Методический семинар ««Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления».
Подготовила: Белан С.А. учитель технологии 1 категории
Слайд 1
День
прошел...
И классы опустели...
Размышлениям предаюсь опять:
Почему с детьми судьбу связала
И учителем зачем решила стать?
Почему?.. Ответа нет, но знаю,
Что профессию не выбирала я.
Быть учителем!" - душа мне подсказала.
Видно, быть с детьми - судьба моя!
Чем могу я отплатить за этот
Драгоценный дар моей судьбы?
Только тем, что я навеки подарила
Детям капельку моей души.
Слайд 2 Разрешите представиться, я учитель технологии на протяжении своей педагогической работы я следую своему педагогическому кредо: «Воспитывать надо личным примером, а хочешь, чтобы дети горели интересом- гори сама».
Слайд 3 Педагогика - сложное, многогранное явление. Она - и наука, и искусство, и философия. В педагогике доля точных суждений и действий крайне ограничена. В ней нет готовых рецептов
Сегодня современное образование перестроилось на ФГОС ООО, в основу которого положена новая идеология. Перед образовательными организациями (ОО) поставлена новая задача, которая опирается на воспитание гражданина развитого информационного общества, человека, который будет развиваться и учится не только в ОО, но и за ее пределами, человека который будет мыслить не стандартно.
И я как и все педагоги осознаю, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, начиная с начальной, нужно учить творчеству.
Слайд 4 Эту идею развивали такие педагоги и философы как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо. В нашей стране над ней впервые начал свою работу Л. С. Выготский, который считал, что творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребёнку. Он определяет творчество, как ту деятельность, «которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке». Поэтому я стараюсь вести своих воспитанников дорогой истины, добра и красоты в мир удивительных открытий, полагаясь на творческий опыт, интуитивные решения и вековую мудрость.
Слайд 5 Бесталантных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.. В получении новых знаний, умений и навыков и их обособленном восприятии важное значение принимает развитие креативного мышления обучающихся.
Учитывая свои многолетние наблюдения, я определила для себя тему, над которой работает на протяжении многих лет: «Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления».
Креативное мышление является необходимостью, чтобы стать уникальным в повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере, ведь это позволит открывать различные возможности. Человек с необычным мышлением избавлен от стереотипов, активно реагирует на любую сложившуюся ситуацию, тут же находя правильный и в большей степени нестандартный выход, поражая окружающих находчивостью. Преимущества такого типа мировосприятия очевидны.
Слайд 6 Но как же развить креативное мышление у школьников и возможно ли это в принципе?
Обучающихся достаточно легко научить чему-либо, нужно только их заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог реализует одновременно сразу несколько задач.
Во-первых, он развивает у ребенка нетривиальное мышление, без стереотипов, что очень помогает в решении разных проблем.
Во-вторых, развивая креативность, учитель делает ум обучаемого подвижным и гибким.
В-третьих, в совокупности с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость. Каждый знает, что, если дети заинтересованы какой-то задачей, то они могут заниматься ее в течение долгого времени, если эта задача им интересна.
Поэтому
креативное мышление у обучающихся — полезно, хорошо, нужно.
Слайд 7 Следовательно, цель моего педагогического
опыта- создание необходимых условий для развития креативного мышления учащихся
через творческую деятельность.
Достижение планируемой цели предполагает решение следующих задач:
В нашей школе обучаются дети с разным уровнем развития. У многих из них способности спрятаны глубоко внутри. Основная работа по выявлению этих способностей ложиться и на меня как учителя технологии. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные креативно решать стоящие перед ними задачи
Слайд 8 А чтобы креативное мышление было залогом успешного развития я создаю определенные условия, благоприятствующие их формированию.
Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству.
Слайд 9 Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Работа по развитию креативного мышления учащихся охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность. Для этого я использую нестандартные формы уроков, разнообразные методы и приемы работы, Которыми сейчас хотела бы поделиться.
Слайд 10 Использование
нестандартных форм уроков: урок - сказка, урок - семинар, урок - исследование,
урок - размышление, урок - путешествие, урок - творчество, урок - открытие,
урок- турнир (викторина, конкурс), интегрированный урок и т.д.
В уроки - сказки включаю материал известный детям, иногда сказочные герои
сопровождают учащихся в течение всего занятия, выполняя с ними самые
разнообразные задания.
(показать фрагмент урока) Стремясь сделать урок интереснее, трудную тему доступнее вношу в урок элементы игры в средних классах.
Слайд 11 Для развития креативного мышления использует на уроках разнообразные методические приемы: Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Верные и неверные утверждения Корзина идей Кластер Ключевые термины
Слайд 12 Фрагмент урока «Технология приготовления блюд из птицы» в 6 классе.
На этапе закрепления полученных знаний можно предложить учащимся такое задание, которое позволяет отработать понятие системного эффекта.
Учитель. Девочки, данную работу выполняем в парах. Вам необходимо выписать из каждой колонки таблицы по одному слову так, чтобы эти слова связывало что-то общее. Каждое слова можно использовать только один раз. Составьте из этих слов по одному предложению.
