ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
30.05.2017
Начальная школа на современном этапе характеризуется рядом тенденций: разрабатываются вариативные подходы к обучению младших школьников, педагогики приобретают свободу для творческого поиска. Но, несмотря на положительные факторы развития системы образования, существует и ряд проблем, одной из которых является эмоциональное неблагополучие младших школьников, которое проявляется в образовательной деятельности. В статье рассматривается вопросы педагогической поддержки младших школьников с эмоциональным неблагополучием, раскрываются характеристики эмоционального неблагополучия и приемы педагогической поддержки учащихся.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
Жаркова Виктория Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г.Ангарска
Аннотация
В статье рассматривается вопросы педагогической поддержки младших
школьников с эмоциональным неблагополучием, раскрываются характеристики
эмоционального неблагополучия и приемы педагогической поддержки
учащихся.
Ключевые слова: стресс, эмоциональное неблагополучие, педагогическая
поддержка, условия поддержки, методы и приемы педагогической поддержки.
Важнейшей задачей современного образования является развитие
личности ребенка, сохранение его психического и физического здоровью,
развитие творческого потенциала. Начальная школа на современном этапе
характеризуется рядом тенденций: разрабатываются вариативные подходы к
обучению младших школьников, педагогики приобретают свободу для
творческого поиска и т.д. Но, несмотря на положительные факторы развития
системы образования, существует и ряд проблем, одной из которых является
эмоциональное неблагополучие младших школьников, которое проявляется в
процессе обучения.
По мнению Н.Н. Михайловой, дети младшего школьного возраста
находятся в ситуации повышенного эмоционального напряжения: им
необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при
физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних
требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень
психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребывание
учащихся в условиях стресса [5].
В число причин эмоционального неблагополучия младших школьников
входят нарушения сформированного стереотипа поведения, неправильное
построение режима дня,
противоречивость воспитательных тенденций,
неспособность справляться с учебной нагрузкой, трудности установления
взаимоотношений в коллективе. На этом фоне младший школьник активно
нуждается в педагогической поддержке.
Педагогическая поддержка – это особая технология образования и
воспитания, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и
взрослого, предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и
последующее самостоятельное решение им своей проблемы [2].
Эффективность педагогической поддержки, по мнению О.С. Газмана,
зависит от соблюдения ряда условий:
1. Согласие учащегося на помощь и поддержку (базируется на доверии к
учителю);
2. Ведущая роль ребенка в решении собственных проблем (учитель
помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь, но не
решает за ученика его проблему, только направляет его).
3. Конфиденциальность.
4. Доброжелательность и безоценочность (принятие ученика, отсутствие
сравнения его действий с действиями других детей).
5. Защита прав и интересов ребенка [2].
Педагогическая поддержка младших школьников с эмоциональным
неблагополучием ,как отмечает В.П. Бедерханова, может быть в двух формах:
индивидуальной и групповой.
Индивидуальная форма наиболее
предпочтительна для детей тревожных, имеющих страхи, застенчивых. Для
детей конфликтных важно использовать ресурсы межличностного
взаимодействия, поэтому эффективна групповая форма [1].
Н.П. Крылова считает, что характерной особенностью для всех групп
детей, имеющих эмоциональное неблагополучие, является защитный характер
поведенческих реакций. Младший школьник эмоционально зависим от учителя,
потому что внутренне ищет поддержки, хотя и не всегда может ее попросить.
Поэтому так важно для учителя начальных классов знать разные приемы и
техники, помогающие оказывать поддержку учащимся [4].
Созданию ощущения успешности у детей способствуют такие приемы как:
1. Прием снятия страха – «Ничего страшного..», «Все в порядке..»;
2. Прием скрытой поддержки – «Ты же помнишь, как…»;
3. Авансирование «У тебя получится»;
4. Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться»;
5. Повышение мотивации – «Нам это нужно для…»;
6. Оценка деталей.
К техникам экстренного педагогического воздействия в ситуации
привлечение ребенком внимания учителя относятся:
Прием игнорирования демонстративного поведения;
Прием установления контакта глаз;
Прием упоминания имение учащегося в процессе объяснения материала;
Приемы секретных знаков;
Прием письменных замечаний;
Прием неожиданных реакций (выключить свет, изменить голос, замолчать и
т.д.) [5]. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны К.
Роджерсом. Он считает основной задачей педагога помощь ребенку в его
личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда
должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс
утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для
индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими
положениями:
на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать
детям свое полное доверие к ним;
учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и
задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся
в отдельности;
учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация
к учению;
учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к
которому всегда можно обратиться за помощью;
важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный
настрой группы и принимать его;
учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
он должен открыто выражать в классе свои чувства;
должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать
чувства и переживания каждого школьника;
учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности [6].
Таким образом,
педагогическая поддержка является важнейшим
инструментом, с помощью которого учитель способен оказывать помощь ребенку
в случаях эмоционального неблагополучия. Результатом этого будет являться не
только гармоничное развитие личности ученика, но и развитие его
взаимоотношений с учителем на основе доверия и уважения.
Литература
1. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный
руководитель. 2000. №3. С. 3439.
2. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Мат. Всероссийской
конференция / Под ред. О.С. Газмана. М.: УВЦ «Инноватор», 1996. 76с.
3. Ерхова М.В. Обучаем педагогов навыкам педагогической поддержки школьников //
Педагогическая техника. 2008. № 2. С. 5166.
4. Крылова Н.Б. Психологическая, педагогическая и нравственная поддержка как
пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель.
2000. №3. С.92 104.
5. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки. Учебнометодическое пособие. М.: МИРОС,
2001. 208с. 6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. Группа
«Прогресс, «Универс», 1994. 480 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.