Педагогические технологии, повышающие эффективность обучения
В понятие педагогической технологии входят:
– концептуальная основа;
– содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
– технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).
При этом, по мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
На первой стадии я обучаю детей системе рассуждений с помощью следующих приемов:
– постановки проблемы многофункционального использования вещи ("Придумайте, что можно сделать с лампочкой?");
– выявления противоречий в том или ином явлении (например, в виде инициирования вариантов ответов на вопрос: "Солнце. Что в нем хорошего и что плохого?");
– разрешения противоречий через изменение предметов (используются следующие приемы разрешения противоречий: дробления, "оживления", прием "наоборот" и др.).
В последующем для активизации интеллектуальных способностей детей используются нижеперечисленные методы:
– метод ассоциаций (например, "что такое “дырявая прогулка”" и т.д.);
– "метод фокальных объектов" (придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта, например, объяснить, каким будет "бегущее яблоко", "смеющееся яблоко" и т.д.);
– метод синектики, "объединения разнородных элементов, аналогии" (например, "чем похожи фонарный столб и жираф") и т.д.;
– "мозгового штурма" (коллективного решения проблем при свободном выражении вариантов решения) в процессе литературного творчества.
Другой пример – методы интерактивного обучения, на которые опирается методика Т. Бьюзена. Она связана с изготовлением специальных "карт ума" (mind maps) Данная методика представляет собой технологию обучения и реализует следующие признаки такой технологии: диагностичное целеобразование, целостность, визуализация и алгоритмируемость, проектируемость, управляемость, результативность, экономичность, корректируемость.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности
технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.