Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"
Оценка 4.6

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
23.04.2017
Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества.В школе экологическое образование носит межпредметный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др.
Экологическое воспитание школьников на уроках.doc
Экологическое воспитание школьников на уроках                                                   Природа неслышно уходит от нас.                                                                Уходит, как девочка с праздника                                                    Уходит. Никто ей вдогонку не послан                                               Стыдливо и молча  уходит от нас. взрослых. В. Шефнер В   последнее   время   все   большее   внимание   уделяется   экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы   развития   цивилизации.   Экология   одна   из   самых   актуальных   наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества. Гигантская   техническая   мощь   современного   человечества   и   быстрый   рост численности   населения   на   планете,   получивший   название   «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная   деградация   природы.   Эти   разрушения   затрагивают   не   только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы. Человечество подходит к пределу, угрожающему его выживанию.   В   школе   экологическое   образование   носит   межпредметный   характер   и   рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако школьная география по   сравнению   с   другими   учебными   дисциплинами   отличается   большей экологизацией.   В   школьном   образовании   курс   географии   –   единственный предмет,   рассматривающий   экологические   проблемы   на   3­х   уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого.   В начальных классах ребенок на уроках окружающего мира, природоведения расширяет   свои   знания   о   компонентах   природы,   о   цикличности   явлений   в природной   среде.   В   среднем   звене   школы,   когда   формируется   абстрактное мышление,   он   осознает   необходимость   решения   экологических   проблем, многообразие отношений «человек – природа», последствия этих отношений. В старших   классах,   владея   такими   мыслительными   операциями,   как   анализ, обобщение,   сравнение   и   т.   д.,   учащийся   может   оценить   хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути их решения. Практически   на   любом   уроке   географии   необходимо   затрагивать   вопросы экологической   тематики.   В   каждом   курсе   географии   присутствует экологическая направленность. Большое   воспитательное   значение   по   формированию   экологического мировоззрения   имеют   такие   темы   как,   например:   «Загрязнение   окружающей среды и экологические проблемы»; «Атмосфера»; «Литосфера»; «Гидросфера и меры   борьбы   с   их   загрязнением»;   «Глобальные   проблемы   человечества»   и многие   другие.   В   курсе   физической   географии   6   класса   начинается формирование представления о географии как науки о Земле и обществе. Через все   уроки   географии   в   6   классе   красной   нитью   проходит   экологическое образование   и   воспитание   учащихся.   При   изучении   темы   «Горные   породы» рассматриваются   вопросы   о  стихийно  разработанных   местах  добычи  песка   и глины.  Делая  небольшое,  на  первый  взгляд, безобидное  углубление  в  земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются.   Их   деятельность   вызывает   размыв   почв   и   образование эрозионного   рельефа.Так,   изучая   в   7   классе   тему   «Типы   климата»,   ученики знакомятся   с   антропогенным   влиянием   на   глобальные   и   региональные климатические процессы.  Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как   изменяется   состав   воздуха   в   результате   хозяйственной     деятельности человека?   Какое   влияние   оказывает   загрязненный   воздух       на   различные компоненты   природы?   К   чему   приводит     исчезновение   растительности   с поверхности Земли? Например: творческое задание на уроке: заполнить таблицу: создание системы водохранилищ на Волге. Положительные аспекты (хорошо)   Отрицательные аспекты (плохо)   Такие задания можно выполнять по подавляющему большинству тем, связанных с   хозяйственной   деятельностью   человека.   Задания   такого   рода   помогают формировать   у   школьников   умение   анализировать,   сравнивать,   обобщать   и делать   выводы.    