Педагогический дебют.
Оценка 4.7

Педагогический дебют.

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
преподавание
Взрослым
29.01.2020
Педагогический дебют.
Методический семинар ««Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления». Подготовила: Белан С.А. учитель технологии 1 категории Методический семинар ««Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления». Подготовила: Белан С.А. учитель технологии 1 категории
1 мое выступление.docx

Методический семинар ««Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления».

Подготовила: Белан  С.А. учитель технологии 1 категории

Слайд 1

День прошел...
И классы опустели...
Размышлениям предаюсь опять:
Почему с детьми судьбу связала
И учителем зачем решила стать?
Почему?.. Ответа нет, но знаю,
Что профессию не выбирала я.
Быть учителем!" - душа мне подсказала.
Видно, быть с детьми - судьба моя!
Чем могу я отплатить за этот
Драгоценный дар моей судьбы?
Только тем, что я навеки подарила
Детям капельку моей души.

Слайд 2   Разрешите представиться, я учитель технологии на протяжении своей педагогической работы я следую своему педагогическому кредо: «Воспитывать   надо личным примером, а  хочешь, чтобы дети горели интересом- гори сама».

Слайд 3   Педагогика - сложное, многогранное явление. Она - и наука, и искусство, и философия. В педагогике доля точных суждений и действий крайне ограничена. В  ней нет готовых рецептов

Сегодня современное образование перестроилось на ФГОС ООО,  в основу  которого положена новая идеология. Перед образовательными организациями (ОО) поставлена новая задача, которая опирается на воспитание гражданина развитого информационного общества, человека, который будет развиваться и учится не только в ОО, но и за ее пределами, человека который будет мыслить не стандартно.

И я как и все педагоги осознаю, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, начиная с начальной, нужно учить творчеству.

Слайд 4 Эту идею  развивали такие педагоги и философы как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо. В нашей стране над ней  впервые начал свою работу  Л. С. Выготский, который  считал, что творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребёнку. Он определяет творчество, как ту деятельность, «которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке». Поэтому  я стараюсь вести своих воспитанников дорогой истины, добра и красоты в мир удивительных открытий,  полагаясь на творческий опыт, интуитивные решения и вековую мудрость.

Слайд 5    Бесталантных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя..  В получении новых знаний, умений и навыков  и их обособленном восприятии важное значение принимает развитие креативного мышления обучающихся.

 Учитывая  свои многолетние наблюдения, я  определила для себя тему, над которой работает на протяжении многих  лет: «Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления».

Креативное  мышление является необходимостью, чтобы стать уникальным в повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере, ведь это позволит открывать различные возможности. Человек с необычным мышлением избавлен от стереотипов, активно реагирует на любую сложившуюся ситуацию, тут же находя правильный и в большей степени нестандартный выход, поражая окружающих находчивостью. Преимущества такого типа мировосприятия очевидны.

 Слайд 6   Но как же развить креативное мышление  у школьников и возможно ли это в принципе?

Обучающихся достаточно легко научить чему-либо, нужно только их заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог реализует одновременно сразу несколько задач.

Во-первых, он развивает у ребенка нетривиальное мышление, без стереотипов, что очень помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, учитель делает ум обучаемого подвижным и гибким.

В-третьих, в совокупности с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость. Каждый  знает, что, если дети заинтересованы  какой-то задачей, то они могут заниматься ее в течение долгого времени, если эта задача им интересна.

Поэтому креативное мышление у обучающихся — полезно, хорошо, нужно.
Слайд 7    Следовательно, цель моего педагогического опыта- создание необходимых условий для развития креативного мышления учащихся через творческую деятельность.

Достижение планируемой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации творческой мыслительной деятельности на уроках и внеклассных занятиях;
  • введение в педагогическую практику такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяла бы ученику активизировать свою творческую деятельность;
  • использование наряду с традиционными формами активных форм учебных занятий;
  • создание условий для реализации учащимися своего творческого потенциала;
  • использование разнообразных способов и приёмов, направленных на развитие креативного мышления учащихся.

    В нашей школе обучаются дети с разным уровнем  развития.  У многих из них способности спрятаны глубоко внутри. Основная работа по выявлению  этих способностей ложиться и на меня как учителя технологии. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета является актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные креативно решать стоящие перед ними задачи

Слайд 8  А чтобы креативное мышление было залогом успешного развития я создаю определенные условия,   благоприятствующие их формированию.

  • Первое условие развития креативных способностей – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
  • Второе условие развития креативных способностей – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог постоянно должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми креативными способностями.
  • Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.
  • Четвертое условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.
  • Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству.

Слайд 9    Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Работа по развитию креативного мышления учащихся охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность. Для этого я использую нестандартные формы уроков, разнообразные методы и приемы работы, Которыми сейчас хотела бы поделиться.

Слайд 10     Использование нестандартных  форм уроков: урок - сказка, урок - семинар, урок - исследование, урок - размышление, урок - путешествие, урок - творчество, урок - открытие, урок- турнир (викторина, конкурс), интегрированный урок и т.д.
В уроки - сказки  включаю материал известный детям, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего занятия, выполняя с ними самые разнообразные задания.

