Педагогическая концепция
Оценка 5

Педагогическая концепция

Оценка 5
Семинары
docx
Междисциплинарный 6
1 кл—4 кл
25.02.2017
Педагогическая концепция
Публикация является частью публикации:
Статья по педагогике и психологии.docx
МБОУ Укырская СОШ IIIВсероссийский профессиональный конкурс «Педагогические достижения» «Лучшая статья по педагогике и психологии» «Формирование самооценки младших школьников»                                                                           Выполнила: учитель начальных классов                                                                                  МБОУ Укырская СОШ                                                                             Балехаева Марина Андрияновна                                        Населенный пункт:                                                    Иркутская область  669335                                                                              Боханский район с. Укыр  у. Школьная, 26 с. Укыр, 2016 В   условиях   современного   общества,   для   которого   характерна направленность   на   гуманизацию   всех   сторон   общественной   жизни,   особую актуальность   приобретает   проблема   формирования   индивидуального   стиля деятельности,   умения   находить   нестандартные   способы   решения   проблем, сотрудничать   и   ответственно   действовать   и   оперативно   осуществлять контроль и самоконтроль в личных и общественных интересах. В связи с этим уже на начальном этапе обучения важное значение должно уделяться   формированию   самооценки   учащихся,   т.к   именно   младший школьный   возраст   –   период,   когда   формируются   свойства   личности, закладываются   основы   для   раскрытия   уникальности   ребенка,   развития   его способностей, субъективного опыта.          Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е осознание   человеком   самого   себя,   своих   физических   сил,   умственных способностей,   поступков,   мотивов   и   целей   своего   поведения,   своего отношения к окружающим, к другим людям и самому изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. [1, 54]          Процесс формирования самооценки будет эффективным, если: выявлены   возможности   личностно­ориентированного   подхода   и   пути   их реализации в решении проблемы; разработана  и  внедрена  технология  формирования  самооценки   учащихся   в процессе личностно­ориентированного подхода. Самооценка – это стержневая характеристика личности, ее ядро. Содержание самооценки сложно, т.к. многоаспектна сама личность.   Индивид оценивает себя: * Оценка себя со своими притязаниями; * Оценка себя с другими; * Оценка себя в глазах людей.                   Развитие   самосознания   у   детей   в   младшем   школьном   возрасте проявляется   в   том,   что   у   детей   постепенно   возрастает   критичность, требовательность   к   себе.   Первоклассники   преимущественно   положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с   и   третьеклассники объективными   обстоятельствами,   второклассники   относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи но и неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход  от конкретно­ ситуативной   самооценки   (оценки   своих   действий,   поступков)   к   более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассников почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2­3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая   критической   оценке   и   оценочную   деятельность   самого   учителя. Становясь   самостоятельной   и   устойчивой,  самооценка   начинает   выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.           Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане  развития  и  формирование  самооценки, т.к  для  младшего  школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы оценки. А. Валлон, давая оценку общему развитию личности в этот период писал, что он менее ярок   и   богат;   в   этот   период   деятельность   и   любознательность   ребенка направлена во внешний мир. [4, 39]                  В.С. Мухина писала, что на каждом возрастном этапе продолжается развитие   изначальных   характеристик;   определяемых   как   «притязание   на признание»   ­   своего   имени,   своих   внешних   и   физических   данных,   своей внутренней психологической сущности: ­ социальное признание; ­ признание соей сущности как представителя пола (половая идентификация); ­ временные образования; ­ сфера социального пространства, определяющая путь нравственного долга. [2, 78]                   Анализ   научной   литературы,   изучение   реального   состояния поставленной проблемы позволяет выделить ряд принципов, направленных на реализацию   личностно­ориентированного   учебно­познавательного   процесса как   средства   формирования   самооценки   младших   школьников.   К   ним относятся:   принцип   гуманистической   направленности, открытости, самоорганизации, рефлексии.   сотворчества,                 Главным   принципом   личностно­ориентированного   образования   выступает   гуманистическая   направленность,   которая   проявляется   в признании   ценности,   неповторимости   личности   ребенка,   в   предоставлении   Принцип   гуманистической   направленности права   на   свободу. образовательного   процесса   предусматривает   создание   условий   для максимального   развития   индивидуальных   способностей   и   возможностей ученика.                   Принцип   сотворчества   означает   установление   атмосферы взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности учителя и учащихся.   Это   совместная   постановка   целей   и   задач   деятельности, сотрудничество в поиске их решения, анализ результатов в различных формах (дидактическая   игра,   поисково­творческие   задания,   составление   проекта   и др.).           