Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур
Оценка 4.7

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
23.01.2018
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности  средствами краеведения на уроках русского языка и литератур
Школа как важнейшая часть общественно-государственного организма никогда не оставалась и не могла остаться в изоляции от происходящих в стране и в мире целом глобальных изменений. В настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. В свете данных событий национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Современные условия делают выполнение данной задачи очень сложной. Ведь в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Краеведение в школе — основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры общества. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. Это помогает представителям разных этнических групп по достоинству оценить культурное и национальное достояние друг друга, а так же вызовет стремление бережного отношения к ценностям мировой культуры. Полезно увидеть этот практический опыт на уроках русского языка и литературы, и конечно в помощь приходит краеведческий материал. Важнейшая черта обучения данного предмета с краеведческим материалом – его направленность на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных перемен. Данный материал является помощником в подготовке исследовательской деятельности учащихся и руководителей.doc
Влияние образовательной среды в формировании навыков исследовательской деятельности.docx
Доклад   «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности  средствами краеведения на уроках русского Краеведческий   материал   в   школе   используется     в   трех   формах:   на   уроках,   во языка и литературы» внеклассной и внешкольной работе.  Традиционным   является   урок.     Одновременное   занятие   с   целым   классом,   в   ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявления   нового   материала   (сообщение,   изложение),   его   воспроизведение учениками,   оценивает   результаты   этого   воспроизведения   и    преследует   учебно­ воспитательные   цели   и   осуществляется   учащимися   под   руководством   учителей.   В данной,   традиционной,   форме   учитель   является   единственным   инициативно действующим лицом учебного процесса.   Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания   самим   учителем   истории   и   культуры   своего   края,   владение   методикой   его изучения.   Обратившись   к   практике   работы,   хочется   рассказать   о   тех   возможностях, которые   используются   учителем   –   словесником   на   различных   этапах   изучения конкретной темы для того, чтобы обеспечить заинтересованное и ответственное участие обучающихся познавательно­творческой работе на уроках русского языка. В этих целях я широко использую текстовые материалы краеведческого характера, привлеченные в связи   с   изучением   тех   или   иных   тем,   вопросов   по   предмету,   —   они   помогают школьникам   увидеть   богатство  и   красоту   родной   земли,   прошлое   и   настоящее   края, Родины. Например, при изучении тем по  разделу «Текст» для работы я стараюсь больше привлекать   тексты,   показывающие   прошлое   и   настоящее   села,   района,   добрые   дела земляков. При этом уроки сопровождаются соответствующими документам, справками, репродукциями,   наглядностью.   На   уроках   по   изучению   стилей   речи   работаем   над очерками, газетными и журнальными публикациями о республике и районе, копиями архивных документов. При использовании текста – описания  предлагаются национальные костюмы народов республики или описание праздников нашего края, обычаев этой местности.  Есть ли отличия   в   обрядах   родного   села   в   сравнении   с   другими,   тем   самым   дети   набирают дополнительный краеведческий материал.  Методический   путь,   выбранный   нами,   конечно,   далеко   не   единственный,   но многократное использование данной методики говорит о её эффективности: учитель, проводя  такое занятие, вовлекает абсолютное большинство учащихся класса в активную познавательно   ­   поисковую,   исследовательскую,   творческую   деятельность,   помогая таким образом постигнуть сложные для учащихся понятия.  Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня культуры речи. Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его органически связано с задачами  речевого общения, если созданы  условия,  при которых учащиеся успешно овладевают умениями работать с текстом. К таковым условиям можно отнести следующие: ∙         формирование   потребности   (мотивации   в   общении,   желания   поделиться   с другими тем, как воспринимается и оценивается человеком ситуация или событие); ∙        обучение школьников различным видам речевой деятельности. Создать   такие   условия   и   решить   задачу   сделать   учебный   процесс   значимым   для учащихся,   на   наш   взгляд,   вполне   способна   краеведческая   деятельность,   поскольку краеведение   позволяет   придать   процессу   обучения   характер   поиска   и   исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность. Например, изучая на уроке литературы стихотворение А.С. Пушкина «Осень», мы с учащимися идем на литературную экскурсию в лес. Тем самым путешествие в природу помогает восприятию пейзажной лирики даже пассивно воспринимающему   материал ученику. Учащиеся фотографируют, рисуют, сочиняют стихи о природе родного края. Наблюдения,   которые   делают   учащиеся,   проводя   своё   маленькое   исследование, удивительно   точны.  