Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Адаптация 5 класса. 3 ноября 2015 г.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В
пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителяпредметники, преподающие новые дисциплины в разных
кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней
напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной
жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот,
развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится
недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы
подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
Разные требования со стороны учителейпредметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и
словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества изза отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое
внимание.
Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.
Изучение классного коллектива.
Знакомство с родительским коллективом.
Организация сотрудничества с учителями предметниками в процессе адаптации.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях.
Разговор с учителем начальных классов Семенюк Г.Е. о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности.
посоветоваться, откровенно поговорить.
Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность
Проведены классные часы:
1
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
1.
2.
2.
1.
3.
4.
учащимся школы )
«Первый раз в пятый класс »
«Каким я вижу этот учебный год» (запись в кружки, распределение обязанностей в классе, о единых требованиях к
«Домашние задания: как организовать свою работу дома» (на уроках географии)
«Я иду в школу…….» (Анкетирование на тему: адаптация пятиклассников, мотивация обучения, тревожность)
Анкетирование «Давай дружить!» (выявление межличностных отношений в классе, состояние воспитательной работы)
Знакомство с родительским коллективом.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
успеваемость учащихся и поведение
На родительском собрании предварительно проведена беседа об адаптации детей при переходе в среднее звено, Текущая
В конце четверти проведено анкетирование родителей по адаптации.
Организация сотрудничества с учителями предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к
учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к
классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какиелибо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об
успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителямипредметниками следила за
успеваемостью.
1. Два ученика задействованы в кружковой работе (спортивный). Принимают активное участие в школьной жизни (конкурсы, вечера) их
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
внеклассная деятельность очень активна.
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5го класса к новым условиям обучения как средний.
Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: физкультура, обж, география, изо и технология.
Наибольшую трудность вызывают такие предметы как английский язык, математика и русский язык.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5го класса к процессу обучения в средней школе:
у большинства учащихся 5го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво
хорошее настроение и успеваемость на уровне 4го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
23