Фарш |
Противень |
Яйцо |
Рагу |
Мясорубка |
Птица |
Тушка |
Потроха |
Спинка |
Например: 1. Рагу – потроха – птица. Рагу можно приготовить из потрохов птицы. Если возникнут затруднения, можно попросить подсказку. Учащиеся дают свои ответы: Фарш – мясорубка – яйцо. (Чтобы приготовить котлеты, с помощью мясорубки приготовим фарш, добавим яйцо и специи); Тушка – противень – спинка. (Тушку птицы уложим спинкой на противень и отправим в духовку)
Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием развития креативного мышления школьников.
Слайд 13 Одна из инновационных технологий, способная повысить уровень развития креативного мышления – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которую я использую на своих уроках.
ТРИЗ – это определённая последовательность действий и различные методы образовательного процесса, такие как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов. Применяются с учётом активного мышления и воспитания творческой личности, для решения сложных задач в различных сферах деятельности.
На уроках мною используются разные виды творческих задач, наиболее интересными являются изобретательские и исследовательские задачи. Изобретательская задача – содержит проблему, которую надо решить. Например, моделирование юбки. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях мы просматриваем журналы, рисуем модели юбок, затем перед девочками ставлю задачу: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры ткани, экономной раскладки. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет учащимся самостоятельно найти ответ на вопрос: «Как быть?», т. е. решать проблему.
Исследовательская задача – включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Учитель, имея «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Так в разделе «Материаловедение» (5 класс), в качестве примера можно использовать следующую задачу: Используя дополнительную литературу и знания об окружающем мире, учащимся предлагается дать сравнительную характеристику ткани и, анализируя свойства объяснить области её применения. Другой пример: При изучении темы «Графическое изображение деталей и изделий» предметом исследования может быть масштаб какого-либо изделия. На уроках используется различный уровень обучения, применяются дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели:
- низкий уровень обучения – фартук с простейшими элементами отделки;
- средний уровень – фартук с накладными карманами и отделкой;
высокий уровень – фартук с изменением деталей (моделируют сами), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т. д.
Слайд 14 На уроках и во внеурочной деятельности по технологии активно использую проектную технологию обучения, которая позволяет повысить познавательную активность учащихся, и интегрировать знания и умения, полученные на различных этапах обучения. На каждом уроке через проектную деятельность идёт развитие творческих способностей учащихся, его личностных качеств, необходимых для формирования личности конкурентоспособной, способной в дальнейшем правильно выбрать свой жизненный путь.
Слайд 15 Использование информационно-коммуникационных технологий обучения включает в себя инновационный аспект моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы предъявления учебного материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики./показать элементы помоги золушке, слайды скатерть самобранка/
Слайд 16 Внеурочная деятельность кружка «Декоративно-прикладного искусства» помогает учащимся реализовать свои творческие способности, заполнить свое свободное время полезной деятельностью, именно здесь повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов изготовления изделий, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
Слайд 17 Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении креативно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения.
Уровень развития креативного мышления учащихся
(на примере одного класса)
По методике Э.П. Торренса было проведено изучение развития креативного мышления
учащихся.
Учебный год |
Класс |
Уровень развития креативного мышления |
||
высокий |
средний |
низкий |
||
2015-2016 |
7 |
19,5% |
37,5% |
56,25% |
2016-2017 |
8 |
37,5% |
31,25% |
25% |
2017-2018 |
9 |
43% |
31,25% |
18,75% |
Вывод: результаты показывают стабильное повышение уровня развития
креативного мышления учащихся.
Уровень развития творческой активности учащихся
(на примере одного класса)
Уровень развития творческой активности учащихся был исследован с помощью
методов диагностирования, бесед, анкетирования. Изменения в сформированности у
учащихся творческой активности отслеживались по методике М. И. Рожкова, Ю. С.
Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича.
Год |
20015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
Класс |
7 |
8 |
9 |
Низкий |
45% |
37% |
22% |
Средний |
32% |
31% |
30% |
Высокий |
23% |
32% |
48 % |
Вывод: результаты
исследований показывают, что уровень развития творческой активности имеет
тенденцию к повышению.
В анализе развития творческой активности учитывались текущие творческие работы
учащихся, контрольные творческие работы, итоговые тестовые задания.
Слайд 18 Мне есть чем гордиться. Мои ученики - победители муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов декоративного мастерства. Ежегодно мы принимаем участие в конференции «Шаг в будущее», «»Мост» и победы говорят о высоких результатах. Подводя итог своего выступления я хотела бы отметить , что всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения, обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.
Слайд 19 В заключении хочу сказать: Все мои воспитанницы - это дети творческие, активные с широким кругозором, имеющие базовые навыки и знания в области технологии , обладающие широким диапазоном когнитивных характеристик, умеющие планировать, ставить задачу, исследовать, обрабатывать полученные данные, экспериментировать, оценивать. А значит, я «горю» сама и «загораются» мои дети… Выпускница нашей школы Камкина Альбина выпускница СНИГУ имени Чернышевского по направлению «Технология»
Слайд 20 Сегодня все земные звуки
У нас в единый хор слились,
И места нет хандре и скуке,
Ведь –школа это наша жизнь.
Быть педагогом это сложно!
Хорошим педагогом- быть еще сложней.
И лишь трудом преодолеть ту сложность можно.
И воспитать достойных, творческих детей.
И в этом творчестве, смыл, жизни я нашла-
Не променяю этот путь не за какую цену.
И если детям хочется творить
Идут ко мне за помощью, советом,
То в этот миг я понимаю ясно,
Что выбрала свой путь я не напрасно…
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.