Таким   образом,   природа     местного  края   является   неистощимым источником для формирований конкретных представлений и понятий, для постепенного и   всестороннего   развития,   формирования   психологии   школьника.   И   задача   учителя­ краеведа ­воспитать в каждом школьнике любовь к родному краю, Инновационным является вторая форма деятельности краеведческой работы. Именно данная   форма   является   успешной   для   обучающегося.   Это     систематическое использование местного материала не только на уроках русского языка и литературы, но и постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. В основном это форма исследовательской деятельности обучающегося. Так в нашей   школе   уже   на   протяжении   ряда   лет   проводится   работа   над   интересными комплексными темами краеведческого характера.     Например: «Связь нашего края со знаменитыми   людьми,   связанными   с   литературой»,     изучаются     боевые   и   трудовые традиции  земляков, учащиеся пишут летописи своего села.  Также     инновационным   в   последнее   десятилетие   является   то,   что   школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы  исследования.  Поэтому ее  обязательной  частью  является  непосредственное участие   школьников   и   учителей   в   исследовательской   работе.   В   ходе   этой   работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания. Именно третье условие особенно   обуславливает инновационный подход к учебной деятельности.  С   внедрением   в   образовательный   процесс   современных   технических средств обучения учитель  выступает как консультант, советчик, аниматор воспитатель. Это   требует   от   него,   специальной   педагогической   подготовки,   так   как   в профессиональной деятельности реализуются не только узкоспециальные, предметные знания,   но   и   знания   в   области   педагогики   и   психологии,   технологии   обучения   и воспитания, и знания не только своего предмета. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.  Инновационная   деятельность   становится   обязательным   компонентом   личной педагогической   системы.   Процесс   формирования   профессионально   –   педагогической культурыучителя     в   школе   тем   эффективнее,   чем   более   он   направлен   на   создание инновационной   образовательной   среды,   т.   к.     педагогическая   инновация   –   это образовательная   деятельность,   связанная   с   иным   взглядом   и   подходом   к образовательному процессу. Следовательно,   инновационная   образовательная   среда   преобразует   содержание образования,   активизирует   традиционные   и   стимулирует   развитие   новых   форм деятельности   учителей   и   учащихся   и   ,наоборот,   сама   среда     развивается   благодаря созидательным  процессам, в которых участвуют и учителя и обучающиеся.  Результатом формирования инновационной образовательной среды  рассматривается как среда, формирующая педагогическую культуру. Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно­ нравственным воспитанием и перспективой построения гражданского общества,  эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая  ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать  баланс и сохранить баланс традиций и новации в образовании. Таким образом, понятие «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны.  Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для  зарождения традиции. Преобразуя традиционное обучение на основе продуктивной  деятельности учащихся, определяем разработку моделей обучения русского языка и  литературы  как инициируемую  учащимися освоения нового опыта. И в помощь этому  приходит краеведение. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у  учащихся возможности осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и  учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.  Краеведение сегодня ­ не только эффективный метод  обучения, но и мощное средство  нравственного воспитания. Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не только на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах,  изучение которых в школе позволило бы познать все наши богатства.  Каждый   учитель­краевед   должен   подходить   к   изучению   местной   истории   как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала,   который   он   использует   в   учебном   процессе.   Методологической   основой школьного краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той   связи,   которая   ведет   к   общему,   а   общее   существует   лишь   в   отдельном,   через отдельное.   Это   положение   должно   быть   взято   за   основу   в   работе   учителя­краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей   страны,   то   и   его   история   должна   раскрываться   в   диалектическом   единстве   с историей  Родины.                                                                                                                Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи,   которые   ставит   перед   нами   жизнь   в   области   образования,   будут   решены   с инноваций. помощью педагогических     различных

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности  средствами краеведения на уроках русского языка и литератур

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности  средствами краеведения на уроках русского языка и литератур

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности  средствами краеведения на уроках русского языка и литератур
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018