«Педагогические приемы в работе учителя географии»

  • doc
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала педаг. приемы.doc

 

 «Педагогические приемы в работе учителя географии»

В основе любой методической системы лежат педагогические приемы — наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся. Педагогические приемы - одна из наиболее интересных тем в методике преподавания географии.

В настоящей работе я хочу поделиться своим опытом применения различных педагогических приемов на уроках географии. Предлагаемые приемы позволяют творчески подойти к процессу преподавания и сделать уроки географии более увлекательными.

Начну с мотивации и целеполагания учебной деятельности. Значение мотивации на уроке велико. Ведь нужно пробудить интерес к уроку, к предстоящей работе, разбудить дух соревновательности (если это уроки обобщающего повторения).

 

Приемы начала урока:

 

Привожу цитату Ричарда Берда: «На краю нашей планеты лежит материк, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов». Вы узнали, что это за материк? Конечно, Антарктида!

 

Прием: целеполагание

Прием технологии критического мышления: знаю-хочу узнать-узнал

Предлагается ответить учащимся: Что ты знаешь по данной теме? Что бы хотел еще узнать?

Цель формулируется учащимися совместно с учителем, при этом используются слова-помощники: узнать, понять, научиться, сравнить, выявить, систематизировать( на уроках изучения нового); вспомнить, потренироваться, обобщить(на уроках закрепления и систематизации знаний). Такая работа способствует более конкретной формулировке цели самими учащимися. Постепенно осуществляется переход к индивидуальному целеполаганию.

 

Прием сравнения двух понятий

 

 Холодный фронт

Тёплый фронт

1. Образуется при вторжении холодного воздуха в область, занятую тёплым.

2. Проникает клином, выталкивая ТВ вверх.

3. Погода меняется быстро. Ливень, гроза, шквалистый ветер.

4. После прохождения фронта – похолодание.

1.                  Образуется при вторжении тёплого воздуха в область, занятую холодным.

2.                  Поднимается плавно над ХВ, оттесняя его.

3.                  Погода меняется постепенно, идут затяжные дожди.

4.                  После прохождения фронта-- потепление

 

 

 

 Прием: составления определения по формуле:

 

=

 

+

 

+

 

=

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Прием: ассоциация

Определить названия экономических районов с помощью карточек-ассоциаций:

 

 №

Ассоциативный ряд

Свои ассоциации

Экономический район

1

 Кремль, сердце, собор Василия Блаженного

 

 

2

 Яблоко, сахар, семечки подсолнечника, темные очки, панама, ракушка

 

 

3

 Иван-чай, поделочные камни, кусочек металла, книга П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

 

 

4

 Болота, добыча нефти

 

 

5

 Соболь, Красноярская ГЭС, заповедник «Столбы», алюминиевая вилка, лиственница

 

 

6

Клюква, озера, Кижи, портрет Ломоносова, древесина, кружева

 

 

 

 Составить карточки –ассоциации на определение страны Зарубежной Европы:

 №

Ассоциативный ряд

Свои ассоциации

Страна

1

Апельсины, оливки, золотые пески, сапог, пляж.

 

 

2

Пиво, автомобиль, монумент «Битва народов».

 

 

3

Фьорд, рыба, лес, Скандинавия, порт.

 

 

4

Гейзеры, викинги, гагачий пух, шерстяной свитер.

 

 

5

Суд, тюльпан, Бенилюкс.

 

 

6

Адидас, оптика, Мерседес, бурый уголь

 

 

Прием: инструктивная карточка-задание

 

По теме «Реки», 6 класс. Каждой группе учащихся выдается инструктивная карточка. В инструктивных карточках для групп указаны параграфы и страницы по учебнику Т.П. Герасимовой.  На выполнение задания отводится 15 минут. Затем представители от групп объясняют новый материал у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Прием: описание природных объектов и явлений на основе предлагаемых ученику планов.

Такие задания способствуют развитию речи учащихся и помогает связно и последовательно изложить необходимые знания.

 

Прием: творческие задания:

1. Напиши письмо из Антарктиды: Описание материка на основе текста учебника и других источников знаний, восприятие окружающей действительности, личностноориентированное обучение.

 

2. Отправь телеграмму из 10 слов из материка, страны, природной зоны, экономического района. Напиши телеграмму другу, объяснив, где находишься.  Денег у тебя хватает только на 10 слов.

 

3. Составление рекламы понравившегося района. Раньше писали ручкой, рисовали, клеили картинки, то теперь все делают с помощью компьютера.

 

4. Презентации-путешествия по стране. Составление описаний и характеристик на основе текста и других источников знаний. Требования к презентациям сохраняются: наглядность, четкость изложения, краткое содержание.

 

5. Рассказ  «Один день в Африке». Ученик по своему желанию выбирает природную зону или регион материка и описывает ее. У каждого этот процесс индивидуален и отличается не набором конкретных явлений, а особенностями восприятия природного явления, эмоциональной реакцией на него.

 

6. Составить план местности, на которой происходит действие сказки. Например, по сказке «Гуси-лебеди», «Три поросенка» и т. д. Несмотря на кажущуюся шутливость задания, речь идет о формировании у учащихся пространственных представлений.

 

7. Составление «Памятки туриста», отправляющегося в.....

 

 

Прием: проектная работа:

 

1. Первые туристы, посетившие Антарктиду, могли позволить себе в качестве сувенира чучело пингвина. В наше время фауна и флора материка подлежат строгой охране.

 Какой же сувенир может увезти турист из Антарктиды, не нанеся ей ущерба?

 

Прием: замените слова топографическими знаками.

