Психолого-педагогические возрастные особенности учащихся младших классов не дают полной картины возможности формирования толерантности в данной возрастной группе. Если говорить о процессе обучения, то, в первую очередь, следует уделить внимание двум основным понятиям рассматриваемых вопросов.
Под педагогическими условиями в методической науке понимается результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [26, с. 156].
Кроме того, необходимо охарактеризовать сущность педагогических технологий как системного элемента педагогических условий. Под педагогическими технологиями понимается специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [26, с. 83].
Современная образовательная система дает учителю обширные возможности в выборе технологий и условий, необходимый в определенных педагогических ситуациях. Вопрос формирования толерантности, как социальный заказ или как дидактическая единица курса, не является исключением. В методической науке появляются первые исследования, посвященные характеристике педагогических условий, необходимых для решения конкретной задачи: воспитания толерантной личности.
Технология воспитания толерантности настолько широка по охвату жизненных областей, разнообразна в своих иерархических уровнях, что охватывает почти все после социально-воспитательных технологий [35].
Воспитание толерантности предполагает развитие активной жизненной позиции, изменение самого себя, своих стереотипов, своего сознания, а активная позиция развивается активными методами. К активным следует отнести те методы, которые позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Д. И. Кавтарадзе).
Использование педагогических технологий в толерантном образовании школьников позволяет организовать социальную деятельность и социальное взаимодействие обучающихся с окружающим миром в условиях полиэтнической образовательной среды, выразить личностное отношение к нему и самому регулировать характер с различными объектами этносоциокультурной действительности [9].
Обобщая существующие позиции, можно отметить, что применительно к толерантному и этнокультурному образованию используются термины «этнокультурные технологии».
В основу этнокультурных технологий заложено богатство национальной культуры, народных традиций, этнических норм поведения, духовных ценностей. Эти технологии обеспечивают условия для участия школьников в равноправном диалоге с представителями других культур, способствуют формирования стереотипов поведения, обусловленных традициями и особенностями этнокультуры [5].
Этноориентированные технологии представляют собой совокупность способов и средств, обеспечивающих проектирование, осуществление и анализ деятельности субъектов этнокультурного образования. Они нацелены на использование этнокультурологического содержания учебных дисциплин, этнокультурного аспекта внеурочной деятельности школьников. По сути, к данной группе может быть отнесена любая педагогическая технология, предполагающая освоение обучающимися этнокультурного и толерантного содержания образования [35].
Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозный фанатик, как и воинствующий атеист-экстремист, вызывает в душе неприятие, беспокойство, даже тревогу. Атеист, признающий свободу совести, понимающий общечеловеческие нравственные ценности, может не уступать в духовности любому верующему. Жизнь многосложна, демократия в любой сфере, особенно в сфере образования, немыслима без плюрализма мнений, взглядов, убеждений.
Что же является методологической основой для понимания духовного воспитания? По мнению И. А. Соловцовой, основные положения содержатся в философии экзистенциализма. Взгляды философов-экзстенциалистов направлены на изучение проблем духовной природы человека и позволяют обнаружить ряд точек соприкосновения религиозной и светской педагогике в сфере духовного воспитания. Экзистенция дана человеку от рождения и не изменяется. Смысл человеческого существования-выявления человеком своей экзистенции, своего подлинного "Я". Обращение к своей сущности(внутреннему бытию) и проявление ее в поступках (внешние бытие) и представляет собой подлинное человеческое существование. Экзистенция воспринимается и осознается человеком так, как если бы она была вечной; ее сохранение и реализация составляет смысл человеческого сущесвования. Постигнув смысл собственного существования, человек обретает подлинную свободу [2].
Важное место в толерантном воспитании занимает подход как система гуманистических и духовных ценностей.
Под гуманистическими ценностями мы понимаем определенный круг ценностей, имеющих общечеловеческую значимость.
Проблема целенаправленного включения ценностей в содержание образования и их использования стала особенно актуальной на современном этапе.
Феноменологический подход изложен в исследованиях Е.В. Бондаревской которая видит в нем большие перспективы преодоления кризиса в теории и практике воспитания. Это, прежде всего, осознание важности явлений нематериального мира для становления человека и развития общества [9].
