Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"
Оценка 4.8

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.04.2019
Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"
Огромную роль играет исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Проетная исследовательская деятельность.docx
Проектно­исследовательская деятельность в образовательном учреждении Введение  Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у  себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного  опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку ­ энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда ­ нежелание детей  учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения  человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет  подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно  лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Даёт ли такие  возможности современная школа?  Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в  структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные  умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника  должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик  должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение  учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи  (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной  работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только  тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов  превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в  исследовательской деятельности.  Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически  присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать  окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых  разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей.  Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое  желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все  сферы жизнедеятельности. Что такое исследовательская  деятельность учащихся? Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная,  познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре  соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью,  активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом  которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,  субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова  Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.­ с.45). Огромную роль играет  исследовательская деятельность в современных  школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию  «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для  развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений,  необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и  младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество.  Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и  полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования  активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место  занимает проектно­исследовательская деятельность. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо  направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации  учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые  основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на  их основе новых. Главная идея проектно­исследовательской деятельности ­ направленность учебно ­  познавательной деятельности на результат, который получается при решении  практической, теоретической, но обязательно личностно и социально ­ значимой  проблемы. Этот результат называется проект. Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность,  направленная на формирование у школьников определенной системы  интеллектуальных и практических умений. Проектно­исследовательская деятельность ­ это совместная учебно ­ познавательная, творческая или игровая деятельность,  имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на  достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности,  целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами  школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектно­исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к  обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой  вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта­исследования  обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы  становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача  достижения цели в определенных условиях. Главным компонентом проектно­исследовательской деятельности должен быть  интеллектуальный поиск, важнейшей частью ­ стадия мысленного решения  поставленной задачи. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что­то интересное  самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это  деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои  знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее  обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа  решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при  рассмотрении ее в определенной ситуации.  В   качестве   одной   из   важнейших   задач   современного   образования рассматривается   достижение   такого   уровня   образованности   обучающихся,   который был   бы   достаточен   для   самостоятельного   творческого   решения   ими   задач теоретического   и   прикладного   характера.   Эта   задача   обуславливает   необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен   в   широком   внешкольном   контексте,   зависит   его   будущее самоопределение.   Очень   часто   в   современной   педагогической   литературе   как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.          Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей),   необходимых   для   создания   какого­либо   сооружения   или   изделия   либо предварительный текст какого­либо документа или, наконец, какой­либо замысел или план. Исследование –   извлечь   нечто   «из   следа»,   т.е.   восстановить   некий   порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.   Исследование   –   процесс   выработки   новых   знаний,   один   из   видов познавательной деятельности человека.           Исследовательская   деятельность   обучающихся –   деятельность,   связанная   с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая   наличие   основных   этапов:   постановка   проблемы,   изучение   теории, посвящённой   данной   проблематике,   подбор   методик   исследования   и   практическое овладение   ими,   сбор   собственного   материала,   его   анализ   и   обобщение,   научный комментарий, собственные выводы.           Проектно­исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного   исследования,   предполагающая   выделение   целей   и   задач,   принципов отбора   методик,   планирование   хода   исследования,   определение   ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.          