      Изучение условных топографических знаков плана местности продолжается в разнообразных тренировочных упражнениях:

 

1. «От пристани на реке мы прошли по лугу до деревянного моста .Перешли его пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец, лес расступился , и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника-цепи нашего пути».

 

Приём: Прочитать рассказ. (Рисунок).  Работая с условными знаками, может быть задано домашнее задание на составление текста с использованием условных знаков.

 

 

Приём: узнай объект ( по контуру, фрагменту карты, по описанию).

 

 

 

Приём: По описанию определить природную зону, экономический район, страну, народ. Суть задания заключается в том ,чтобы по фрагменту описаний ученики могли определить, о каких территориях, районах, народ идёт речь. Важность задания в том, чтобы ребята научились внимательно читать текст, самостоятельно находить типичное, главное. Отобранный материал поможет привлечь внимание школьников к наиболее значимым характеристикам природы, района, народов и т.д.

Определить природную зону: в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».Эта зона находится на побережье северных морей , за северным полярным кругом, в холодном поясе. На тысячи километров с запада на восток -холодная безлесная равнина. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что суров климат: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе , а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Плотность населения в тундре невелика. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых — занятие населения.

Определите регион России по его краткому описанию:эта страна ,относящаяся к группе экономически развитых, омывается водами двух океанов. Большую часть её территории занимает равнинное плато, которое с юга  и востока окаймлено горами. Её недра богаты разнообразными полезными ископаемыми. По добыче алмазов, золота, платины, урана, железных руд эта страна занимает одно из первых мест в мире. Население страны отличается сложным этническим составом. Среди других стран континента она выделяется высокой долей лиц европейского происхождения.

Приём: Кто это?Что это?

Туарег, Намиб, Фудзияма, Лимпопо, Виктория, урбанизация, Атакама, пигмеи и т. д.

Приём: «Логическая цепочка»

-упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП». Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страны омываются водами Индийского океана, что способствует развитию внешне-экономических связей и торговле с соседними странами». Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: « Соседями Индии являются....». Начало ответа каждого -это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала.

Приём:географический диктант

Тема «Приметы погоды» на определение признаков устойчивой ясной , солнечной погоды или признаков её изменение на пасмурную, дождливую.

Запись на доске:

1) признаки ясной, солнечной погоды-

2) признаки пасмурной, дождливой погоды-

Вопросы учителя:

1.Дым стелется по земле

2.Вечером обильная роса

3.К ночи теплеет

4.Ветер к вечеру стихает

5.Облака идут против ветра

6.Раньше обычного закрывают свои цветки, одуванчики и ноготки

7.Давление падает

8.Солнце садится в тучу, закат имеет красноватый оттенок

9.После дождя тепло

10.Давление повышается

Приём:цифровой диктант

Тема «Горные породы»

Базальт

Кварцит

Каменная соль

Каменный уголь

Гранит

Какая из пород:

1.метаморфическая

2.осадочная химического происхождения

3.составляет нижний слой литосферы

4.осадочная органического происхождения

5.используется для получения электроэнергии

6.широко применяется в строительстве

7.образуется в процессе метморфизации из рыхлого песчаника

Приём:Проблемное задание(анализ карт атласа).Проблемное обучение действенно способствует осмыслению знаний и долговременному запоминанию пройденного материала. Проблемные ситуации надо уметь разрешать , для этого надо постоянно формировать навыки выполнения различных заданий, овладевать методами познания(сравнение, анализ, классификация, абстрагирование, обобщение, моделирование). Вот примеры заданий, которые нацелены на поиск ответа.

1.Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?

2.Объясните, почему ряд развивающихся стран, несмотря на аграрный характер экономики, не обеспечены собственными продуктами питания и вынуждены импортировать зерно и муку?

3.Что происходит в западной Сибири-освоение или разорение?

Приём:Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений , чем больше мнений, тем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Проблемы вопросы-темы уроков: 1.Россия-европейская или азиатская страна? 2.Безработица: хорошо это или плохо? 3.Грозит ли нашей планете перенаселение?

Приём: Заполните схему. Используя материал учебника и карту атласа 10 класс, стр.19 определите основные центры трудовой иммиграции. Заполните схему:

 

Мировые центры

притяжения рабочей силы

 

 

 

 


      …………………….                         …………………..                    ……………………

 

       (………млн.чел)                             (………млн.чел)                      (………млн.чел)                             

    

   

 

Импортеры     экспортеры        Импортеры     экспортеры             Импортеры     экспортеры 

……………    …………….       …………….    ……………            …………….    …………….

……………    …………….       …………….    …………....            …………….    …………….

 

Приготовьтесь показать по карте основные центры притяжения рабочей силы, потоки трудовых мигрантов.

Приём: Знаешь ли ты карту? (материка).

Этот приём использую на уроке по проверке номенклатуры при изучении каждого материка. Учитель задаёт наводящие вопросы , а ученик должен ответить без использования карты. На память. Например,

1.Карибское море омывает Южную Америку с севера или с северо-востока?

2.Какое плоскогорье находится восточнее: гвианское или Бразильское?

3.Перуанское течение омывает восточное или западные берега Южной Америки?

 4. Какая страна омывается Тихим океаном — Бразилия или Чили?

 5. Водопад Анхель находится в системе реки Параны или реки Ориноко?

 

Прием: установление причинно-следственных связей.

1.                  Какая существует связь между широтной зональностью и географической широтой в Африке?

2.                  Сформулируйте правило: «зависимость облика жилья африканцев от природных условий проживания».

  

    Прием: заполнение таблицы:

 

Горные породы

Магматические

Осадочные

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические

Обломочные

Химические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Таким образом, применяя на уроках эти приемы, мне удается сделать уроки географии более увлекательными и интересными.