В   курсе   физической   географии   России   получают   своё дальнейшее   развитие   основные   направления   экологического   образование: рациональное   использование   природных   ресурсов,   влияние   деятельности человека   на   природу,   взаимосвязь   между   здоровьем   человека   и   состоянием окружающей среды и т. д. Система знаний о рентабельности, рациональности, воспроизводстве и т. д. в курсе экономической и социальной географии Россия занимает   ведущее   место   в   воспитании   таких   качеств   личности   как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности. Одной из главных особенностей экологического воспитания   в   курсе   экономической   и   социальной   географии   мира(10   класс) является   обобщение   ранее   усвоенных   знаний   о   взаимодействии   природы   и проблем,   затрагивающих   жизненные   интересы   всех   стран и   народов   и требующих совместных действий всех государств. С целью развития интереса учащихся к проблемам окружающей среды им были предложены задания с дальнейшей их оценкой: Прослушайте   текст.   Перечислите   неправильные   действия,   которые 1. Найти   в   каких­либо   печатных   изданиях   (газетах,   журналах,   книгах) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Сформулировать свое отношение к этой публикации.  2. совершили ребята в отношении природы. Как поступили бы вы?  3. Используя свой опыт, придумайте (или опишите) ситуацию, в которой по вине человека страдает природа (ее обитатели).  4. Охарактеризуйте экологическую обстановку:  а) около дома;  б) около ближайших предприятий, учреждений, магазинов;  в) в ближайшем парке, лесу, на речке, озере, пруду Большинство учащихся отмечают проблему вырубки лесов, загрязнения лесов человеком,   проблему   плохого   состояния   мусорных   свалок.   Дети   отмечают истребление   человеком   животных,   уничтожение   растений.   Отмечает   также проблему образования озоновой "дыры".    Практически на каждом уроке желательно   обращать внимание школьников либо   на   проблемы   малой   родины,   либо   –   большой,   при   этом   показывая   их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества.  Мероприятия, рекомендуемые для проведения в образовательных учреждениях: экологические   акции   и   праздники:   «День   леса»  (21  марта)  «День   Воды» (22 марта),  «День Земли» (22 апреля), « День птиц» (апрель), « День защиты диких животных» (15 октября). В своей книжке « Маленький принц» Антуан де Сент­ Экзюпери пишет: « Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, приведи себя   в   порядок   и   сразу   же   приведи   в   порядок   свою   планету…»   Это   очень скучная работа, но совсем не трудная и важная. Очень хочется верить в то, что всё большее число взрослых и детей будут следовать этому правилу. В   современной   школе   нет   предмета   «Экология»,   но   есть   раздел   «Химия   и экология». Именно о химии говорят, как о виновнице плохой экологической обстановки.   Большинство   экологических   бед   происходит   из­за   загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. . Ведь только ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником». Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами. Одной из главных задач экологического образования школьников   является   приобщение   их   к   исследовательской   работе,   развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Демонстрационный опыт «Очистка воды от содержащихся в ней солей и примесей». При   изучении   темы   "Первоначальные   химические   понятия"   я   считаю необходимым   дать   ряд   понятий   природо­охранительного   характера: загрязнители,   источники   загрязнений,   современные   способы   очистки   веществ (отходов) в промышленности. Для получения различных химических веществ добывается   огромное   количество   горных   пород,   но   только   10   %   сырья, извлекаемого из недр планеты, превращается в готовую продукцию, остальные 90   %   ­   отходы,   загрязняющие   окружающую   среду.   А   ведь   объем   добычи полезных ископаемых в мире удваивается каждые 15 лет. (13)  При изучении темы " Кислород. Оксиды. Горение. " я ставила цель: " Подвести учащихся к пониманию здоровья человека, как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды. Научить их   определять   масштабы   загрязнений   и   предвидеть   возможные   последствия этого процесса для природы и человека Тема: Кислоты. Кислотные дожди наносят огромный вред лесам. Особенно чувствительны   к   повышенной   кислотности   деревья   хвойных   пород.   В местностях,   где   химические   заводы   выбрасывают   в   атмосферу   кислотные оксиды, хвоя приобретает желтый цвет и быстро опадает. У лиственных пород изменяется   окраска   листьев,   преждевременно   опадает   листва,   гибнет   часть кроны, повреждается кора. Эти симптомы часто сопровождаются вторичными поражениями   насекомых   и   болезней   деревьев.   