Педагогическая статья Тема: ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.8

Педагогическая статья Тема: ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
дефектология
07.02.2021
Педагогическая  статья   Тема: ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Педагогическая статья Тема: ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В данной статье изложены особенности процесса воображения у детей младшего школьного возраста, основные характеристики процесса воображения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также представлены задания на развитие и формирование воображения.
СТАТЬЯ(ВООБРАЖЕНИЕ МЛ ШК С ИН).docx

                          Государственное учреждение образования

                                 «Средняя школа № 116 г. Минска»

 

 

 

 

 

 

Педагогическая  статья

 

 

Тема: ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

                                                   Разработал:

   учитель-дефектолог

                                     ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска»

                  Петкевич Наталья Сергеевна

                                                   (2 категория)

 

 

 

Минск,2021

Аннотация

В данной статье изложены особенности процесса воображения у детей младшего школьного возраста, основные характеристики процесса воображения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также представлены задания на развитие и формирование воображения.

 

 

 Развитие воображения детей с интеллектуальной недостаточностью является одной из значимых проблем в современной специальной педагогике и психологии. Так как воображение является основой любой творческой деятельности.

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. Это образы  воображения. Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но когда-то воспринимались. Исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, можно создать представления о таких вещах, которые никогда раньше не воспринимались .

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. Это образы воображения. Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но когда-то воспринимались. Исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, можно создать представления о таких вещах, которые никогда раньше не воспринимались .

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами .

Ж.И. Шиф (1961) особо подчеркивала связь воображения с мышлением, показывая, что у детей с интеллектуальной недостаточностью воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию. Связь воображения с мышлением приводит к появлению способности активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Связь воображения с познавательными процессами и личностью взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, – оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий. Воображение формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения.

Воображение выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Э.В. Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.

Исследованием проблемы развития воображения у детей младшего школьного возраста занимались Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.

Изучением воображения и мышления занимались А.В. Брушлинский (1967), М.Б. Беркинблит (1968), Л.С. Выготский (1931), А.Я. Дудецкий (1974), Я.Л. Коломенский (1980), М.М. Нудельман, А.В. Петровский (1968), С.К. Сиволапов (1984), Е.А. Сошина (1995) и др.

Особое место среди психологических и педагогических исследований занимают исследования, посвященные воображению детей с различными нарушениями в развитии. Исследователи (Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Холовина, Е.А. Евлахова, Е.А. Екжанова, В.П. Ермаков, А.Г. Литвак, Е.А. Медведева, М.М. Нудельман, М.Ф. Рау, Е.Г. Речицкая, С.К. Сиволапов, Е.А. Сошина, Н.А. Цыпина, Ж.И. Шиф и др.) рассматривают специфику воображения этих детей, а также пути и методы его развития. Исследование проводится, как правило, в сравнительном плане (сравнение с детьми с нормативным развитием) в разных видах деятельности.

Проблемой изучения специфических особенностей воображения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью занимались С.Д. Забрамная, В.С. Мухина, М.М. Нудельман, Ж.И. Шиф и другие ученые.

Для последующего эффективного обучения необходимо заложить полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова).

Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел ранее. Учащимся I, а иногда и II класса бывает нелегко вообразить то, что не имеет никакой визуальной поддержки в конкретных предметах и иллюстрациях. К концу обучения в начальной школе учащиеся легче обходятся без внешних атрибутов (признаков), хотя и любят ими пользоваться. При этом учащиеся критически смотрит на то, что является плодом их воображения. Они понимает условность воображаемого ими и в игре принимают эту условность.

Воображение у младшего школьника имеет в значительной степени подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение у него имеет главным образом воссоздающий (репродуктивный) характер. В процессе обучения это воссоздающее воображение имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его. Кроме того, у младшего школьника воображение все теснее связывается с его жизненным опытом, причем не остается пассивным процессом, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие образы и мысли ребенок стремится воплотить в реальные предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки, иногда и полезные), над изготовлением которых надо потрудиться.

