ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
Оценка 4.7

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
30.05.2017
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
Начальная школа на современном этапе характеризуется рядом тенденций: разрабатываются вариативные подходы к обучению младших школьников, педагогики приобретают свободу для творческого поиска. Но, несмотря на положительные факторы развития системы образования, существует и ряд проблем, одной из которых является эмоциональное неблагополучие младших школьников, которое проявляется в образовательной деятельности. В статье рассматривается вопросы педагогической поддержки младших школьников с эмоциональным неблагополучием, раскрываются характеристики эмоционального неблагополучия и приемы педагогической поддержки учащихся.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ Жаркова Виктория Владимировна,  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г.Ангарска Аннотация           В статье рассматривается вопросы педагогической поддержки младших школьников с эмоциональным неблагополучием, раскрываются характеристики эмоционального   неблагополучия   и   приемы   педагогической   поддержки учащихся.         Ключевые слова:  стресс, эмоциональное неблагополучие, педагогическая поддержка, условия поддержки, методы и  приемы педагогической поддержки.             Важнейшей   задачей   современного   образования   является   развитие личности   ребенка,   сохранение   его   психического   и   физического   здоровью, развитие   творческого   потенциала.   Начальная   школа   на   современном   этапе характеризуется   рядом   тенденций:   разрабатываются   вариативные   подходы   к обучению   младших   школьников,   педагогики   приобретают   свободу   для творческого поиска и т.д. Но,   несмотря на положительные факторы развития системы образования,   существует и ряд проблем, одной из которых является эмоциональное   неблагополучие   младших   школьников,  которое   проявляется   в процессе обучения. По   мнению   Н.Н.   Михайловой,   дети   младшего   школьного   возраста находятся   в   ситуации   повышенного   эмоционального   напряжения:   им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом   незрелом   организме.   Учебные   нагрузки,   несоответствие   внешних требований   психофизическим   возможностям   учащихся,   низкий   уровень психологической   готовности   к   школе   обусловливают   постоянное   пребывание учащихся в условиях стресса [5].  В   число   причин   эмоционального   неблагополучия   младших   школьников входят   нарушения     сформированного   стереотипа   поведения,   неправильное построение   режима   дня,     противоречивость   воспитательных   тенденций, неспособность   справляться   с   учебной   нагрузкой,   трудности   установления взаимоотношений   в   коллективе.   На   этом   фоне   младший   школьник   активно нуждается в педагогической поддержке. Педагогическая   поддержка   –   это   особая   технология   образования   и воспитания,  отличающаяся  от традиционных  методов обучения и  воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого,   предполагает   самоопределение   ребёнка   в   ситуации   выбора   и последующее самостоятельное решение им своей проблемы [2]. Эффективность   педагогической   поддержки,   по   мнению   О.С.   Газмана, зависит от  соблюдения ряда условий: 1. Согласие учащегося на помощь и поддержку (базируется на доверии к учителю); 2. Ведущая   роль   ребенка   в   решении   собственных   проблем   (учитель помогает   осознать   суть   проблемы,   предлагает   свою   помощь,   но   не решает за ученика его проблему, только направляет его). 3. Конфиденциальность. 4. Доброжелательность и безоценочность (принятие ученика, отсутствие сравнения его действий с действиями других детей). 5. Защита прав и интересов ребенка [2]. Педагогическая   поддержка   младших   школьников   с   эмоциональным неблагополучием ,как отмечает В.П. Бедерханова,  может быть в двух формах: индивидуальной   и   групповой.   Индивидуальная   форма   наиболее предпочтительна   для   детей   тревожных,   имеющих   страхи,   застенчивых.   Для детей   конфликтных   важно   использовать   ресурсы   межличностного взаимодействия, поэтому эффективна групповая форма [1]. Н.П.   Крылова   считает,   что   характерной   особенностью   для   всех   групп детей, имеющих эмоциональное неблагополучие, является защитный характер поведенческих реакций. Младший школьник  эмоционально зависим от учителя, потому что внутренне ищет поддержки, хотя и не всегда может ее попросить. Поэтому  так важно  для  учителя начальных    классов  знать разные приемы  и техники, помогающие оказывать поддержку учащимся [4].         Созданию ощущения успешности у детей способствуют такие приемы как: 1. Прием снятия страха – «Ничего страшного..», «Все в порядке..»; 2. Прием скрытой поддержки – «Ты же помнишь, как…»; 3. Авансирование  ­ «У тебя получится»; 4. Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться»; 5. Повышение мотивации – «Нам это нужно для…»; 6. Оценка деталей. К   техникам   экстренного   педагогического   воздействия   в   ситуации привлечение ребенком  внимания учителя относятся: ­ Прием игнорирования демонстративного поведения; ­ Прием установления контакта глаз; ­ Прием упоминания имение учащегося в процессе объяснения материала; ­ Приемы секретных знаков; ­ Прием письменных замечаний; ­ Прием неожиданных реакций (выключить свет, изменить голос, замолчать и т.д.) [5]. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки  разработаны К. Роджерсом.   Он   считает   основной   задачей   педагога   помощь   ребенку   в   его личностном   росте.   Педагогика,   по   его   мнению,   сродни   терапии:   она   всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает,   что   учитель   может   создать   в   классе   нужную   атмосферу   для индивидуального   развития,   если   будет   руководствоваться   следующими положениями:   на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;  учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;  учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;  учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;   учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;  учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;  он должен открыто выражать в классе свои чувства;  должен   стремиться   к   достижению   эмпатии,   позволяющей   понимать чувства и переживания каждого школьника;  учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности [6]. Таким   образом,   педагогическая   поддержка   является   важнейшим инструментом, с помощью которого учитель способен оказывать помощь ребенку в случаях эмоционального неблагополучия. Результатом этого будет являться не только   гармоничное   развитие   личности   ученика,   но   и   развитие   его взаимоотношений с учителем на основе доверия и уважения. Литература 1. Бедерханова  В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. 2000. №3. С. 34­39.  2. Воспитание  и педагогическая  поддержка  детей в образовании. Мат. Всероссийской конференция  / Под ред. О.С. Газмана. М.: УВЦ «Инноватор», 1996.  76с.  3. Ерхова М.В. Обучаем педагогов навыкам педагогической поддержки школьников // Педагогическая техника.  2008.  № 2.  С. 51­66. 4. Крылова   Н.Б.   Психологическая,   педагогическая   и   нравственная   поддержка   как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. №3.  С.92 ­104.  5. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки. Учебно­методическое пособие. М.: МИРОС, 2001.  208с. 6. Роджерс  К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.  М.: Изд. Группа  «Прогресс, «Универс», 1994.  480 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017