ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.8

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.8
doc
18.04.2020
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
педагогические условия в доу.doc

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы проведения активного познавательного обучения детей дошкольного возраста. Описывается планирование поэтапной организации исследовательской работы, представляющий со- бой процесс познания природных материалов. При анализе результатов эксперимента автор отмечает, что дети стали проявлять заинтересованность, инициативность в процессе познания. Ключевые слова: познавательная активность, дети дошкольного возраста, детская исследовательская деятельность. В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».

 2 Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста. Процесс развития познавательной активности старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности выстраивался поэтапно. Первый этап – мотивационно-ориентировочный – был направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Реализация цели обеспечивалась за счет создания положительной атмосферы в группе, роста интереса дошкольников к экспериментированию. С этой целью открыли в группе «Детскую лабораторию». Оснастили ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по развитию познавательной активности детей. В этой лаборатории мы с детьми изучали объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни. Это дало возможность: работать с детьми небольшими подгруппами, использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»). Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

3 Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходила 2 раза в неделю по 20-25 мин. Подбор детей в группы производили с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или за- даче использовали различные стимулы: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив; ситуация выбора. Работу с детьми в «Детской лаборатории» начали со знакомства с хозяином – «Дедушкой Знаем», который познакомил детей с оборудованием, и правилами поведения. Содержание работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса: специально организованная образовательная деятельность с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность педагога с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Второй этап. Содержательно-деятельностный (основной). Его цель состояла в обеспечении развития исследовательской активности детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Объектом детского экспериментирования стали следующие темы (макро- циклы): «Кудесница вода», «Чудеса песка», «Сила притяжения магнита». В каждом тематическом цикле применялся единый технологический подход к развитию познавательной активности детей: на первой ступени использовались проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к исследованию. При этом обеспечивалось развитие таких исследовательских умений как: умение принять проблему, поставленную взрослым; выдвигать гипотезы ее решения и совместно с воспитателем находить способы решения путем экспериментирования. Третий этап. Инициативно-творческий – этап совместного исследовательского поиска в рамках коллективного проекта «Тайны снега и льда». Его цель состояла в дальнейшем развитии познавательной активности до школьников в условиях коллективного экспериментирования. Этап был по Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

4 Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика строен как процесс взаимодействия детско-взрослого объединения (дети, воспитатели, родители) в рамках совместной исследовательской деятельности, в которой взрослые и дети проявляли себя в разных ролях (инициирование экспериментирования, активное участие, презентация). В это время в группе образовывались объединения детей по интересам к экспериментированию с объектами. Воспитатель стимулировал создание ситуаций обсуждения, взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска. Дети стали сами составлять наглядные схемы исследований, обмениваться мнениями и возникающими идеями. Старшие дошкольники самостоятельно использовали объекты экспериментирования (песок, магниты, соль и пр.) для изготовления и декорирования поделок, участвовали в выставке «Творчество юных и сообразительных». Результаты показали, что дети стали больше проявлять эмоциональной вовлеченности и инициативности, значительно увеличилось число вопросов. Полученные изменения познавательной активности проявились и в повседневных отношениях. Это говорит о том, что познавательная активность имеет свою зону ближайшего развития и формируется под влиянием воспитателя. В качестве перспективных тенденций, формирующих познавательную активность дошкольников, нами выделены следующие: организация поисковой деятельности детей в микрогруппах по 6-8 человек, что способствует установлению благоприятного психологического климата и осуществлению индивидуального подхода; использование художественной литературы в качестве, как информационной основы поисковой деятельности, так и средства формирования предпосылок развития познавательной активности; планирование поэтапной организации поисковой деятельности по блокам, отражающим ее содержание, характер действий и результат. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

5 Список литературы 1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст] / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2004 2. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка. [Текст] / А. Н. Поддьяков. Детский сад от А до Я, 2004 - №2. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. [Текст] / А.И. Савенков. Учебная литература, 2010.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

Реализация цели обеспечивалась за счет создания положительной атмосферы в группе, роста интереса дошкольников к экспериментированию

Реализация цели обеспечивалась за счет создания положительной атмосферы в группе, роста интереса дошкольников к экспериментированию

Его цель состояла в дальнейшем развитии познавательной активности до школьников в условиях коллективного экспериментирования

Его цель состояла в дальнейшем развитии познавательной активности до школьников в условиях коллективного экспериментирования

А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников

А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020