Также при разработке занятий направленных на воспитание толерантности, является организация группового взаимодействия, которая предполагает обучение детей приемом коллективной работы, создание атмосферы уважения к личности каждого ребенка независимо от национальности
Конкретизировать инструментальное обеспечение толерантного образования младших школьников позволяет использование педагогических технологий. Педагогические технологии составляют организационно-процессуальную основу рассматриваемого явления и определяют особенности взаимодействия педагога и учащихся.
Для воспитания толерантности необходимы следующие педагогические условия (Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова):
- создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;
- формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;
- вариативное использование активных методов обучения и воспитания;
- развитие навыков коммуникативной толерантности учителей и учащихся;
- организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности [37, с. 13].
Важное условие воспитания толерантности учащихся - живое общение на основе живого слова. Это значит, что учитель должен быть примером. Формирование толерантности невозможно лишь в теоретическом аспекте – учитель должен создавать атмосферу взаимодействия, взаимопонимания. Личности учителя всегда отводилась особая роль – учащиеся начальной школы воспринимают учителя не только и не столько как источник знаний, но и как наставник, пример для подражания. Поэтому сам педагог должен быть толерантен, открыт для общения и для всего нового, и, прежде всего, для открытого диалога с обучающимися.
В основе поведения, ориентированного на дисциплинарную модель, лежит в той или иной мере сформировавшаяся позиция принуждения, которая ведёт к возникновению у учащихся агрессии, негативизма, непринятия и нетерпимости к другим, проявляющиеся как в отношении взрослых, так и со сверстниками. Отсутствие толерантных отношений между педагогом и учащимся обусловливает рост эмоционального напряжения, неуверенности, тревожности, что отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей, снижает эффективность образовательной деятельности [6, с. 171].
Одной из задач в формировании личности учащегося является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Так же в процессе воспитания культуры межнационального общения младших школьников должны решаться такие задачи, как:
- воспитание личности, осознающей достоинство человека – признание каждого человека носителем индивидуальных личностных качеств, отсутствие иерархичности человеческого общества и какой-либо дискриминации;
- воспитание терпимости, понимание в разных областях. Мы должны быть толерантны к мнению, отличного от нашего, не принимать, но признавать его право на существование;
- воспитание гуманного человека. Понятие гуманности характерно и для первых этапов развития мира, но лишь во второй половине XX века мир пришел к осознанию ценности человеческой жизни, ее неотчуждаемости;
- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём. Социальный конфликт – явление частое и иногда нужное. Однако большинство конфликтов, возникающих, в том числе, между обучающимися можно предотвратить, научившись слушать и слышать друг друга.
У учащихся надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определённой религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур. Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения, что является одним из педагогических условий организации толерантного воспитания в образовательном учреждении.
Безусловно, формирование поликультурного общества невозможно без содержательного аспекта – обучающийся должен знать об основах отличных от его родной культур, для того, чтобы принять чуждую ему систему ценностей. Очень важно, чтобы обучающиеся освоили минимум знаний по основам мировых ценностных (религиозных и культурных) систем, а также основы межнациональных отношений [5].
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели педагогики межнационального общения ставит:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения к всем народам Земли;
4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий [8].
Курс ОРКСЭ способствует прямому достижению данных целей.
Учитель должен формировать уважение к правам и взглядам других, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребёнок чувствует себя личностью с её индивидуальностью и неприкосновенностью. В школе должен быть создан нравственный климат, обеспечивающий уважение прав всех субъектов образования.
Воспитание культуры толерантного общения осуществляется посредством:
- воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости;
- формирование у них умений разбираться в своём внутреннем мире, выработки навыков самоанализа;
- формирование у детей позитивной «Я-концепции», социальной активности, уверенности в своих силах, способности к самовыражению, выработки умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины;
- внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия;
-выработки у учащихся способности к плюралистическому разрешению споров и конфликтов;
- культивирование у детей чувства симпатии к другим людям [25].
Воспитание культуры межнационального общения возможно при условии, что вся воспитательная система учебных и внеучебных занятий будет носить гуманистический характер и строиться на принципах воспитательной работы с детьми, обеспечивающих поддержку и защиту личности.
