Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»
Оценка 5

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
администрации +1
Взрослым
06.01.2019
Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. Сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения
Педсовет 15.02.doc
МОО «Общеобразовательная школа №8 города Енакиево»                  Выступление на заседании         педагогического совета на тему                  «Реализация   технологии деятельностного   метода   на уроках в начальной школе»                                                                         Подготовила                                                                                        Деменчукова Валентина Георгиевна                                                                                 учитель начальных классов Реализация технологии деятельностного метода на  уроках в начальной школе            Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. Сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения.             Деятельностный метод обучения ­ это организация учебного процесса, в котором   главное   место   отводится   активной   и   разносторонней   познавательной активности.   Уроки   деятельностной   направленности   по   целеполаганию   можно распределить на четыре группы: (слайд 2) уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки построения системы знаний; уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания.(слайд 3) Деятельностная   цель:  формирование   умения   самостоятельно   строить   и применять новое знание. Образовательная цель: расширение понятийной базы. Посмотрим структуру уроков открытия новых знаний. (слайд 4) 2. Урок рефлексии (слайд 5) Деятельностная   цель:  Формирование   умения   определять   область   своего незнания, выявлять их причину, отбирать задания для устранения этих причин, строить проект выхода из затруднения. Образовательная   цель:  формирование   умения   применять   изученные   понятия, алгоритмы, коррекция и тренинг изученных понятий.   Урок построения системы знаний (слайд 6,7) Деятельностная   цель:  формирование   умения   систематизировать   и   обобщать изученное. Образовательная цель: систематизация и обобщение учебного материала. 4. Урок развивающего контроля. (слайд 8) Деятельностная   цель:  формирование   умения   осуществлять   контрольную функцию и рефлексию. Образовательная   цель:  контроль   и   самоконтроль   изученных   понятий   и алгоритмов.                            Каждому человеку необходимо умение анализировать, сравнивать, выделять   главное,   решать   проблем,   быть   ответственным,   уметь   творить   и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому мне необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить,   привить   ему   навыки   практических   действий.   Что   же   означает деятельностный подход? Деятельностный   подход –   это   организация   учебного   процесса,   в   котором главное   место   отводится   самостоятельной   познавательной   деятельности школьника.   Ключевыми   словами   в   характеристике   деятельностного   подхода являются   слова: искать,   думать,   сотрудничать,   приниматься   за   дело, адаптироваться. (слайд 9)           Научиться учиться ­ главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться ­   это   значит   понимать,   чего   я   не   знаю,   и   самостоятельно   находить   способ справиться с затруднением, получить знание. Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет получать знания, умения, навыки из  книги, кинофильма, от  любого знающего человека. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития   умения   учиться,   который   должен   быть   достигнут   младшими школьниками.              Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя я использую в работе задания,  где вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: «Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать её, вы можете задать мне только семь вопросов». Или: «Задайте любые пять вопросов о слове, которое я загадала». Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с  такой же приставкой  и т.  д.  Учебный  процесс  протекает  более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики   в   ходе   специально   выстроенного   учителем   диалога.   Дети   под   моим руководством,   но   с   высокой   долей   самостоятельности,   отвечая   на   вопросы, открывают для себя новое знание. Я пришла к выводу: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким   уровнем   качества.   Для   успешного   протекания   учебной   деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия, контроль и оценка результата.             Особое внимание уделяю развитию учебно­познавательных мотивов. На каждом уроке  мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который   требуется,   интересно   найти   ответ.   Эта   цель   не   может   возникнуть   у ученика   автоматически,   как   прозвенит   звонок,   она   должна   быть   выращена   и осознана учеником с помощью учителя.  