........................... . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .счбиачсиьбчсю . . . . . . . .
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
по программе
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой.
Примечания: на начало и на конец учебного года ребенок
выполняет одни и те же задания
Образовательная область «Познание»
Формирование целостной картины мира. Предметное и
социальное окружение
I. Уровень знаний о ближайшем окружении.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Игра «Четвертый лишний».
Материал: предметные картинки с изображением различных
предметов.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу
«Четвертый лишний», просит ребенка
найти лишнюю картинку и объяснить почему.
Критерии оценки:
1 балл - ребенок затрудняется в определении четвертого
лишнего.
2 балла - ребенок самостоятельно определяет лишний
предмет, но объяснить, почему он лишний,
может только с помощью наводящих вопросов воспитателя,
пользуется ситуативной речью, жестами.
3 балла - ребенок самостоятельно определяет лишний
предмет и объясняет, почему он лишний
(объясняет функции, назначение предметов, выделяет
признаки и называет их (цвет, форма, материал).
II. Уровень сформированности умений устанавливать
простейшие связи между
воспринимаемыми предметами и явлениями.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Помоги Незнайке».
Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка»,
предметные картинки с изображением
природы и предметов; сделанных руками человека (солнце,
облако, дерево, река, птичка; стул, кукла,
кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.).
Содержание диагностического задания:-
Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в
конверт, где изображен человек, нужно
сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в
конверт с изображением бабочки
сложить картинки с изображением природы.
2. Дидактическая игра «Разложи картинки».
Материал: предметные картинки с изображением мебели,
посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5
шт.).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.
- А теперь скажи, из чего сшито платье?
- Из бумаги, дерева или ткани?
- А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.
Критерии оценки:
1 балл
ребенок затрудняется группировать и
классифицировать хорошо знакомые предметы, не
справляется с заданиями даже при активной помощи
воспитателя.
2 балла - ребенок выполнил задания с незначительной
помощью воспитателя. Группирует и
классифицирует хорошо знакомые предметы.
3 балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно
обосновывает свои действия. Знает
материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань,
бумага). Делает простейшие обобщения.
III. Уровень знаний о явлениях общественной жизни.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».
Материал: сюжетная картинка с изображением семьи
(бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри внимательно на эту картинку.
- Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
- Что делает бабушка?
-Дедушка?
- Остальные?
- Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
- С кем ты живешь?2. Беседа по вопросам.
- Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь.
- Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?
- Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?
И т.п.
Критерии оценки:
1 балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их
действиям. Затрудняется назвать, как
заботятся друг о друге. Не знает названия своего города, села,
деревни.
2 балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом
отвечает на поставленные вопросы, пользуется
ситуативной речью. Знает название города, села, деревни.
3 балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название
своего города, села, деревни, с доверием
относится к взрослым, которые заботятся о нем.
Высокий уровень - 8-9 баллов.
Средний уровень - 6-7 баллов.
Низкий уровень - 3-5 баллов.
Образовательная область Познание:
«Формирование целостной картины мира. Ознакомление с
природой»
1. Уровень знаний о некоторых домашних животных.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?».
Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены
иллюстрации с изображением
домашних животных.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку домик с закрытыми
ставенками и предлагает, открывая каждое
окошко, называть животных.
Например,
- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем
живет? Открывай окошечки и называй
животных, которых ты увидишь.
2. Дидактическая игра «Чьи детки?».
Материал: предметные картинки с изображением домашних
животных и их детенышей (корова -
теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, коза -
козленок, кошка - котенок, собака - щенок),фланелеграф.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детенышей
животных, просит найти взрослое
животное - маму.
Например,
- На лужок будут приходить детеныши разных животных,
которые потеряли своих' мам. Постарайся
помочь им.
- Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш
потерялся.
- Как зовет детеныш коровы свою маму?
- А лошади? И т. п.
Критерии оценки:
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
2 балла - ребенок называет животных, знает, как они кричат.
Самостоятельно находит картинку с
детенышем, но называет не всех.
3 балла - ребенок правильно называет всех домашних
животных. Знает, как они кричат,
самостоятельно находит картинку с детенышем и называет
его.
II. Уровень первоначальных знаний о диких животных
и их отличительных особенностях.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Материал: предметные картинки с изображением домика и
леса и набор предметных картинок с
изображением домашних и диких животных (лиса, медведь,
заяц, волк, белка).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с
изображением домика и леса, а затем просит
расселить животных.
Ребенок под картинкой с изображением леса должен
разложить диких животных, под картинкой с
изображением домика – домашних.
После того как ребенок «расселил» животных по домикам,
воспитатель просит перечислить всех
животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).сформированности
Затем педагог просит ребенка назвать отличительные
особенности внешнего вида животных (лиса
рыжая, у нее длинный, пушистый хвост).
Критерии оценки:
1 балл - ребенок не справляется с заданием без помощи
взрослого.
2 балла - ребенок имеет первоначальные представления о'
диких животных (живут в лесу).
