№ п/п |
Этап урока |
Методы и приемы |
1 |
Организационный этап урока. |
«Вопрос автору» (в форме интервью) Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. |
2 |
Закрепление материала домашнего задания. |
При проверке письменного домашнего задания можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы. «Взаимный опрос»: Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы. Лист «защиты» Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя — держать ситуацию под контролем. |
3 |
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений. |
«Тихий опрос» Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание «Линия времени» На доске линия, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля. Учитель акцентирует внимание на самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи. «Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному. |
4 |
Объяснение нового материала. |
«Тема-вопрос» Тема формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений: чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга, тем быстрее происходит работа. Руководить процессом может сам учитель либо ученик |
5 |
Закрепление нового материала. |
Метод «Торнадо» Класс делится на 3-4 группы, каждая группа придумывает название и выбирает лидера. Проводится игра для активизации внимания и мыслительной деятельности. Объявляется тема дискуссии. Группа 1 приводит аргументы в защиту, группа 2 — аргументы против, группа 3 — 5 вопросов, уточняющих их позицию первой группе, группа 4 — 5 вопросов второй группе. Выступает лидер 1 группы, излагая аргументы группы. Затем группа отвечает на подготовленные вопросы. Также работает и 2 группа. Лидер на вопросы уже не отвечает, но помогает готовить ответы. Педагог и учащиеся анализируют работу групп. |
6 |
Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными. |
Дискуссия Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления. |
7 |
Послеурочное задание (задание на дом). |
«Хочу все знать!» Ученикам раздаются чистые цветные карточки, на которых предлагается написать вопрос, который интересует их больше всего. Затем карточки с вопросами собираются в шкатулку и перемешиваются. Ученики берут по одному вопросу (по принципу лотереи). Ответ необходимо подготовить к завтрашнему дню. Можно обратиться за помощью к педагогу или родителям. |
8 |
Подведение итогов занятия. |
«Сюрприз» Предложить вытянуть жребий — сложенные листочки бумаги со словами. Например, «учитель» — ответ на вопрос учителя, на вопрос по теме; «друг» — ответ на вопрос друга по парте; «сам» — самооценка; «тест» — проверка с помощью теста; «сюрприз» — оценка без ответа. «Ромашка Блума» Данный прием формирует умение создавать вопросы. Шесть лепестков — шесть типов вопросов, которые связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.