Приёмы активизации мыслеречевой деятельности учащихся на этапе  постановки учебной задачи Тема­вопрос (слайд 10)  Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети   выдвигают   множество   мнений.   Руководить   процессом   отбора   может   сам учитель либо выбранный ученик. Например, для темы урока «Как изменяются имена существительные?» построили такой план действий:  ­ повторить знания об имени существительном.  ­ определить, с какими частями речи оно сочетается; ­изменить несколько существительных вместе с именами прилагательными;   ­ определить закономерность изменений, сделать вывод.             Работа над понятием (слайд 11) Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее от значения   слова   определяем   задачу   урока.   Аналогичное   можно   сделать   через подбор родственных слов. Например, «Прямоугольный треугольник».             Ситуация «яркого пятна»(слайд 12) Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Внимание концентрируется на выделенном предмете. Далее определяется тема и задачи урока.              Домысливание (слайд 13) Тема   урока   предлагается   в   виде   схемы   или   неоконченной   фразы.   Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.   ­Можно предложить тему урока и слова­помощники:   Повторим…,Узнаем…Проверим…Закрепим…  С   помощью   этих   слов   дети формулируют задачи урока.                        Проблемная ситуация (по М. И. Махмутову) (слайд 14)              Суть проблемной ситуации в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде.  Даже   если   нет  никакой   возможности   повести   детей  к   открытию   нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Предлагаю ученикам чаще высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.   Одновременно повторяются знания,   необходимые   для   изучения   нового   материала.   Последовательность применения данного приёма такова:             ­ самостоятельное решение;             ­ коллективная проверка результатов;             ­ выявление причин  затруднений выполнения;             ­ постановка задачи урока. Задав вопрос возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки   зрения,   обсуждаются   их   доказательства,   но   дети     приходят   к   общему мнению. Делаются выводы, убедительные для всех.              Группировка(слайд 15)             Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему они имеют такие признаки?» будет задачей урока. Например, тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь,   хвощ,   печь.   Урок   математики   в  1  классе   по   теме  «Двузначные   числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 4, 22, 19, 8, 56, 2, 31, 92, 7». На уроке русского языка в 3 классе по теме «Безударные окончания имён существительных единственного числа» предлагаю задание: «Распределите слова по склонениям». Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые активизируют и существенно развивают логическое мышление учеников. Иначе говоря, сначала я посредством диалога помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге же организую открытие школьниками знания.              Собери слово(слайд 16)              Приём основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать   в   единое   слово.   Этот   приём   направлен   на   развитие   слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового. Например, на уроке по   теме   «Наречие»   предлагаю   собрать   слово   из   первых   звуков   слов: нос, аккуратный, речь, ель, чувство, интересный, енот.              Исключение Приём можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.             Первый вид. Повторяется основа приёма «яркого пятна», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор.              Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов с обязательным неоднократным   повтором   отгадок   или   предложенного   ряда   слов.   Анализируя, дети легко определяют лишнее.              Проблема предыдущего урока (слайд 17)              В   конце   урока   детям   предлагается   задание,   в   ходе   которого   должны возникнуть   трудности   с   выполнением   из­за   недостаточности   знаний   или недостаточности времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.   Таким   образом,   тему   урока   можно   сформулировать   накануне,   а   на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать .               Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)               Знания   можно   передать   только   тогда,   когда   ученик   их   берёт,   то   есть выполняет какие­то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.              Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.   На   практике   убеждаюсь,   что   наиболее   эффективный   путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике), достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.             При этом усилия направляю на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил,   а правильного выполнения необходимого способа действия. Верный способ действия ведёт к верному результату.         Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т. е. строгой   последовательности   учебных   операций.   Ребёнок   работает   по   образцу, затем   вместе   с   учителем.   И   только   потом   самостоятельно.   При   затруднениях ученик   может   воспользоваться   специальными   подсказками   ­   напоминаниями, помогающими самостоятельно справиться с задачей. Например, при выполнении задания по русскому языку по теме «Синонимы»  «Найди два слова близкие по значению,   которые   не   являются   родственными.   Запиши   слова   парами» ­ ученик   может   воспользоваться   подсказкой   авторов   учебника: Синонимы должны   отвечать   на   один   и   тот   же   вопрос.    Как   многие   учителя,   я сталкиваюсь  с такой проблемой. Ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией   в   отдельности,   а   запоминание   всей   последовательности   действий вызывает   у   него   затруднение.   Отсюда   ошибки.   В   работе   с   такими   детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предлагаю детям   дополнительные   схемы,   модели,   цель   которых   –   помочь   запомнить последовательность операции. Например: Порядок разбора слова по составу: ­ Выдели окончание   ­Выдели основу.  ­ Выдели корень.­ Выдели приставку и суффикс. Важной   частью   процесса   обучения   является  контролирующая   и   оценочная деятельность. Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль,   потому   что   без   взаимоконтроля   совместную   задачу   выполнить нельзя .             Очень   нравится   моим   ученикам   выполнять   творческие   задания   с использованием   музыки   и   живописи.   Ценность   этих   заданий   в   том,   что   они строятся   на   сочетании   двух   наиболее   эмоциональных   видов   деятельности: слушания   музыки   и   рассматривания   репродукций   картин   в   учебниках «Литературное   чтение»     задания   могут   быть   следующими:   Сопоставление характера музыкального произведения с настроением картины. (Из трёх картин «Золотая осень», «Летний день», «Февральская лазурь» выбери ту, которая соответствует   настроению   пьесы   П.   И.   Чайковского   из   цикла   «Времена года»). Ещё   одной   разновидностью   творческих   заданий   являются  учебные ролевые   игры.   В   1­2   классах   учебная   ролевая   игра   является   обязательным компонентом уроков. Вот примеры некоторых игр, которые часто организую на своих уроках.             «Видящие   руки». Дети   с   закрытыми   глазами   ощупывают   предметы, стараясь определить форму, материал.             «Войди   в   картину»   (старинную   фотографию). Детям   предлагается представить   и   рассказать   (устно   или   письменно)   о   том,   что   происходило   до запечатлённого   на   картине   (фотографии)   момента   и   после   него.    «О   чём   говорят   вещи»   и   «Ожившие   экспонаты». Учитель   начинает рассказывать сказку об «оживших экспонатах». Детям предлагается продолжить её,   представив   себе,   что   именно   старинные   вещи   могут   рассказать   о   своём прошлом, своих прежних хозяевах. Возможно разыгрывание небольших сказочных действий, исполнителями которых становятся дети .               Итак,   подведём   итоги   нашей   работы.   Мы   выдвигали   гипотезу,   что правильное   использование   деятельностного   метода   обучения   на   уроках   в начальной   школе   позволит   оптимизировать   учебный   процесс,   устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.  Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Сложные слова»  Цель:   познакомить   с   понятием сложное   слово,   учить   образовывать   сложные слова из двух разных основ.  Деятельность учителя Деятельность учащихся ­ В словах, записанных на доске, выделите корень. ­ Все согласны? Ученица   у   доски   в   слове снегоход выделяет один корень. ­   Нет.   В   слове снегоход два   корня:­ снег­ и ­ход­. Фрагмент урока математики по теме «Умножение  2­значного числа на 1­ значное»  однозначное на двузначное.   Цель:   научить   умножать   двузначное   число   на   однозначное   и Деятельность учителя Деятельность учащихся ­ На доске дан ряд чисел. Что это за числа? ­   Выпишите   в   столбик   однозначные   числа   и   Однозначные ­ двузначные.   и умножьте их на 7. ­ Выпишите в другой столбик двузначные числа и Выполняют.   тоже умножьте их на 7.  Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий»  Цель: познакомить   учащихся   со   способами   образования   наречий,   их Испытывают затруднение. особенностями. Деятельность учителя ­ Прочитайте столбики слов: редкий мягкий редко мягко лёгкий легко ­ Что можете о них сказать? ­   Разберите   по   составу   слова   каждого столбика. ­   Проверим.   Слова   второго   столбика   – наречия. Вспомните, что такое наречие. ­ Но тогда чего не может быть у наречий? Деятельность учащихся ­   Это   родственные   слова.   В первом столбике   прилагательные, а во втором – наречия.     Разбирают.   Ученица   у   доски наречиях выделяет в     окончание ­ о. ­ Неизменяемая часть речи. ­ Окончания.  