Устич Наталья Алексеевна, преподаватель иностранного языка ГБ ПОУ «ВПТ», Волгоградская обл., г.Волжский.
Вплотную подойти к человеку другой культуры, другого специального уклада и, глядя этому собеседнику прямо в глаза, вложить ему свою выполненную и выстраданную жизнью правду - разве же это не чудо?»
Павел Антокольский
Проектная деятельность на уроках иностранного языка.
Я давно планировала заняться проектной деятельностью со своими студентами. Мне очень нравится, когда студенты ставят перед собой цель и затем идут к ней.
На этот раз перед нами была поставлена проблема: связаны ли иностранный язык (английский) и профессиональный рост в будущем и, если да, то как? Прежде всего, я выбрала для себя несколько кандидатур. Но, оказалось, что очень примерный студент не очень в это верит. Другой студент решил, что у него есть дела поважнее, чем заниматься какими-то проблемами. Неожиданно помощь пришла со стороны очень слабого студента, который признался, что понимает необходимость в знании иностранного языка и боится, что его нынешнее положение может помешать ему в будущем. Другой кандидат был вполне успешный студент, которому была интересна эта тема.
Итак, мы определили цель: выяснить - иностранный язык и профессиональное становление: вместе или врозь?
Затем поставили задачи:
1)провести анкетирование по следующим вопросам:
1)понимаете необходимость изучения английского языка для своей будущей профессии?
2)стараетесь изучить язык?
3)не желаете изучать язык?
Результаты не радовали:
1)понимают необходимость знаний языка для своей будущей профессии - 18,4%
2)стараются изучить язык - 55,2%
3)не желают изучать - 26,4%
А на вопрос: «Поможет ли им лично английский язык в их будущей профессиональной карьере?» только 20% ответили утвердительно.
2) где и что мы можем найти в качестве дополнительного материала, то есть наша информационная подготовка.
Конечно, была проведена большая индивидуальная и групповая работа. После многочисленных дискуссий мы создали свою небольшую презентацию и составили план выступления на конференции.
Ребята признались, что теперь они по-другому оценивают работу своих преподавателей и посмотрели на свою учебу как-бы со стороны. Если в результате нашего проекта даже несколько ребят изменят свое отношение к изучению иностранного языка, то работа была не напрасной.
Чтобы реально оценить, как наши студенты определяют связь иностранный язык - профессиональный рост, мы провели анкетирование среди групп 3 и 4 курсов специальности ЭВТ и выяснили, что из всех студентов:
1)понимает необходимость английского языка для своей будущей профессии - 18,4%
2)старается изучить язык - 55,2%
3)не желает изучать - 26,4%
А на вопрос: «Поможет ли им лично английский язык в их будущей профессиональной карьере?» только 20% ответили утвердительно. Результаты не радуют.
Есть случаи из реальной жизни. Мы знаем одного программиста, который не знал английский язык, но прекрасно владел своей профессией. Ему выпал шанс съездить в командировку в США, и за 4 месяца до нее он начал изучать английский язык при помощи человека-носителя языка. В итоге, командировка прошла успешно, а, заинтересовавшись, этот программист начал изучать английский уже самостоятельно. То есть, когда видишь конкретную цель для изучения чего-либо, процесс идет более продуктивно. Таким образом, мы видим, как иностранный язык, интегрируясь с техническими науками и производством, перерастает своего рода в «производительную силу».
На современном этапе ценным специалистом считается человек, в совершенстве владеющий своей профессией, умеющий работать с компьютером и знающий иностранный язык. В этом можно убедиться, просматривая объявления в газете о найме на работу. Знаем, что иностранные специалисты отвечают этим требованиям, а у нас инженер – это одно лицо, человек, работающий с компьютером – другое, а знающий иностранный язык – третий специалист. За последние 10 лет изменилось к лучшему положение с компьютерной грамотностью, а с иностранным языком, увы, осталось по – прежнему. И мы еще хотим на равных разговаривать с Западом!
Мы считаем, что в нашем техникуме много делается для того, чтобы интегрировать иностранный язык и профессиональные умения, показать их неразрывную связь.
Также в качестве примера мы можем показать работы, которые представляли участники конкурса профессионального мастерства «Системотехник-201…» для студентов средних специальных учебных заведений укрупненной группы специальностей 09.02.00 ОУ СПО Южного федерального округа, где номинация «Иностранный (Английский ) язык в профессиональной деятельности» наилучшим образом представляет взаимосвязь английского языка и будущей специальности. Такие конкурсы профессионального мастерства развивают у студентов творческое мышление, самостоятельность, связывают учебу с практикой. Ребята представляют результаты своего сотрудничества с преподавателями в курсе изучения иностранного языка и спец. дисциплин в своих учебных заведениях. Конкурс проводится ежегодно.
Только в нашем техникуме на старших курсах преподается такая учебная дисциплина как «Технический перевод», которая даст нам возможность читать техническую литературу в оригинале.
Итак, можно сделать следующий вывод:
Конечно, еще не все студенты понимают необходимость изучения иностранного языка, но доля тех, кто сознательно изучает иностранный язык и видит реальную область его применения, растет. Наша работа также является доказательством того, что мы все чаще задумываемся о своем будущем, какое место на рынке труда мы сможем занять, о том, каких профессиональных высот мы сможем достичь, в том числе с помощью иностранного языка. В нашем техникуме для этого созданы необходимые условия.
Литература:
1. Англо-русский толковый словарь по вычислительной технике - М. ЭКОМПаблишерз;
Бином. Лаборатория знаний, 2010.
2. Восковская А.С., Карпова Т.А. Наука и технология. Наука и ученые. Беседа о компьютерах. Ростов н\д, Феникс, 2011. Стр. 138-160
3.ЛакоценинаТ.П.Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов н\д: Изд-во «Учитель», 2008. – 256с.
Интернет-ресурсы:
1 Методика бинарного урока, Дергачева Галина Павловна, преподаватель спецпредметов:http://festival.1september.ru/
2 Нетрадиционные формы проведения урока, Т.С. Широбокова, преподаватель ГБОУ СПО «Колледж сервиса и туризма №29», г. Москва, http://oddom.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.