«Практико-ориентированное обучение на занятиях по английскому языку в ссузе»
Болдырева Ю.С.
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования следует считать «формирование и развитие личности обучающегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетентности, к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью». Основным видом речевой деятельности, способствующим формированию ИКК, является говорение (устная речь). Важно показать обучающимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить занятие разнообразными упражнениями, необходимо предоставить возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые стимулируют интеллектуальную деятельность, позволяют рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Также значимым аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка в образовательном процессе.
В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными. Один из эффективных вариантов решения этой задачи заключается в применении практико-ориентированного обучения, основу которого составляет деятельностный подход, который предполагает, что главной целью обучения является формирование у обучающихся навыков, которые востребованы в современном мире в разнообразных сферах социальной и профессиональной деятельности, а так же развитие умений применять полученные знания на практике.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер.
Актуальность практико-ориентированного подхода при обучении иностранному языку особенно высока, так как конечная цель изучения заключается в использовании изучаемого языка на практике. Данный подход позволяет повысить эффективность обучения.
Практико-ориентированный учебный процесс, как и любой другой опирается на формы, методы и технологии обучения. Существует множество технологий, позволяющих сделать учебную деятельность максимально-эффективной: исследовательская деятельность, проектная деятельность, технология критического мышления, игровые технологии и др. Хотелось бы остановиться на технологии моделирования ситуаций.
Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках – это технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении иностранного языка. Она может применяться на различных этапах обучения английскому языку и способствует развитию навыков устной и письменной речи.
Реальные ситуации – это ситуации, максимально приближенные к жизни и чтобы максимально приблизить учебные речевые ситуации к условиям реального общения, необходима заинтересованность говорящих в содержании разговора и необходимости вести этот разговор на иностранном языке.
Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английкого языка ставит обучащихся в условия, сходные с естественными, будит воображение, заставляет оформлять свои мысли и чувства иноязычными средствами, позволяет активизировать разговорные формулы, повседневно-бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них свое внимание.
Моделирование реальных ситуаций общения можно представить в следующих упражнениях:
серия картинок, с использованием ключевых слов (картинки изображают последовательность действий);
моделирование ситуаций на основе видеофильмов и презентаций;
на основе сообщаемой информации;
использование имеющихся данных о ситуации, например, начало и окончание диалога;
на основе ключевых слов;
к монологическому высказыванию путём оживления и расширения последнего;
типичные ситуации общения по теме;
составление микро-диалогов на разные темы;
составление разнообразных диалогов и микро-диалогов к общению в условиях полилога (дискуссии, пресс-конференции, телемоста);
к серии предлагаемых обстоятельств и т.д.
Можно предложить обучающимся поделиться на группы по принципу “Look around and find two persons with whom you have something in common. Make a group and say what common things you have.” На данном этапе формируется социальная компетентность (умение работать в группе, способность совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации).
Далее каждой группе предлагается определенная ситуация и задание к ней. (Группы выполняют задание).
В заключение хотелось бы отметить, что моделирование реальных речевых ситуаций общения на занятиях по английскому языку:
· способствует формированию ключевых компетенций;
· помогает решать коммуникативные задачи, которые относятся к целевому аспекту обучения и тесно связаны с содержанием обучения;
· уменьшает утомляемость обучающихся;
· повышает качество обучения;
· обеспечивает развивающий, проблемный характер обучения;
· стимулирует речемыслительную активность студентов, развитие их любознательности, целеустремленности, трудолюбия;
· приобщает к культурным ценностям носителей языка.
Данные способы моделирования реальных речевых ситуаций общения могут быть включены в различные этапы аудиторного занятия в зависимости от типа самого занятия, сложности материала, подготовленности группы и творчества преподавателя.
Можно предложить составить стихотворение про ситуацию, используя прием «Синквейн».
Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от обучающегося поиска и определения в изучаемой теме наиболее существенных элементов, их анализа, написания выводов, формулировок и написания стихотворения.
Список литературы
1. Алексеева, Л. В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка / Л. В. Алексеева // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6.
2. Жилкин, Д. Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку / Д. Н. Жилкин // Иностранные языки в школе. – 1992. – № 1.
3. Конышева, А. В. Современные методы обучения / А. В. Конышева. – Минск, 2007.
4. Мятова, М. И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку / М. И. Мятова // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.