Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
23.01.2018
Школа как важнейшая часть общественно-государственного организма никогда не оставалась и не могла остаться в изоляции от происходящих в стране и в мире целом глобальных изменений. В настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. В свете данных событий национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Современные условия делают выполнение данной задачи очень сложной. Ведь в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Краеведение в школе — основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры общества. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. Это помогает представителям разных этнических групп по достоинству оценить культурное и национальное достояние друг друга, а так же вызовет стремление бережного отношения к ценностям мировой культуры. Полезно увидеть этот практический опыт на уроках русского языка и литературы, и конечно в помощь приходит краеведческий материал. Важнейшая черта обучения данного предмета с краеведческим материалом – его направленность на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных перемен. Данный материал является помощником в подготовке исследовательской деятельности учащихся и руководителей.doc
Влияние образовательной среды в формировании навыков исследовательской деятельности.docx
Доклад
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании
навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского
Краеведческий материал в школе используется в трех формах: на уроках, во
языка и литературы»
внеклассной и внешкольной работе.
Традиционным является урок. Одновременное занятие с целым классом, в ходе
которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на
предъявления нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение
учениками, оценивает результаты этого воспроизведения и преследует учебно
воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. В
данной, традиционной, форме учитель является единственным инициативно
действующим лицом учебного процесса.
Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие
знания самим учителем истории и культуры своего края, владение методикой его
изучения. Обратившись к практике работы, хочется рассказать о тех возможностях,
которые используются учителем – словесником на различных этапах изучения
конкретной темы для того, чтобы обеспечить заинтересованное и ответственное участие
обучающихся познавательнотворческой работе на уроках русского языка. В этих целях
я широко использую текстовые материалы краеведческого характера, привлеченные в
связи с изучением тех или иных тем, вопросов по предмету, — они помогают
школьникам увидеть богатство и красоту родной земли, прошлое и настоящее края,
Родины. Например, при изучении тем по разделу «Текст» для работы я стараюсь больше
привлекать тексты, показывающие прошлое и настоящее села, района, добрые дела
земляков. При этом уроки сопровождаются соответствующими документам, справками,
репродукциями, наглядностью. На уроках по изучению стилей речи работаем над
очерками, газетными и журнальными публикациями о республике и районе, копиями
архивных документов.
При использовании текста – описания предлагаются национальные костюмы народов
республики или описание праздников нашего края, обычаев этой местности. Есть ли
отличия в обрядах родного села в сравнении с другими, тем самым дети набирают
дополнительный краеведческий материал.
Методический путь, выбранный нами, конечно, далеко не единственный, но
многократное использование данной методики говорит о её эффективности: учитель,
проводя такое занятие, вовлекает абсолютное большинство учащихся класса в активную
познавательно поисковую, исследовательскую, творческую деятельность, помогая
таким образом постигнуть сложные для учащихся понятия.
Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня
культуры речи. Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его органически
связано с задачами речевого общения, если созданы условия, при которых учащиеся
успешно овладевают умениями работать с текстом. К таковым условиям можно отнести
следующие:
∙ формирование потребности (мотивации в общении, желания поделиться с
другими тем, как воспринимается и оценивается человеком ситуация или событие);
∙ обучение школьников различным видам речевой деятельности.
Создать такие условия и решить задачу сделать учебный процесс значимым для
учащихся, на наш взгляд, вполне способна краеведческая деятельность, поскольку
краеведение позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования,
выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность. Например, изучая на уроке литературы стихотворение А.С. Пушкина «Осень», мы с
учащимися идем на литературную экскурсию в лес. Тем самым путешествие в природу
помогает восприятию пейзажной лирики даже пассивно воспринимающему материал
ученику. Учащиеся фотографируют, рисуют, сочиняют стихи о природе родного края.
Наблюдения, которые делают учащиеся, проводя своё маленькое исследование,
удивительно точны. Таким образом, природа местного края является неистощимым
источником для формирований конкретных представлений и понятий, для постепенного
и всестороннего развития, формирования психологии школьника. И задача учителя
краеведа воспитать в каждом школьнике любовь к родному краю,
Инновационным является вторая форма деятельности краеведческой работы. Именно
данная форма является успешной для обучающегося. Это
систематическое
использование местного материала не только на уроках русского языка и литературы, но
и постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса,
школы. В основном это форма исследовательской деятельности обучающегося. Так в
нашей школе уже на протяжении ряда лет проводится работа над интересными
комплексными темами краеведческого характера. Например: «Связь нашего края со
знаменитыми людьми, связанными с литературой», изучаются боевые и трудовые
традиции земляков, учащиеся пишут летописи своего села.
Также инновационным в последнее десятилетие является то, что школьному
краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. Одна из
главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя
элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное
участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы
учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой,
учатся самостоятельно добывать знания.
Именно третье условие особенно обуславливает инновационный подход к учебной
деятельности. С внедрением в образовательный процесс современных технических
средств обучения учитель выступает как консультант, советчик, аниматор воспитатель.
Это требует от него, специальной педагогической подготовки, так как в
профессиональной деятельности реализуются не только узкоспециальные, предметные
знания, но и знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и
воспитания, и знания не только своего предмета. На этой базе формируется готовность к
восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной
педагогической системы. Процесс формирования профессионально – педагогической
культурыучителя в школе тем эффективнее, чем более он направлен на создание
инновационной образовательной среды, т. к.
педагогическая инновация – это
образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к
образовательному процессу.
Следовательно, инновационная образовательная среда преобразует содержание
образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новых форм
деятельности учителей и учащихся и ,наоборот, сама среда развивается благодаря
созидательным процессам, в которых участвуют и учителя и обучающиеся.
Результатом формирования инновационной образовательной среды рассматривается
как среда, формирующая педагогическую культуру.
Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно
нравственным воспитанием и перспективой построения гражданского общества,
эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая
ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать
баланс и сохранить баланс традиций и новации в образовании. Таким образом, понятие «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны.
Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для
зарождения традиции. Преобразуя традиционное обучение на основе продуктивной
деятельности учащихся, определяем разработку моделей обучения русского языка и
литературы как инициируемую учащимися освоения нового опыта. И в помощь этому
приходит краеведение. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у
учащихся возможности осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и
учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Краеведение сегодня не только эффективный метод обучения, но и мощное средство
нравственного воспитания. Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно
основываться не только на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах,
изучение которых в школе позволило бы познать все наши богатства.
Каждый учителькраевед должен подходить к изучению местной истории как
исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического
материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой
школьного краеведения является положение о том, что отдельное существует только в
той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через
отдельное. Это положение должно быть взято за основу в работе учителякраеведа,
исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть
нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с
историей Родины.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те
задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с
инноваций.
помощью
педагогических
различных
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда в формировании навыков исследовательской деятельности средствами краеведения на уроках русского языка и литератур
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.