Под влиянием обучения воображение детей изменяется. Появляется большая устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в памяти, становятся богаче и разнообразнее благодаря расширению кругозора и приобретаемым знаниям.

Воображение учащихся младших классов вспомогательной школы характеризуется иными возможностями по сравнению с нормативным развитием. Дети имеют крайне бедный жизненный опыт, их мыслительные операции несовершенны. Это приводит к тому, что формирование воображения идет на неполноценной основе и образы воображения характеризуются фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

Воображение развивается в творческих видах деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, вследствие чего можно сделать вывод, что при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью именно на этих занятиях будет уделяться больше внимания развитию воображения. Но, не смотря на высокую значимость развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью, в современном мире недостаточно изучена данная проблема. Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания.

О.В. Боровик отмечает следующие особенности воображения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: существенное недоразвитие всех компонентов воображения, наличие трудностей при воссоздании словесных и наглядных образов, отсутствие творчества и ряд специфических особенностей, связанных с нарушением регуляторных механизмов в структуре интеллектуальной недостаточности.

В.А. Юдина, изучая творческое воображение младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, выделила следующие специфические особенности его развития по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками: сниженный интерес к заданиям творческого характера, низкие показатели вариативности и продуктивности результатов продуктивной деятельности, преобладание стереотипных ответов над оригинальными .

Иными возможностями по сравнению с нормативным развитием характеризуется также динамика развития воображения на протяжении обучения в начальной вспомогательной школе. Так, В.А. Юдина в ходе исследования выявила наличие неяркой динамики, появление тенденции к осознанному проявлению творческого воображения у некоторых учащихся только к четвертому году обучения .

Отмеченные особенности воображения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловливают проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы с ними. На сегодняшний день в психологической и педагогической науках недостаточно методических разработок данной проблемы. Известно, что воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию, однако требуется разработка организационно-методических аспектов развития данного познавательного процесса у младших школьников с с интеллектуальной недостаточностью .

О.В. Боровик отмечает, что специальное поэтапное обучение, направленное на формирование структурных и операциональных компонентов воображения, овладение действиями воображения; опора на творческие виды деятельности, осуществляемые на уроках рисования, развития речи, чтения, на индивидуальных и групповых занятиях при условии комплексного взаимодействия учителей, психологов и родителей, способствуют повышению уровней развития как воссоздающего, так и творческого.

Благодаря тесной связи воображения с другими сторонами психической деятельности и личности проводимая работа будет способствовать развитию не только воображения, но и всех познавательных процессов, их мотивации и личности в целом.

Развитие воображения в процессе обучения.

 Как уже говорилось раньше, воображение проявляется в творческих видах деятельности, следовательно, занятия по рисованию, конструированию будут в наибольшей степени способствовать развитию воображения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их общего развития вступает в противоречие с теми детскими способами изображения, которыми они владеют.

На первом этапе обучения рисованию дается установка не на художественный образ, а на воображаемое игровое действие, выполняемое графическим способом.

 Воображение учащихся развивается и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, отмечает Кузин В.С.: «в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от окружающей действительности».

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Примеры заданий на развитие и формирование воображения

О.В. Боровик в своей работе делил развитие воображения на несколько этапов.

На первом этапе главной целью занятий было формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

Задание 1. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки. Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Задание 2. Узнай предметы и нарисуй их.

 Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5—6). Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант задания — с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с ребенком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

Задание 3. Кто больше придумает и нарисует.

 Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задаются наводящие вопросы.

На втором этапе основной целью становится обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение. В этом блоке заданий используются тематические композиции («город», «школа», «деревня», «праздник», «стройка», «спорт» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях.

Задание 1. Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)

 Вам понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых учебников или журналов (желательно, наклеив на картон). Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребенок, собака, пруд, дом и т.д.). На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать фигурки.

Задание 2. Небывальщина

 Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок (из задания 1), то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картинку «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т.п.). Детям предлагается составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу фантазированию.

Задание 3. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.

 Задание 4. Дорисовываем рассказ

 Необходимы 3—4 сюжетные картинки, составляющие рассказ. На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка). Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку.

