, понимание важности сотрудничества, общения и отношений в совместной работе. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности в процессе формирования УУД. Особую значимость в образовательном процессе для обучающегося имеет овладение коммуникативными универсальными учебными действиями. В доказательство вышесказанного приведём несколько суждений.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на успешность обучающихся в учёбе.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе.

В настоящее время в условиях современного общества становится актуальной проблема формирования коммуникативной культуры обучающимися, раскрытие которой позволит повысить результативность обучения детей, повлиять на процесс их социализации и развития личности в целом, а также приведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Проблема формирования коммуникативной культуры – одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с начальной ступени образования, побуждая обучающихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений ведет к повышению качества обучения.                                      Исходя из этого, учителю с первых дней поступления ребёнка в школу необходимо развивать у него коммуникативные УУД. Соответственно, должны измениться способы, средства и методы обучения.

Проблемы методов и средств обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Выготский Л. С. посвящает этой проблеме статью: «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования и игры» [4].

И это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни в обществе, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты В. В. Краевский, А. А. Вербицкий, В. К. Дьяченко пытаются найти наиболее эффективные методы и средства обучения для активизации и развития у обучающихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием в профессиональной деятельности учителя начальных классов занимательного материала.

В начальной школе необходимо учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности [5]. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Поэтому игра как ведущий вид деятельности не прожита ими и остается актуальной не только в первом классе, но и в последующие годы обучения в начальной школе.

Дидактическая игра как обучающая относится к числу явлений, которые могут создать всесторонне развитую личность. Будучи многомерным и сложным феноменом, данный вид игр постоянно приковывает к себе внимание исследователей. Считается, что игровая деятельность на уроках имеет большие потенциальные возможности именно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций. 

Поэтому, использование дидактических игр на уроке математики является одним из наиболее эффективных средств, формирующих умение выстраивать сотрудничество, совместную и индивидуальную работу, а также развивать мотивы познавательной деятельности, что и обуславливает актуальность данной темы.            

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследовательской работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр на уроках математики».

Проблема исследования: как дидактические игры повлияют на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса на уроках математики?

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса на уроках математики.

Предмет исследования – дидактическая игра как одно из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса на уроках математики.

Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое обоснование использования и разработка конструктов уроков математики по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр. 

Задачи:                                                                                                             1. Изучить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр на уроках математики.                                                               2. Описать опытно-практическую работу по использованию дидактических игр в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса на уроках математики.

Гипотеза исследования: следует ожидать, что использование дидактических игр на уроках математики будет способствовать процессу формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Теоретической основой исследования являются работы Асмолова А. Г., Гришановой И. А., Марченко Л. С. в которых были выделены теоретические и практические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В трудах Карповой Е. В., Слепович Е. С., Степановой О. А. нашли отражение возможности дидактических игр и подходы к их организации как одного из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Была проанализирована различная методическая литература, а также в процессе исследования изучались нормативно-правовые документы: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; примерная основная образовательная программа начального общего образования и др.


 

Список использованных источников

 

1. Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. N 1155. – Каменск-Уральский: ГБПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с.  – Текст: непосредственный.

2. Об утверждении Примерной основной образовательной программы начального общего образования: решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. №1/15 – Текст: электронный // Городской методический центр: [сайт]. – 2016. – 31 авг. – URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf (дата обращения: 10.11.2022)

3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008. – 159 с. – Текст: непосредственный.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика-Пресс, 2009. – 536 с. – Текст: непосредственный.

5. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е. В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 187 с. – Текст: непосредственный.


 

Скачано с www.znanio.ru

Педагогическая статья по материалам выпускной квалификационной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр на уроках математики»

Педагогическая статья по материалам выпускной квалификационной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством применения дидактических игр на уроках математики»

Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов

Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов

Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений ведет к повышению качества обучения

Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений ведет к повышению качества обучения

Считается, что игровая деятельность на уроках имеет большие потенциальные возможности именно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Считается, что игровая деятельность на уроках имеет большие потенциальные возможности именно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Описать опытно-практическую работу по использованию дидактических игр в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса на уроках математики

Описать опытно-практическую работу по использованию дидактических игр в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса на уроках математики

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2023