Затрудняется назвать отличительные особенности.
3 балла - ребенок имеет первоначальные представления о
диких животных (живут в лесу). Называет
отличительные особенности внешнего вида знакомых
животных.
III.
элементарных
Уровень
представлений
о хороших и плохих поступках
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время
выполнения простейших поручений.
2. Наблюдение за ребенком во время организованной
деятельности: полив растений.
Содержание диагностического задания:
Предшествующая беседа.
- Чем поливают цветы? (Водой.)
- Из чего поливают цветы? (Из лейки.)
- Где мы будем брать воду?
- Сколько воды нужно наливать в лейку? (половину.)
Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимости
оказывает помощь.
Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением
необходимо наливать небольшое количество
воды, стараясь не пролить.
Критерии оценки:
1 балл - ребенок имеет представления о хороших и плохих
поступках, но
не выполняет их систематически, с поручениями взрослых не
справляется.
2 балла - ребенок имеет представления о хороших и плохих
поступках, во время беседы правильно
анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное
участие в охране окружающей среды.Выполняет поручения при помощи взрослого, но не всегда
охотно и заинтересованно.
3 балла - ребенок принимает посильное участие в охране
окружающей природы (без надобности не
срывает растения, не ломает ветки деревьев' и кустарников, не
пугает животных и т. п.), охотно
выполняет простейшие поручения, умеет планировать свою
деятельность.
Высокий уровень - 8-9 баллов.
Средний уровень - 6-7 баллов.
Низкий уровень - 3-5 баллов.
Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи
I. Словарный запас ребенка.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Материал: предметные картинки с изображением посуды,
одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель
показывает предметы посуды).
- Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит
назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например,
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
- Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т.п.
2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое
место».
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением
одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц.
Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки,
вешалки для головных уборов, дороги,
корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть
картинки и поместить каждую картинку насвое место.
Инструкция.
«Сложи всю одежду в шкаф».
«Поставь обувь на полочку».
«Повесь головные уборы на вешалку».
«Расставь посуду на столе».
«Помести мебель в комнату».
«Расположи машины на дороге».
«Положи фрукты в корзину».
«Посади овощи на грядку».
«Посади птиц на деревья».
3. Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Вопросы:
- Когда мы играем?
- Когда мы кушаем?
- Что мы делаем ночью?
Критерии оценки:
1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не
различает существенные детали и части
предметов. Путает названия частей суток.
2 балла - все предметы называет правильно, определяя
назначение предмета, но не называет
обобщающего слова. Правильно различает и называет
контрастные части суток с помощью наводящих
вопросов.
3 балла - все предметы называет правильно, определяет
назначение предмета; понимает, различает и
называет существенные детали и части предметов. Знает
обобщающее слово. Различает и называет
части суток.
II. Уровень сформированности грамматической стороны
речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Чего не стало?».
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4
картинок. После чего воспитательпредлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из
картинок. Ребенок должен ответить на вопрос:
«Чего не стало?»
2. Упражнение «Прятки».
Материал: мелкая игрушка.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда
спрятал игрушку.
Например, в шкаф, за спину и т. д.
3. Дидактическая игра «Кто это?».
Материал: предметные картинки с изображением одного и
нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?
Утка - утенок - утята.
Заяц - зайчонок - зайчата.
Критерии оценки
1 балл - не справляется с заданиями. -Допускает большое
количество ошибок даже при активной
помощи взрослых.
2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена
существительные в форме единственного и
множественного числа, обозначающие животных и их
детенышей. Неверно употребляет в речи
существительные множественного числа в родительном
падеже. Путает пространственные предлоги.
3 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена
существительные в форме единственного и
множественного числа, обозначающие животных и их
детенышей, и форму множественного числа в
родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.
III. Уровень развития связной речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Беседа по сюжетной картинке.
Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие
дети).
Содержание диагностического задания:
Например,
- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
- Тебе она нравится?
- Кто нарисован на картинке?- Что делают дети?
И т. д.
2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок»,
«Репка», «Волк и козлята».
Педагог, предлагает участвовать в драматизации сказок,
используя фигурки настольного театра.
Критерии оценки:
1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним
словом. Затрудняется в инсценировке
сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Воспитатель. Жили-были дед и ...
Ребёнок. Баба.
Воспитатель. И была у них курочка ...
Ребёнок. Ряба.
2 балла - в речи ребенка преимущественно простые
предложения из 2-3 слов.
Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной
помощью взрослого, соблюдая
логичность и последовательность.
Воспитатель. Жили-были ...
Ребёнок. Дед и баба.
Воспитатель. И была у них ...
Ребёнок. Курочка Ряба.
3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется
простыми нераспространенными
предложениями и предложениями с однородными членами.
Инсценирует отрывки из знакомых сказок,
передаёт
соблюдая логичность и последовательность,
содержание текста.
Высокий уровень - 8-9 баллов.
Средний уровень - 6-7 баллов.
