ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)
Оценка 5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)

Оценка 5
Научные работы
doc
воспитание +1
05.08.2023
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ  ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)
Проблемно-модульное обучение предоставляет большие возможности для развития учащихся, его самообразования, предполагает поэтапное формирование умений, навыков и компетенций, активизацию самостоятельной учебной деятельности, подкрепленную самоконтролем. Приступая к изучению нового предмета, курса, темы, раздела, необходимо представить обучающимся весь его объём, показать, из каких элементов он состоит, как они взаимосвязаны, обозначить межпредметные связи, указать глубину проработки каждого учебного элемента, познакомить с порядком изучения модуля, четко сформулировать, что должен знать и уметь учащийся. При рассмотрении тем приводятся межпредметные связи. После изучения каждой темы сдается зачёт, а на лабораторно-практических уроках, уроках технологии учащиеся закрепляют теоретические знания практическими навыками и умениями.
05.08.2023.doc

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(г. Москва – г. Санкт-Петербург – г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. Я.А. Коменского,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,

Лауреат премии им. К.Д. Ушинского,

Заслуженный деятель науки РФ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)

 

2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

И

К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ

 

     Проблемно-модульное обучение предоставляет большие возможности для развития учащихся, его самообразования, предполагает поэтапное формирование умений, навыков и компетенций, активизацию самостоятельной учебной деятельности, подкрепленную самоконтролем.

     Приступая  к изучению нового предмета, курса, темы, раздела, необходимо представить обучающимся весь его объём, показать, из каких элементов он состоит, как они взаимосвязаны, обозначить межпредметные связи, указать глубину проработки каждого учебного элемента, познакомить с порядком изучения модуля, четко сформулировать, что должен знать и уметь учащийся. При рассмотрении тем приводятся межпредметные связи. После изучения каждой темы сдается зачёт, а на лабораторно-практических уроках, уроках технологии учащиеся закрепляют теоретические знания практическими навыками и умениями.

     Модульная педагогическая технология обучения позволяет интегрировать и дифференцировать содержание обучения путём группировки учебных проблемных модулей, обеспечивающих разработку учебного курса в полном, сокращённом и углублённом вариантах, самим учащимся выбирать тот или иной вариант в зависимости от уровня обученности; сократить курс обучения без особого ущерба полноте и глубине овладения им. Каждый проблемный модуль имеет собственную структуру, отражающую цель, входной уровень, планируемые результаты обучения, включая в себя : чётко сформулированную задачу; учебный материал (в виде краткого или конкретного текста), сопровождаемый подробными иллюстрациями, наглядными пособиями; практические занятия для отработки необходимых навыков; контрольную работу (зачёт), соответствующую поставленным целям.

     Немаловажное значение в модульной педагогической технологии имеет проблемное обучение как педагогическая технология. Постановка учебной проблемы способствует развитию творческого мышления и интереса к предмету. Проблемные вопросы должны ставиться на каждом занятии, что побуждает  учащихся к их самостоятельному решению  на основе анализа, обобщений, систематизации и конкретизации знаний.

      Использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения позволяет строить образовательный процесс как личностно-ориентированный, на взаимодействии педагога и учащегося, повысить активность обучающихся, эффективность учебного процесса, коэффициент усвоения учебного материала, развить такие качества, как самостоятельность , уверенность в себе, ответственность.

     Основная цель современного российского образования – подготовка выпускника, квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося  в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. Происходящие в обществе изменения породили определённые проблемы: с одной стороны невостребованность выпускников  учреждений начального профессионального образования, а с другой- поиск и оптимальное использование условий и потенциальных возможностей профессионального образования, как учебно-производственной отрасли, для подготовки компетентных специалистов. Уже сейчас 80% профессий фактически изменили свое содержание, а некоторые исчезли совсем. Ежегодно устаревает 20-30 % знаний каждого специалиста.

     Одним из механизмов преодоления выявленных проблем и решения поставленных задач является введение в систему современного российского образования проблемно-модульных учебных программ, основанных на компетентностном  подходе. Дидактическая система проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, основанная на интеграции принципов проблемно-модульности, самоорганизации и контекстности, может обеспечить гарантированность формирования определённого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов. Проблемно-модульная учебная программа представляет собой определённый объём учебной информации, необходимой для выполнения конкретной деятельности и формирования профессиональной компетентности. Проблемно-модульная учебная программа рассматривается как инструмент и средство самообразования учащихся. Структурирование учебного материала, наличие вопросов для закрепления, постановка проблемных вопросов дают возможность интеграции разных видов и форм обучения. Это позволяет использовать самоконтроль и самооценку результатов учебной деятельности.