Не   происходит   естественное возобновление хвойных и лиственных лесов. Косвенно страдает здоровье людей: Всё   сказанное   подкрепляется   презентациями   и   видеосюжетами   (ученик   не только слышит, но и видит отрицательное воздействие во всех «красках» Элементы V группы ­ азот и фосфор, истинные биогены. Их содержание по 10 ­1  %.  Они,  как   и   углерод,   образуют   живое   вещество   биосферы.   Их   аналог   ­ мышьяк  (   10­6  %   )   в   больших   концентрациях   вызывает   нарушение   тканевого дыхания   и   снижение   энергетических   ресурсов   клетки;   закисление   организма (ацидоз),   развивающееся   вследствие   угнетения   окислительных   процессов   и накопления   в   тканях   кислот   и   других   кислых   продуктов   обмена;   изменение толщины стенок сосудов, расстройство сердечной деятельности; обезвоживание организма и потерю солей; нарушение транспорта кислорода из­за включения мышьяка в молекулу гемоглобина (развивается анемия).  Лабораторный опыт «Сравнение чистой и загрязненной воды по запаху, цвету, прозрачности,   рН,   наличию   осадка   после   отстаивания».   Окислительно­ восстановительные   реакции   как   источники   появления   токсичных   веществ   в природной бреде. Предельные   углеводороды.   Двойственная   роль   метана   в   биосфере:   источник углерода   для   метаноокисляющих   бактерий   и   загрязнитель­разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны ­ загрязнители окружающей среды. Непредельные углеводороды. Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязнителей природной среды. Ароматические   углеводороды.   Влияние   ядохимикатов   на   наследственность человека. Биологические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками. Природные   источники   углеводорода.   Загрязнение   биосферы   продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы. Кислородсодержащие органические соединения. Токсичность спиртов. Этанол ­ социальный токсин. Метанол ­ топливо будущего. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы. Моими   экологическими на   уроках   химии   являются: Сформировать у школьников экологическую компетентность, направленную на положительное отношение к экологии окружающей среды. – создание системы непрерывного экологического образования;   формирование у учащихся общественной позиции;  – выявление связи между теоретической и научно­практической деятельностью;  – формирование основ здорового образа жизни;   целями ­   формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология, химия – экономика, химия – социология). Я стараюсь постоянно вовлекать школьников в самостоятельную, творческую работу: Конкурсы рисунков, плакатов, листовок, эмблем, стенгазет на экологические темы. Подготовка   сообщений,   рефератов,   докладов,   исторических   справок,  мини­ сочинений.   По   ходу   объяснения   материала   или   во   время   опроса   часто   провожу «экологические минутки» и, чтобы усилить эмоциональное воздействие, чтобы сказанное запало в душу, я использую стихотворные строки: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. В этой связи представляют интерес задания следующих типов:  1 тип ­ Задания, имеющие несколько решений (ответов), из которых учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией.  Такие   задания   позволяют   подвести   учащихся   к   оценке   «добра»   и   «зла»   в отношении природы в целом или ее отдельных объектов.  2 тип ­ Задания, требующие от учащихся выработки самостоятельного решения по какой­либо экологической проблеме.  3 тип ­ Задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер.  4 тип ­ Задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной   среде   естественно   или   вызванных   хозяйственной   деятельностью человека.    На таком уроке как «Экологические факторы» в 9 классе ребята учились увидеть   связь   живых   организмов   с   окружающей   природой,   делали   выводы   о пагубном   влиянии   человека   на   взаимосвязь   биологической   среды   мира, выстраивая   цепи   эволюционного   развития   живой   оболочки   Земли.   Учащиеся предлагали пути решения отрицательного влияния человека на каждом витке истории. На других  уроках ребята учились решать проблему  экологии своего края, рассмотрели загрязнение воды, почвы, уничтожение лесных ресурсов.

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"

Педагогическая статья: "Экологическое воспитание школьников на уроках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017