Фрагмент урока русского языка в 2 классе по теме «Сложные слова»  Цель:   закреплять   умение   образовывать   сложные   слова   с   соединительными гласными о и е и без соединительных гласных. Учитель Использует подводящий диалог Ученики Формулируют вопрос: сколько корней в слове «листопад»? ­ Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. ­ Почему это явление так называют? ­ Запишите: Лист падает. ­   Подберите   и   запишите однокоренные   слова   к   словулист. Выделите корень. ­   Подберите   однокоренные   слова   к слову падать.   Выделите   в   них корень. ­   Есть   ли   корни ­лист­ и ­пад­ в слове листопад? ­   Так   сколько   же   корней   в словелистопад? ­ Такие слова называются сложными.     ­ Потому что осенью листья падают.   Листок, листочек, листик.   Падение, падал, падающий.   ­ Да, есть.   ­ Два корня. ­ Сложными называются слова с двумя корнями. (Открытие нового знания). Сформулируйте определение.  Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»  Цель: познакомить с правописанием  приставок; упражнять в их написании . Деятельность учителя Деятельность учащихся Спишите   из   упражнения Записывают слова. слова: долетел, забежал, надписал. ­ Поставьте ударение . ­ Подчеркните безударные гласные. ­   В   каких   частях   слова   находятся безударные гласные? ­ Обозначьте их. ­   Какое   правило   о   безударных гласных мы уже знаем?   Ставят ударение. Подчеркивают. ­ В корне и приставке.   Обозначают. ­ О безударной гласной в корне. ­   А   какого   правила   о   безударных гласных ещё не учили? ­   Значит,   какая   тема   завтрашнего урока? ­   Наверное,   о   безударных   гласных   в приставках. ­ Безударные гласные в приставках.  Фрагмент урока обучения грамоте по теме «Звуки  й  ,  у  , буква Юю» Цель: научить правильно читать слова с изученной буквой ­А теперь поработаем в группах. Вспомните больше слов с буковою Ю  и      затем написать их. Какая группа за одну минуту напишет больше слов.   Работа на доске: пишут слова. Подведение итогов              Музыкальная   физминутка   .   Работа   в   парах. Чтение   диалогов. Детям раздаю диалог,они распределяют роли и читают свой диалог. Классу задание внимательно   слушать   и   аплодисментами   оценивать   выступление   каждой пары.             Диалог 1.             1 ученик. ­ Ты любишь читать книжки?             2 ученик. ­ Да, люблю!             1 ученик. ­ А какие тебе книги особенно нравятся?             2 ученик. ­ Я люблю русские народные сказки. А ты?             1 ученик. ­ А я люблю книги о животных.             Диалог 2.             1 ученик. ­ Зайчик, где ты был?             2 ученик. ­ В лесок бегал осиновой коры погрызть.             1 ученик. ­ Ой, она же горькая!             2 ученик. ­ Зимой так проголодаешься, что она слаще морковки покажется!             Диалог 3.             1 ученик. ­ Юля, что ты сидишь обиженная?             2 ученик. ­ Я попросила у Юры юлу, а он не дал. 1 ученик. – А ты когда будешь просить, не забудь сказать волшебное слово.             2 ученик. ­ Я не знаю, что это за слово?             1 ученик. ­ Это слово ­ пожалуйста!             Оценивание чтения ребят. Дети аплодируют наиболее громко тем, чьё чтение им особенно понравилось. Фрагмент   урока   русского   языка   во   2   классе  по   теме   «Правописание суффиксов ­ёнок­, ­онок­»  Цель урока: научить учащихся выделять, находить суффиксы в словах, правильно Деятельность учащихся писать суффиксы ­ёнок­, ­онок­. Деятельность учителя II . Актуализация опорных знаний. ­   Я   предлагаю   вам   поработать   в парах. У вас на столах список слов. Посмотрите и попытайтесь ответить на   вопрос:   когда   в   словах   пишется           суффикс ­ёнок­, а когда Некоторые   дети   затрудняются ­онок­ ?   Обратите   внимание   на ответить   на   вопрос,   другие произношение звуков, стоящих перед суффиксами. лосёнок тигрёнок мышонок волчонок высказывают своё мнение. ­   Суффикс ­онок­ пишется   после твёрдых   согласных   звуков   или ч. Суффикс ­ёнок­ пишется после мягких бельчонок гусёнок Фрагмент урока математики по теме «Название и запись 3­значных чисел»   Цель урока: научить читать и записывать трёхзначные числа, представлять их в согласных, кроме ч. виде суммы разрядных слагаемых Деятельность учителя Деятельность учащихся III . Постановка учебной задачи. ­   А   теперь   я   предлагаю   вам поработать в парах. Не забывайте о правилах   работы   в   паре   и прислушивайтесь   к   мнению   соседа. Замените   суммой   разрядных слагаемых   это   число   –   236 (не называя,   показываю   рукой   на доску). ­ Все сделали? ­ Почему не смогли сразу заменить? В чём трудность?   ­   Значит,   чему   мы   сегодня   будем учиться?         ­ Нет. ­   Мы   с   такими   числами   раньше   не работали. Мы работали с двузначными числами и круглыми сотнями. ­ Будем учиться заменять такие числа.

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Педагогическая мастерская  «Реализация технологии    деятельностного метода на уроках в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2019