Низкий уровень - 3-5 баллов.
Образовательная область «Познание»
Формированию
представлений
I. Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в
следующем порядке:
математических
элементарных- на одной много игрушек,
- на второй - одна,
- на третьей - ни одной.
Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек
(одна, ни одной).
Критерии оценки:
1 балл - ребенок не справился с заданием, даже после
наводящих вопросов.
2 балла - ребенок допустил одну ошибку.
3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной
ошибки.
II. Уровень знаний об эталонах величины и иx
использовании.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на
прогулку».
Материал: полоски разного цвета и разной длинны -
«шарфики».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть полоски.
Инструкция.
Определи длину полоски способом наложения.
- Какая длиннее (короче)?
- Назови цвет полосок (шарфиков).
- Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.
2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».
Материал: елочки, разные по высоте.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит
найти самую высокую (низкую) елочку,
применив способ наложения.
Критерии оценки:
1 балл - ребенок не справился с заданием даже при активной
помощи воспитателя. Не владеет
понятиями «ниже» «выше», «длиннее», «короче».
2 балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов,
но требует дополнительной инструкции,
допускает одну ошибку.
3 балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов
по длине (высоте), показывает (называет),
какой из двух предметов длинный - короткий, высокий - низкий.III. Уровень представлений о форме.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Найди домик»
Материал: большие круг, квадрат, треугольник - «домики».
Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов
меньшего размера.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник,
поясняет, что это домики для
геометрических фигур.
Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по
своим домикам.
Критерии оценки:
1 балл - ребенок не справился с заданием даже при помощи
взрослого.
2 балла - ребенок допустил одну ошибку.
3 балла - ребенок различает круг, квадрат, треугольник.
IV. Ориентировка в пространстве.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».
Материал: игрушка - зайчик, морковка.
Содержание диагностического задания:
Инструкция ребенку.
Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:
- возьми морковку в правую руку;
- переложи морковку в левую руку;
- подними морковку вверх;
- опусти вниз;
- спрячь морковку за спину;
- положи ее перед собой;
- подними над головой;
- положи под стул.
И т.п.
Критерии оценки:
1 балл - ребенок не справился с заданием даже после
наводящих вопросов.
2 балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх – вниз,
впереди – сзади, допускает ошибки при
определении левой и правой руки.
3 балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх – вниз,
впереди - сзади, слева - справа, над -под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
Высокий уровень -10--12 баллов.
Средний уровень - 6-9 баллов.
Низкий уровень - 4-5 баллов.
Образовательная область «Художественное творчество»
Диагностические задания
Знакомство с искусством Задание: «Расскажи о
предмете»
Педагог проводит беседу с ребенком. Предварительно
показывает ему матрешку, дымковскую
игрушку, картину, иллюстрацию в книге. Просит рассказать
ребенка, что это? Обращает внимание на
красоту предметов. Ребенок должен назвать предмет, описать
его.
Изобразительная деятельность
Задания: «Колобок» — рисование карандашом, «Травка» —
рисование красками, «Вагончик» —
рисование фломастером.
Провести анализ 3 рисунков (Колобок, травка, вагончик). С
ребенком проводится беседа по ним. (Что
ты нарисовал? На чем рисовал? Чем? Какие цвета
использовал?).
Лепка
Задание: «Палочки и комочки» (из глины, пластилина)
Вопросы: Какая глина? Что ты слепил? Покажи, как нужно
лепить?
Аппликация
Задание: «Шарики катятся по дорожке» (занятия по
подгруппам)
Педагог отслеживает аккуратность при наклеивании,
правильно ли назван цвет (сравнивает с
образцом),
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении
обращается за помощью к взрослым,
1 балл — в большей степени не справляется с предложенными
заданиями.
Образовательная область «Познание» Развитие
продуктивной (конструктивной) деятельности.
Задание: «Башни Высокая и низкая»Построить высокую башню, низкую башенку.
Построить разноцветные дорожки из кирпичиков двух цветов
(сделать одну дорожку длиннее),
определить, какая — длиннее, а какая — короче.
Беседа с ребенком.
Как называются детали постройки (кирпичики, кубики, др.).
Как детали различаются по величине (большая — маленькая,
длинная — короткая, высокая — низкая,
узкая — широкая
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении
обращается за помощью к взрослым,
1 балл — в большей степени не справляется с предложенными
заданиями.
Образовательная область «Социализация»: Воспитание
культуры поведения и положительных и моральных
качеств»
Образовательная область «Здоровье»:
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Исследование осуществляется через наблюдение.
Образовательная область «Социализация»: Игровая
деятельность
При заполнении этого раздела воспитатель не только
наблюдает за ребенком, но и специально
организует игры с детьми.
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении
обращается за помощью к взрослым,
1 балл — в большей степени не справляется с предложенными
заданиями.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №48 «Одуванчик»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой.
по программеВоспитатель:
О.А.Гопаненко
г.Светлоград, 2017г.