Педагогическая статья на тему: "Исследовательская деятельность как эффективный ресурс в организации работы с одарёнными детьми"
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
родителям
Взрослым
15.01.2017
Выявление одарённых детей, организация системной работы с ними - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Самой полезной, нелегкой и захватывающей стороной совместной деятельности учителя и обучающегося становится исследовательская работа. Исследовательская деятельность приобщает детей к исследовательскому поиску, прививает вкус к исследовательской работе, развивает творческое мышление. Такую форму работы можно использовать как в урочное, так и в неурочное время. Очень важно такую работу проводить в системе.
Исследовательская деятельность с одаренными детьми.doc
Никольская Т.В., учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
Тема моего выступления:
Исследовательская деятельность как эффективный ресурс
в организации работы с одарёнными детьми
Выявление одарённых детей, организация системной работы с ними одна из главных
задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации
российской системы образования.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающемуся обнаружить то,
что в нем заложено, а не обучать его, «придавая» определенную форму, придуманную кем
то раньше. Эти способности необходимо развивать с помощью определенной системы
работы педагога и учебного заведения в целом, и что важно, вместе с родителями
обучающегося.
Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа.
Исследовательская деятельность приобщает детей к поиску, прививает вкус к
исследовательской работе, развивает творческое мышление. Такую форму работы можно
использовать как в урочное, так и в неурочное время. Очень важно такую работу проводить
в системе.
Необходимо напомнить, что под исследовательской деятельностью в современное
время понимается в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее
из различных источников, ставить цели, планировать и выбирать методы и способы
реализации намеченных целей, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Необходимо изымать информацию не только из книг, журналов, научной литературы, сети
Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира,
который скрывает в себе огромный объем «скрытой», для многих невидимой, информации.
Такое умение отбирать и обрабатывать новые сведения из окружающей нас
1 действительности необходимо сегодня человеку в повседневной жизни. Это связано с
постоянно меняющейся социальной действительностью, которая предлагает нам уже не
мир штамповых решений, а динамичный, быстро развивающийся, изменяющийся мир,
требующий от нас умения самостоятельно искать оптимальные, выгодные пути решения
все новых и новых возникающих проблем.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в
систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности
и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных
делах своего ребёнка.
Процесс реализации исследовательской деятельности проходит в несколько
этапов:
1 этап – предполагает выявление способных детей, желающих заниматься
исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика
уровня умений и навыков позволяющих заниматься исследовательской работой.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать
следующие умения:
Видеть проблему;
Задавать вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать определения понятиям;
Классифицировать;
Наблюдать;
Проводить эксперименты;
Делать выводы и заключения;
Структурировать материал;
Доказывать и защищать свои идеи.
2 этап – выбор темы предполагаемого исследования, постановка проблем, задач.
3 этап – индивидуальная (групповая) работа научного руководителя (как правило,
классный руководитель) с учеником. Идет сбор материала по теме исследования, работа в
2 библиотеке, знакомство с научной и научнопопулярной литературой, в музее и т. д.
Консультативная помощь – одно из главных правил для учителя: не делай за ученика то,
что он может сделать самостоятельно.
4 этап – оформление выполненных исследовательских работ.
5 этап – публичное представление работ на школьных, городских конференциях.
Формирование исследовательской культуры у младших школьников идет на
протяжении всех 4х лет обучения в начальной школе.
Поэтому с первого класса начинаем вовлекать своих учащихся в мини
исследования, включаем этот вид деятельности во все образовательные области начальной
школы. В первом и втором классе работы могут носить коллективный характер, тематика
определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это
приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им
интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь
“подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
В исследовательской работе одну их главных особенностей являются результаты.
Их очень важно уметь представить лаконично, логично, последовательно.
Необходимо заметить, что научные исследования имеют свои трудности в реализации:
данная работа занимает большое количество времени. Огромную роль также играет
личность педагога. То, насколько он готов принимать новые знания, идти за своим
учеником, а не навязывать свой путь, настолько его ученик продвинется в развитие своей
одаренности.
Хотелось бы отметить те позитивные результаты, которые возникают у ребят
занимающихся исследовательской деятельностью. Вопервых, это развитие устной и
письменной речи, ораторских и творческих способностей, коммуникативных умений, столь
3 необходимых для представления собственных результатов исследовательской
деятельности. Вовторых, у детей развивается интеллект, это позволяет интегрировать
знания из различных областей знаний при формулировании выводов, а также
самостоятельность при выборе решений проблемных ситуаций.
4
Педагогическая статья на тему: "Исследовательская деятельность как эффективный ресурс в организации работы с одарёнными детьми"
Педагогическая статья на тему: "Исследовательская деятельность как эффективный ресурс в организации работы с одарёнными детьми"
Педагогическая статья на тему: "Исследовательская деятельность как эффективный ресурс в организации работы с одарёнными детьми"
Педагогическая статья на тему: "Исследовательская деятельность как эффективный ресурс в организации работы с одарёнными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.