Принцип открытости предполагает предоставление права школьникам выбирать образовательные траектории, способы и средства учебной работы. Открытость – это внутренняя свобода индивида, это раскрепощение личности от   жестких   установок,   работы   по   шаблону.   Этот   принцип   отражается   в вариативности, разноуровневости образовательных программ, в установлении научных, деловых связей с вузами, НИИ, научными центрами, зарубежными учебными заведениями, предприятиями, общественностью.                  Принцип самоорганизации предусматривает формирование навыков самостоятельной   работы   на   основе   расширения   сферы   познания, самообразовательной   деятельности.   Особое   внимание   должно   уделяться таким вопросам как планирование самостоятельной работы, поиск способов ее   правильного   выполнения,   формы   самоконтроля   и   самооценки.   Этот принцип  ориентирован  на  смену  акцентов  в  обучении:  позиция «учитель – ученик – учитель» меняется на позицию «учебник – ученик – учитель».                 Принцип   рефлексии   предусматривает   целенаправленную   и   систематическую работу над формированием у школьников общекогнитивных умений сравнивать, анализировать, обобщать, высказать оценочные суждения. Учебное содержание должно включать разнообразные задания, цель которых раскрыть связь между новым и прошлым этапами учебного процесса, выявить существенные,   причинно­следственные   связи   и   отношения   в   изучаемых объектах. [5, 159] При   этом   личностно­ориентированный   подход   выступает   наиболее эффективным   средством   формирования   самооценки   учащихся,   если   оно реализуется через разноуровневое обучение и проблемное обучение. Особенность РО – возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового. Особенность   ПО   –   обеспечить   соотношение   репродуктивного   и   познавательной продуктивного,   повышая   значимость   творческой, деятельности. [3, 58] Технология «Мастерских» Цель: не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Этап 1 Ориентировочный 1 Раздел «Тайна моего Я» 2 Раздел «Мы такие разные, но этим и 3 прекрасны мы» 2 Основной «Я буду другим!» 3 Диагностический Задача ­   познакомить   учащихся   с   правилами работы в группе; ­ создать условия для  положительного   восприятия   работы   в группе; ­сплочение группы. ­ реализация целей и задач технологии. ­ ­получить обратную связь от работы в группы.                  Результаты опытно­экспериментальной работы, проводился в МБОУ Укырской   средней   школе,   Иркутской   области,   Боханского   района подтвердили   эффективность   выявленных   в   ходе   исследования   комплекса психолого­педагогических условий: ­   создание   учебных   личностно­ориентированных   ситуаций   посредством усложнения учебных проблем; ­ увеличение работ с элементами творчества, позволяющих полнее раскрыть и развить субъективный опыт младших школьников; ­   изложение   учебного   материала,   направленное   на   максимальное   развитие самооценки.                   Личностно­ориентированный подход строится на основе следующих психолого­педагогических условий: * Ребенок, приходя в школу, не должен, испытывать страха. Наша задача – это создание благоприятный обстановки, чтобы ребенок ничего не боялся. * Каждый ученик имеет право на ошибку. Главное, понять свою ошибку и извлечь из нее урок. * Предоставление ребенку возможности «оставаться ребенком». *   Дети   должны   чувствовать   свою   значимость,   а   не   быть   пассивными слушателями. * Свобода самовыражения и саморазвития учащихся. [6, 391]          Анализ материалов дает основание сделать следующие выводы: ­   преобладание   проявлений   внешней   активности   над   внутренней.   Это объясняется тем, что среди мотивов самооценки преобладают такие качества, как получить хорошую отметку, одобрение. ­   результаты   показывают   недостаточное   качество   личностно­ ориентированного подхода. Учителя понимают сущность этого направления, но не полностью обладают способами и приемами его осуществления. Таким  образом,  проведенная  работа   подтвердило  справедливость эффективности   решения   поставленных   задач,   разработанной   технологии формирование самооценки на основе личностно­ориентированного подхода в сельской местности.                     Материалы   эксперимента   свидетельствуют   о   том,   что   очевиден значительный   рост   уровня   сформированности   самооценки   учащихся экспериментального   класса.   Число   учащихся   с   заниженной   самооценкой   в экспериментальной   классе  сократилось   на 25%,  а  в  контрольном  классе  – 12,5%. Возросло число детей с адекватной самооценкой в экспериментальной классе   на   43,7%,   а   в   контрольном   классе   –   12,5%.   Например,   в экспериментальном классе у Васи Б, Ксении Д, Саши И, Маши С, Захара Х – заниженная   самооценка   перешла   в   адекватную   самооценку.   Сократилось количество   с   завышенной   в   экспериментальной   классе   на   0,1%,   а   в контрольном классе – 6,3%. Библиография: 1 Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе.­ М.: УЧПЕДГИЗ, 1990.­ 120 с. 2 Бараз Э.А. Формирование самооценки младших школьников в процессе личностно­ориентированного взаимодействия участников обучения: Авто­ реф.дисс. канд.пед.наук.­ Челябинск, 1998.­160 с. 3 Божович   Л.И.   о   некоторых   проблемах   и   методах   изучения   личности школьника // Вопросы психологии личности школьника.­ М.: Просвещение, 1996.­ С. 57­60. 4 Ковалев А.Г. психология личности.­ М.: Просвещение, 1999.­ 409 с. 5 Кон И.С. Открытие Я.­ М.: Политиздат, 1998.­ 228 с. 6 Липкина А.И. Самооценка школьника.­ М., 1996.­ 467 с.

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017