     Эффективность педагогической технологии проблемно-модульного обучения связана с качеством учебного проблемного модуля, организационно-дидактической системой обучения, компетентностью педагога. Важнейшим ключевым методологическим вопросом проблемно-модульно-компетентностного обучения является качество образовательного процесса, учебной программы, которая осуществляется на основе следующих принципов: практичности, достоверности. Одной из важнейших особенностей проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, основанного на компетентности, является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования, как процесса получения и сбора данных  и показателей уровня компетентности, которые сравнивают с заранее установленным эталоном. Оценка, при этом, должна определяться на основе предварительно установленных критериев, с которыми ознакомлены учащиеся.

     Основным требованием к разработке критериев оценки  являются: соответствие описанию проектируемой компетентности и результатам учебно-профессиональной деятельности; обладание позитивной направленностью на удовлетворенность от процесса обучения.

     Проблемно-модульно-компетентностный подход решает задачу  формирования у обучающихся необходимой учебной и профессиональной компетентности, даёт возможность управлять качеством подготовки выпускников и квалифицированных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.

2.                 Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. - № 1. – С. 19 – 54.

3.                 Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.

4.                 Арстранов М.Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М.Г. Гарунов, Ш.С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 79 с.

5.                 Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

6.                 Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987.- 80 с.

7.                 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.

8.                 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

9.                 Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. – М., 1948. – Т.1. – С. 126.

10.             Беспалько В.П. Основы теорий педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 204 с.

11.             Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. – 336 с.

12.             Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. – 1951. - № 36. – С. 3 – 28.

13.             Васильева Т.В. Модули самообразования //Вестн. высш. шк. – 1988. - № 6. – С. 86 – 87.

14.             Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. 1957. - 6. С. 58 59.

15.             Гессен С.И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 400 с.

16.             Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

17.             Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. 102 с.

18.             Кант И. Критика чистого разума. – Петроград, 1915. – С.64 – 65.

19.             Кант И. Соч.: в 6 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 280 – 281.

20.             Кара-Мурза С.С. Манипуляция сознанием. – Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 176 с.

21.             Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 193 с.

22.             Копнин П.В. Логические основы науки. – Киев: Наукова думка, 1988. – 283 с.

23.             Кудрюмова И.А. О математических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. – 1983. - № 3. – С. 25 – 30.

24.             Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. 377 с.

25.             Ленин В.И. Два приёма споров и борьбы //Полн.собр.соч. – Т. 24. – С. 166 – 168.

26.             Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.

27.             Ленин В.И. Спорные вопросы // Полн. собр. Соч. – Т. 23. – С. 65 – 90.

28.             Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 181 с.

29.             Марев И. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 224 с.

30.             Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 544; Т. 23. – С. 25.

31.             Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.

32.             Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.

33.             Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.

34. Павлов А.К. Академические записки: Избранное (Часть I): Публикация / https://znanio.ru/media/akademicheskie-zapiski-izbrannoe-publikaciya-chast-i-2869242. - 144 с.

35. Павлов А.К. Адаптивно-развивающая педагогическая технология проблемно-модульного обучения учащихся в средней общеобразовательной школе//https://znanio.ru/adaptivno-razvivayushaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-problemno-modulnogo-obucheniya-uchashihsya-v-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkole-nauchno-metodicheskaya-statya-po-pedagogike-2813978.html

36. Павлов А.К. Адаптивно-развивающий проблемно модульный урок как актуальная научно-практическая педагогическая проблема: Научно-методическое пособие по педагогике / https://znanio.ru/media/adaptivno-razvivayushij-problemno-modulnyj-urok-kak-aktualnaya-nauchno-prakticheskaya-pedagogicheskaya-problema-nauchno-metodicheskoe-posobie-po-pedagogike-2818341.html

37. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. 149 с.

38. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.

39. Павлов А.К. Научно-методологические и научно-методические основы базовой инновационной адаптивной модели организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической технологии проблемно-модульного обучения в изучении общественных наук на примере истории // https://znanio.ru/media/nauchno-metodologicheskie-i-nauchno-metodicheskie osnovy-bazovoj-innovacionnoj-adaptivnoj-modeli-organizacii-i-osushestvleniya-uchebno-poznavatelnogo-processa-v-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obuc- nauchnaya-statya-2790285.html

40. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.

41. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.

42. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

43. Павлов А.К. Общедидактический принцип проблемно-модульности в педагогической технологии проблемно-модульного обучения: Тенденции и перспективы развития https://znanio.ru/media/obshedidakticheskij-princip-problemno-modulnosti-v-pedagogicheckoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-tendencii-i-perspektivy-razvitiya-nauchno-metodicheskaya-statya-2784352.html

44. Павлов А.К. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по педагогической технологии проблемно-модульного обучения // https://znanio.ru/media/organizaciya-i-provedenie-opytno-eksperimentalnoj-raboty-po-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-nauchno-metodicheskaya-statya-2790282.html

45. Павлов А.К. Педагогические особенности реализации универсальной базовой инновационной адаптивной модели проблемно-модульного обучения //https://znanio.ru/media/pedagogicheskie-osobennosti-realizacii-universalnoj-bazovoj-innovacionnoj-adaptivnoj-modeli-problemno-modulnogo-obucheniya-nauchno-metodicheskaya-praktiko-orientirovannaya-statya- 2791142.html

46. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. Петрозаводск, 2018. 68 с.

47. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. 85 с.

48. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.

49. Павлов А.К.  Педагогическая технология на уроках истории и обществознания средствами проблемного диалога: Из опыта работы // https://znanio.ru/media/pedagogicheskaya-tehnologiya-na-urokah-istorii-i-obshestvoznaniya-sredstvami-problemnogo-dialoga-iz-opyta-raboty-nauchnaya-statya-2782993.html

50. Павлов А.К. Педагогическая технология развивающего проблемно-модульного обучения и её творческий потенциал в преподавании общественных учебно-познавательных дисциплин в средней школе // https://znanio.ru/media/pedagogicheskaya-tehnologiya-razvivayushego-problemno-modulnogo-obucheniya-i-eyo-tvorcheskij-potencial-v-prepodavanii-obshestvennyh-uchebno-poznavatelnyh-disciplin-v-srednej-shkole-nauchno-metodicheskaya-statya-2809711.html

51. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.

52. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

53. Павлов А.К. Применение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в практической работе средней общеобразовательной школы //https://znanio.ru/media/primenenie-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-v-prakticheskoj-rabote-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoly-nauchno-metodicheskaya-statya-2798420.html

54. Павлов А.К. Проектно-творческая (Исследовательская) деятельность обучающихся как средство реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения // https://znanio.ru/media/proektno-tvorcheskaya-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayushihsya-kak-sredstvo-realizacii-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-nauchno-metodologicheskaya-metodicheskaya-statya-2785021.html

55. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.

56. Павлов А.К. Теория и практика адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогическая технология: Практико-ориентированная монография по педагогике /https://znanio.ru/media/teoriya-i-praktika-adaptivno-razvivayushego-problemno-modulnogo-obucheniya-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-praktiko-orientirovannaya-monografiya-po-pedagogike-2813977.html. – 211 с.

57. Павлов А.К. Технология адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения в современной педагогике средней общеобразовательной школы: общедидактический практико-ориентированный аспект: Научно-методическая практико-ориентированная разработка / https://fond21veka.ru/publication/19/41/470161/ Серия С №470161 21 января 2023г. – 34 с.

58. Павлов А.К. Элементы технологии проблемно-модульного обучения в педагогическом опыте // https://znanio.ru/media/elementy-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-v-pedagogicheskom-opyte- nauchno-metodicheskaya-statya-2790278.html

59. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.

60. Павлов И.П. Полн. собр. трудов. – М.-Л., 1936. – Т. 2.

61. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.

62. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 344 с.

63. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.

64. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.

65. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.

66. Шаталов        В.Ф.  Точка опоры.        Организационные основы экспериментальных исследований. М., 1990. 48 с.

67. Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. 1981. - 28. С. 12 14.

68. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.

69. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: «Швиеса», 1989. 271 с.

70. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.

71. Huczynski A. Enciclopedia of Management development Methode. England: Aldersnot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983 – 339 р.

Павлов Александр Константинович, - генеральный директор

Павлов Александр Константинович, - генеральный директор

Каждый проблемный модуль имеет собственную структуру, отражающую цель, входной уровень, планируемые результаты обучения, включая в себя : чётко сформулированную задачу; учебный материал (в виде краткого…

Каждый проблемный модуль имеет собственную структуру, отражающую цель, входной уровень, планируемые результаты обучения, включая в себя : чётко сформулированную задачу; учебный материал (в виде краткого…

Уже сейчас 80% профессий фактически изменили свое содержание, а некоторые исчезли совсем

Уже сейчас 80% профессий фактически изменили свое содержание, а некоторые исчезли совсем

Оценка, при этом, должна определяться на основе предварительно установленных критериев, с которыми ознакомлены учащиеся

Оценка, при этом, должна определяться на основе предварительно установленных критериев, с которыми ознакомлены учащиеся

Воронеж. ун-та, 1977. – 204 с

Воронеж. ун-та, 1977. – 204 с

Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям:

Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям:

Серия С №470161 21 января 2023г

Серия С №470161 21 января 2023г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2023