Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1
Оценка 5

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
05.05.2017
Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.Сопровождение для презентации "Критическое мышление"
Критическое мышление.docx
1 слайд Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма 2 слайд                                            “Важнейшая задача цивилизации –  научить человека  мыслить”. Эдисон Что же такое критическое мышление? КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной  точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.  Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и   выявлять   причины,   а   также   предполагает   рациональный   и   творческий   подход   к рассмотрению любых вопросов. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:    подготовительный  – стадия вызова; восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла); присвоение информации – стадия рефлексии. 3 слайд Стадия Вызов Осмысление содержания     Функции Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией,  стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по  теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Информационная (получение новой информации по теме).      Рефлексия 4 слайд Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению  информационного поля).  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,  выработка собственной позиции, оценка процесса) Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном   обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют,   трансформируют,   интерпретируют,   дискутируют,   наконец,   сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая. Модель построения уроков в технологии развития критического мышления Тип урока Работа с Работа с информационным художественным текстом тестом Взаимо­ обучение Урок­иссле­ дование Вызов Мозговой штурм;  кластер; рассказ;  подсказка, тонкие и толстые вопросы и  т.д. 5 слайд Осмысление Маркировка  текста; ведение различных  записей типа  двойных  Рассказ­ предположение  по ключевым словам (по  заголовку);  графическая систематизация  материала (кластеры и  таблицы), верные и  неверные утверждения,  перепутанные  логические цепочки,  словарная работа,  рассматривание  иллюстраций и т.п. Чтение с остановками;  маркировка текста;  дневник, поиск ответов  на поставленные в  первой части урока  Мозговой  штурм Верные­ неверные  суждения;  корзина  идей и т.д. Зигзаг  (мозаика) Заполнение  таблицы, поиск  ответов на  поставленные в  первой части 6 слайд дневников,  бортовых журналов и т.п. вопросы урока вопросы Рефлексия Возвращение к  кластеру 7 слайд Кластер, составление  словаря по тексту  произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам Сводная  таблица Предсказание В технологии критического мышления существует множество методических приемов для  реализации целей разных фаз базовой модели урока. Таблица «Знаем – Хотим узнать –  Узнаем» (З – Х – У) 8 слайд    На примере изучения темы «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе  обсуждения  темы   урока.  Затем  обучающиеся  читают  новый   текст,  пытаясь  найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал».   Располагаем   ответы   напротив   поставленных   вопросов.   Далее   обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать   сведения, понятия или факты   только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали   9 слайд “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких   объектов   по   нескольким   вопросам.   Таблица   строится   так:   по   горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.   10 слайд Прием «Составление кластера» Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются  смысловые единицы текста 11 слайд Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" Этот   прием   может   быть   началом   урока.   Учащиеся,   выбирая   "верные   утверждения"   из предложенных   учителем,   описывают   заданную   тему   (ситуацию,   обстановку,   систему правил).  Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме)   мы   возвращаемся   к   данным   утверждениям   и   просим   учащихся   оценить   их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Приём  «Толстые и тонкие вопросы» в методических материалах – виды вопросов Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от   него   однозначного   ответа.   В   раздаточных   материалах   классифицированы   вопросы. 12 слайд  Приём «Синквейн» это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.  Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится  по правилам: на слайде 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно  слово). Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. ( Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. 13 слайд   В заключение, хочу предложить  набросок   урока (по стадиям урока в  технологии развития критического мышления)    в пятом классе по теме «Треугольник». Стадии  урока Слай д Действия учителя Действия ученика Вызов № 20 В центре доски записываю  14 слайд Осмысление № 21   № 22 ключевое слово – треугольник, от  него рисую стрелки­лучи в разные  стороны к другим понятиям,  связанным с ключевым словом; от  них тоже расходятся лучи и т.д. 1 часть: класс разбивается на 6  групп. Выбрасывая кубик, каждая  группа получает одно из заданий,   которые записаны на сторонах  кубика.  В  процессе корректирую  работу учеников. Называют все слова, которые у  них ассоциируются со словом  треугольник. 1 часть: в течение некоторого  времени работают над  заданием, используя текст  учебника, либо  дополнительный материал. 2 часть: группы представляют 15 слайд 2 часть: заполняем  сводную  таблицу (можно одну общую на  доске либо распечатать каждому   ученику заготовку). свою информацию для  заполнения сводной таблицы. Рефлексия № 23 Обсуждаем записи, внесенные в  16 слайд таблицу.  Составляем синквэйм: Проговаривают усвоенные  знания. Отвечают  на вопросы: Треугольник. Равносторонний,  прямоугольный Обозначать, чертить,  измерять Бывает, что треугольник не существует. Фигура с тремя … .           Назовите тему урока одним  словом Назовите 2 прилагательных,  которые характеризуют  треугольник. Назовите 3 действия,  которые можно выполнять с  треугольником. Выразите в одном  предложении свое впечатление  о теме урока Как иначе можно назвать  треугольник? 17 слайд  Логические софизмы Кроме математических софизмов, существует множество других, например: логические.  Понять абсурдность таких утверждений проще, но от этого они не становятся менее  интересными. Очень многие софизмы выглядят как лишенная смысла и цели игра с языком; игра, опирающаяся на многозначность языковых выражений, их неполноту,  недосказанность, зависимость их значений от контекста и т.д. Эти софизмы кажутся  особенно наивными и несерьезными. 18 слайд Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога 19 слайд Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые.  Следовательно, пустое есть то же, что и полное». 20 слайд Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее.  Следовательно, вор желает хорошего 21 слайд Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики  развивает у учащихся:  логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение  проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее  решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее  воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и  ставить перед собой обдуманные цели.

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1

Педагогическая технология: "Критическое мышление", сопровождение презентации П1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017