Существует достаточно интересное мнение о том, что уважение и терпимость не закладываются в нас генетически, поэтому каждое поколение должно пройти процесс формирования толерантности. Мы не совсем согласны с данным утверждением, ведь каждое новое поколение несет в себе историческую память предыдущих поколений. Однако воспитательная задача не облегчается – важно открыть нравственно-эстетические национальные черты представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение. Чем раньше начнется формирование данных качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Стоит отметить, что этот процесс берет начало задолго до начальной школы – в дошкольном образовательном учреждении и, в идеале, в семье ребенка. Именно в семье он усваивает первичные знания о традициях и ценностях, которые, однако, характерны лишь для определенной социальной группы. Таким образом, необходимо подчеркнуть преемственность в воспитании (толерантности).
Преемственность в воспитании, является одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.
Проявление преемственности чрезвычайно многообразны. Она осуществляется в сугубо личном плане, и в форме продолжения и укрепления семейных традиций, и как духовная связь людей и единство поколений. Преемственность касается судьбы целых народов. Она может носить общенародный, общенациональный, общечеловеческий характер. Усиление общечеловеческих моментов преемственности ускоряет социальный прогресс. Чем шире и глубже преемственность, тем благоприятнее условия для прогресса и отдельного индивида, и общества.
Социализируясь, ребенок должен понимать, что общество сложнее и многограннее, ценности в нем не ограничиваются признанными лишь в его семье. В тоже время он должен чувствовать, что особенности его семьи также ценны и принимаемы во всем обществе, что обеспечивает социальную защищенность ребенка, его уверенность, в том числе, в общении со сверстниками и взрослыми.
В своей книге «Школа на пути к свободе» Е. Я. Ямбург пишет: «Бесконечные разговоры о культуре мира, призваны к воспитанию толерантности останутся благими пожеланиями до тех пор, пока мы не поймём, что в конечном итоге, все усилия в этом направлении сводятся к формированию у ребёнка потребности в диалоге и обучению цивилизованным способам его поведения» [38, с. 80].
Потребность в диалоге, сотрудничестве - это те ценности, которые закладываются в семье с детского возраста. Они начинаются с уважительного отношения ко всем членам семьи и выстраиваются через общие интересы, доброжелательное общение, заботу и внимание, помощь и поддержку по отношению друг к другу. Чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступают порог школы. Для них очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. Это положительно сказывается на социализации ребёнка [24].
Поскольку основным приоритетом развития образования в настоящее время является его личностно ориентированная направленность, достигаемая посредством приобретения им деятельностного характера. Ведь именно деятельность выступает в качестве решающего условия развития личности. В психолого-педагогической литературе выделяется три основных стадии учебной деятельности:
1) освоение учащимися отдельных учебных действий;
2) объединение учебных действий в целостном акте учебной деятельности;
3) система учебной деятельности.
Согласно ФГОС цель современного образования состоит в развитии личности на основе усвоения УУД [4].
В этой связи актуализируется представление о школьнике как субъекте собственной деятельности, субъекте самообучения и саморазвития. Если создание смысловой основы учебной деятельности, ее предметное содержание и межсубъектное сотрудничество являются необходимыми условиями деятельности, то рефлексия представляет собой основной процесс, который приводит к качественным изменениям в деятельности и занимает центральное место на уроке: с рефлексии он начинается и ею заканчивается.
Осмысливая собственную образовательную деятельность, ученик обращает внимание как на знаниевые продукты своей деятельности, так и на структуру самой деятельности, которая привела его к созданию данных продуктов. Рефлексивная деятельность учащихся направлена на то, чтобы вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты [15].
Значение рефлексивной деятельности в современном образовании заключается в том, что она побуждает к действию, вовлекая и учителей и учеников в образовательный процесс.
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать выводы, что воспитание толерантности в школе будет успешным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- создавать дружескую атмосферу взаимопомощи и поддержки в коллективе;
- использовать современные педагогические технологии, в том числе, технология критического мышления, которая подчеркивает самостоятельную деятельность обучающихся, позволяет найти выход из сложившейся ситуации [28];
- особое внимание уделять словесным методам и, что не менее важно, подавать личный пример толерантного отношения;
- рефлексия, как способ не только оценить уровень сформированности выше указанных качеств, но и метод, позволяющий учащимся самостоятельно проследить процесс личностного роста [16].
Теоретические
основы темы исследования, рассмотренные в первой главе, позволили провести
анализ практического опыта ведущих специалистов, а также стали базой для
разработки и предоставления собственного методического опыта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.