Межрегиональная
научно-практическая
«Реализация этнокультурных потребностей и языковых прав
обучающихся в основной образовательной программе»
конференция
«Формирование этнокультурных
потребностей в начальном звене в
рамках реализации ФГОС»
Балехаева Марина Андрияновна
учитель начальных классов
МБОУ «Укырская СОШ»
Современные школьники должны
покидать стены начальной школы
не только с математическими,
историческими знаниями во
владении своим родным языком, а
раскрепощенными и уверенными в
собственном умении излагать свои
мысли четко и красиво.
Базовыми направлениями формирования этнокультурной
потребности обучающихся начальной школы являются:
развитие у них принятия и понимания других народов, признания
ценности этнокультурного многообразия;
воспитание их в духе мира, гуманного межэтнического общения,
развитие толерантных качеств личности;
приобретение ими знаний, представлений об истории, географии,
культуре, обычаях, получение в начальной школе учащимися знаний о
традициях, образе жизни, ценностях разных народов;
формирование у школьников осознания и признания приоритета
общечеловеческих ценностей надклассовыми и групповыми,
понимания необходимости гармонизации общечеловеческих и
национальных интересов, а также поиск общих культурных элементов,
интересов, потребностей;
развитие у младших школьников конструктивных
коммуникативных умений и поведенческих моделей во
взаимодействии с представителями других этносов и
национальностей.
Актуальность исследования обусловлена следующими
факторами: не определена педагогическая эффективность
этнокультурных потребностей в начальном звене в рамках
реализации ФГОС.
Объектом исследования является процесс
обучения и воспитания в начальной школе.
Предмет исследования обусловлен его объектом: педагогические
условия, обеспечивающие использование этнической культуры для
эффективного развития личности ребенка в рамках реализации ФГОС.
Целью исследования является разработка и
научное обоснование этнокультурной программы
внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- Раскрыть психолого-педагогические условия, которые позволяют научно обосновать этнокультурную программу внеурочной
деятельности в рамках реализации ФГОС;
- Изучить литературу по теме исследования;
- Отобрать информацию, необходимую для раскрытия этнокультурных потребностей в начальном звене;
- Подвести итоги работы, сформулировать выводы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том,
что процесс формирования этнокультурной потребности
обучающихся в начальном звене будет эффективным, если:
• он осуществляется в ходе начального образования,
предусматривающего использование этноориентированных
форм внеучебной деятельности, интерактивных методов,
направленных на повышение уровня этнокультурной
осведомленности и толерантности обучающихся,
формирование необходимых умений и навыков
эффективного межэтнического взаимодействия;
•
обеспечивается реализация принципов позитивного
отношения личности к этнокультурному разнообразию,
культуросообразности, преемственности
и последовательности изучения культур, диалога,
гуманистического подходов.
•
Этапы:
• Первый этап (20122013 гг.) – поисково
теоретический – связан с изучением и анализом
литературы, нормативноправовых документов
по теме исследования. Формировалась основа
исследования и ее практическая реализация в
рамках ФГОС.
• Второй этап (20142016 гг.) – опытно
экспериментальный – включал в себя
разработку программы «Художественный театр»
внеурочной деятельности, и ее реализация в
рамках ФГОС.
• Третий этап (20172018 гг.) – заключительно
обобщающий – был посвящен коррекции
выводов; систематизации и обобщению
полученных результатов.
Программа внеурочной
деятельности
«Художественный театр»
Цель программы – формирование у
обучающихся этнокультурной
(русской) потребности в процессе
создания и представления
(презентации) художественных
произведений, мероприятий
способности управления культурным
пространством своего существования
Мероприятия:
- Фольклорный праздник «На завалинке».
Рождество – январь.
Масленица – март.
Ярмарки.
Экскурсии в музеи нашего села.
Выставки рисунков на различные темы и
др.
Приветствие из народов
нашего села
исследовательская
Научно-
работа
«Пословицы и
поговорки родного
края»
Ведение этнокультурной
потребности позволит:
- полно представить богатства национальной культуры,
уклад жизни народа, его историю, язык и литературу,
социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;
углубленно изучать русский язык через его историю,
связь с литературой, культурой;
последовательно приобщать школьников к родной
литературе, помогая им понять самих себя, свой
психологический склад, свою сущность;
воспитать образованного, творческого человека,
готового к осмысленной деятельности в условиях
современной цивилизации;
интегрировать традиционные учебные предметы;
развивать экскурсионную и исследовательскую работу
младших школьников.