В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть   более   свободной,   гибкой,   в   ней   может   быть   значительно   больше   места   для импровизации.   Но   вместе   с   тем   исследовательское   обучение   должно   максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям: 1) стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; 2) непременно   измерять   все,   что   может   быть   измерено,   по   возможности   показывать численное отношение изучаемого к известному; 3) всегда определять место изучаемого в системе известного. Основными этапами проектной деятельности являются: ­   Определение   тематического   поля   и   темы   проекта,   поиск   и   анализ   проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; ­   Обсуждение   возможных   вариантов   исследования,   сравнение   предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; ­   Выполнение   запланированных   технологический   операций,   внесение   необходимых изменений; ­ Подготовка и защита презентации; ­ Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Основные этапы  исследования: ­ Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. ­ Постановка цели и конкретных задач исследования. ­ Определение объекта и предмета исследования. ­ Выбор метода (методики) проведения исследования. ­ Описание процесса исследования. ­ Обсуждение результатов исследования. ­ Формулирование выводов и оценка полученных результатов В   настоящее   классифицируется:  время   проектно­исследовательская   деятельность 1) по составу участников;  2) по целевой установке;  3) по тематике;  4) по срокам реализации. В практике используются следующие виды проектов: ­   исследовательско­творческие:   дети   экспериментируют,   а   затем   результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ­ ролево­игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по­своему поставленные проблемы); ­ информационно­практико­ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); ­ творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года. Вам необходимо организовать проектно­исследовательскую деятельность с обучающимися,  если Вы хотите: повысить мотивацию школьников к учению; расширить свой творческий потенциал; способствовать   развитию   личности   ученика:   его   интеллектуальных   способностей, самостоятельности,   ответственности,   умений   планировать,   принимать   решения, оценивать результаты; создать   условия,   в   которых   ученик,   опираясь   на   все   совместные   наработки,   ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия; способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни; наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления; получать удовольствие от своей профессиональной деятельности. Проект ­ это «пять П»: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое «П» проекта ­ это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Виды   презентаций   проектов: деловая   игра,   демонстрация   продукта, выполненного   на   основе   информационных   технологий,   инсценировка­диалог литературных   или   исторических   персонажей,   игра   с   залом,   научная   конференция, доклад,   пресс­конференция,   путешествие,   экскурсия,   реклама,   ролевая   игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д. Проектная деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на   практике.   Учитель   перестает   быть   «предметником»,   а   становится   педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.  Какие   именно   общеучебные   умения   и   навыки   формируются   в   проектной деятельности? Умения и навыки работы в сотрудничестве:  Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы     Менеджерские умения и навыки:     ­ Умение проектировать процесс (изделие).     ­ Умение планировать деятельность, время,  ресурсы.     ­ Умение принимать решения и прогнозировать  их последствия.     ­ Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.) Коммуникативные умения:  ­ Умение инициировать   учебное взаимодействие  со  взрослыми ­ вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. ­ Умение вести дискуссию ­ Умение отстаивать свою точку зрения ­ Умение находить компромисс ­ Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: ­ Навыки монологической речи ­ Умение уверенно держать себя во время выступления ­  Артистические умения ­  Умение использовать различные средства наглядности при выступлении ­ Умение отвечать на незапланированные вопросы Рефлексивные умения:  ­ Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний ­ Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения:  ­ Умение самостоятельно  изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;   ­   Умение   самостоятельно   находить   недостающую   информацию   в информационном поле; ­ Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); ­ Умение находить несколько вариантов решения проблемы;   ­   Умение   выдвигать   гипотезы;   ­   Умение   устанавливать   причинно­ следственные связи. Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая выбрана  ими самими. Исследовательская и проектно­исследовательская деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет  каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка  способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в  любой сфере человеческой культуры. Список использованной литературы 1. Аниськин В.Н. Структура и содержание проектной деятельности // журнал  «Стандарты и мониторинг в образовании» №4, 2004 (с.21­28). 2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся  исследовательской деятельности //Развитие исследовательской деятельности  учащихся. — М., 2001. — (Профессиональная библиотека учителя). 3. Intel Обучение для будущего. // Учебное пособие, 4­е изд. М., издательство  торговый дом «Русская редакция», 2004. 4. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно­ исследовательской деятельности //Развитие исследовательской деятельности уча­ щихся. — М., 2006. — (Профессиональная библиотека учителя). 5. Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской  деятельности учащихся //Завуч. — 2001. — № 1. — С. 93—119. 6. Лобанова Н.Е. Метод проектов в практике обучения //журнал «Химия в школе»  №4, 2005. 7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //  Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». 2000.  №21 (с.132). 8. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ  //Развитие исследовательской деятельности учащихся. ­ М., 2001. —  (Профессиональная библиотека учителя). 9. Начальная школа.№2.2007

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"

Педагогическая статья "Проектно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019