 На третьем этапе основное внимание должно уделяться приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях — это один из важных компонентов развития воображения.

 Задание 1. Геометрические фигуры в предметах

 Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

 Задание 2. Волшебные превращения

 Ребенку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а затем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.

 Задание 3. Дорисовывание на основе данного элемента

 Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку. Результаты могут быть самые неожиданные.

На четвертом этапе целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В процессе обсуждения и уточнения представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.

 Задание 1. Опорные слова

 На основе 3—4-х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом нарисовать к ней картинку.

 Задание 2. Иллюстрации к сказке

 Читаем детям сказку, после чего каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.

Задание 3. История о ...

Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй. Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность (при организующей роли взрослого). В таком сотворчестве дети учатся действовать с учетом того, что делают их товарищи. При этом они занимаются анализом, перестройкой и перекомбинированием образов воображения.

Так же О.В. Боровик выделает групповые задания для развития воображения.

 Задание 1. Украсим елку

 Двоим детям дается общее задание: нарисовать большую новогоднюю елку и украсить ее разноцветными игрушками. Рисовать надо по очереди. Для работы потребуются большой лист бумаги, цветные фломастеры или мелки.

Задание 2. Игры во дворе

Детям предлагается вместе нарисовать картину «Игры во дворе».Работать они должны по очереди, каждый своим мелком и фломастером. Повторять то, что уже нарисовано одним из участников, нельзя. Можно нарисовать только один предмет, но придуманный самостоятельно. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемых фигур и предметов, их расположение на листе и цветовые соотношения. После окончания работы проводятся коллективная оценка и анализ того, что сделано неверно.

Задание 3. Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ. Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы. Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

 Задание 4. Рисуем вместе

 На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.). Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы. На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т.д.).

Задание 5. Волшебное дерево

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству. Блок заданий на воображение может завершаться творческой композицией группы детей — созданием большого общего рисунка или коллажа.

 

Список источников

1.     Боровик, О.В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.03. – М.,  1999. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/105276.html#introduction. 

2.     Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 /Воображение и его развитие в детском возрасте/. – М., 1982.

3.     Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 1974.

4.     Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.

5.     Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

6.     Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. –М., 2001.

7.     Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. заведений. Общие основы психологии. – 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

8.     Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1979.

9.     Юдина, В.А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореф. дисс…канд. психол. наук: 19.00.10 / В.А. Юдина. – Нижний Новгород, 2010. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-umstvenno-otstalykh-mla#ixzz28kODW2zJ.


 

10.

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 116 г

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 116 г

Аннотация В данной статье изложены особенности процесса воображения у детей младшего школьного возраста, основные характеристики процесса воображения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также…

Аннотация В данной статье изложены особенности процесса воображения у детей младшего школьного возраста, основные характеристики процесса воображения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также…

Ж.И. Шиф (1961) особо подчеркивала связь воображения с мышлением, показывая, что у детей с интеллектуальной недостаточностью воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию

Ж.И. Шиф (1961) особо подчеркивала связь воображения с мышлением, показывая, что у детей с интеллектуальной недостаточностью воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию

Для последующего эффективного обучения необходимо заложить полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Для последующего эффективного обучения необходимо заложить полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Но, не смотря на высокую значимость развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью, в современном мире недостаточно изучена данная проблема

Но, не смотря на высокую значимость развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью, в современном мире недостаточно изучена данная проблема

Благодаря тесной связи воображения с другими сторонами психической деятельности и личности проводимая работа будет способствовать развитию не только воображения, но и всех познавательных процессов, их…

Благодаря тесной связи воображения с другими сторонами психической деятельности и личности проводимая работа будет способствовать развитию не только воображения, но и всех познавательных процессов, их…

О.В. Боровик в своей работе делил развитие воображения на несколько этапов

О.В. Боровик в своей работе делил развитие воображения на несколько этапов

Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях

Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях

После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент

После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент

Детям предлагается вместе нарисовать картину «Игры во дворе»

Детям предлагается вместе нарисовать картину «Игры во дворе»

Список источников 1. Боровик,

Список источников 1. Боровик,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021