(показать фрагмент урока)     Стремясь сделать урок интереснее, трудную тему доступнее  вношу в урок элементы игры в средних классах.

     Слайд 11 Для развития креативного мышления использует на уроках разнообразные методические приемы: Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Верные и неверные утверждения Корзина идей  Кластер Ключевые термины

Слайд 12    Фрагмент урока «Технология приготовления блюд из птицы» в 6 классе.

На этапе закрепления полученных знаний можно предложить учащимся такое задание, которое позволяет отработать понятие системного эффекта.

Учитель. Девочки, данную работу выполняем в парах. Вам необходимо выписать из каждой колонки таблицы по одному слову так, чтобы эти слова связывало что-то общее. Каждое слова можно использовать только один раз. Составьте из этих слов по одному предложению.

Фарш

Противень

Яйцо

Рагу

Мясорубка

Птица

Тушка

Потроха

Спинка

 

Например: 1. Рагу – потроха – птица. Рагу можно приготовить из потрохов птицы. Если возникнут затруднения, можно попросить подсказку. Учащиеся дают свои ответы: Фарш – мясорубка – яйцо. (Чтобы приготовить котлеты, с помощью мясорубки приготовим фарш, добавим яйцо и специи); Тушка – противень – спинка. (Тушку птицы уложим спинкой на противень и отправим в духовку)

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием развития креативного мышления школьников. 

Слайд 13 Одна из инновационных технологий, способная повысить уровень развития креативного мышления  – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которую я использую  на своих уроках.

ТРИЗ – это определённая последовательность действий и различные методы образовательного процесса, такие как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов. Применяются с учётом активного мышления и воспитания творческой личности, для решения сложных задач в различных сферах деятельности.

На уроках мною используются разные виды творческих задач, наиболее интересными являются изобретательские и исследовательские задачи. Изобретательская задача – содержит проблему, которую надо решить. Например, моделирование юбки. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях мы просматриваем журналы, рисуем модели юбок, затем перед девочками ставлю задачу: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры ткани, экономной раскладки. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет учащимся самостоятельно найти ответ на вопрос: «Как быть?», т. е. решать проблему.

Исследовательская задача – включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Учитель, имея «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Так в разделе «Материаловедение» (5 класс), в качестве примера можно использовать следующую задачу: Используя дополнительную литературу и знания об окружающем мире, учащимся предлагается дать сравнительную характеристику ткани и, анализируя свойства объяснить области её применения. Другой пример: При изучении темы «Графическое изображение деталей и изделий» предметом исследования может быть масштаб какого-либо изделия. На уроках используется различный уровень обучения, применяются дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели:

-    низкий уровень обучения – фартук с простейшими элементами отделки;

-    средний уровень – фартук с накладными карманами и отделкой;

высокий уровень – фартук с изменением деталей (моделируют сами), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т. д.

Слайд 14   На уроках и во внеурочной деятельности по  технологии активно использую проектную технологию обучения, которая  позволяет повысить познавательную активность учащихся, и интегрировать знания и умения, полученные на различных этапах обучения. На каждом уроке через проектную деятельность идёт развитие творческих способностей учащихся, его личностных качеств, необходимых для формирования личности конкурентоспособной, способной в дальнейшем правильно выбрать свой жизненный путь.

 Слайд 15 Использование информационно-коммуникационных  технологий обучения включает в себя инновационный аспект  моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы предъявления учебного материала с помощью моделирующих возможностей,  цвета, графики./показать элементы помоги золушке, слайды скатерть самобранка/

 Слайд 16  Внеурочная деятельность кружка «Декоративно-прикладного искусства» помогает учащимся реализовать свои творческие способности, заполнить свое свободное время полезной деятельностью, именно здесь  повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов изготовления изделий, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

 Слайд 17 Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении креативно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. 

Уровень развития креативного мышления учащихся
(на примере одного класса)
По методике Э.П. Торренса было проведено изучение развития креативного мышления учащихся. 

Учебный год

Класс

Уровень развития креативного мышления

высокий

средний

низкий

2015-2016

7

19,5%

37,5%

56,25%

2016-2017

8

37,5%

31,25%

25%

2017-2018

9

43%

31,25%

18,75%


Вывод: результаты показывают стабильное повышение уровня развития креативного мышления учащихся.

http://netnado.ru/tvorcheskaya-deyatelenoste-uchashihsya-kak-sredstvo-razvitiya/29910_html_m29cbb2e8.gif
Уровень развития творческой активности учащихся
(на примере одного класса)
Уровень развития творческой активности учащихся был исследован с помощью методов диагностирования, бесед, анкетирования. Изменения в сформированности у учащихся творческой активности отслеживались по методике М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича.

Год

20015-2016

2016-2017

2017-2018

Класс

7

8

9

Низкий

45%

37%

22%

Средний

32%

31%

30%

Высокий

23%

32%

48 %


http://netnado.ru/tvorcheskaya-deyatelenoste-uchashihsya-kak-sredstvo-razvitiya/29910_html_51fb6afd.gifВывод: результаты исследований показывают, что уровень развития творческой активности имеет тенденцию к повышению.

В анализе развития творческой активности учитывались текущие творческие работы учащихся, контрольные творческие работы, итоговые тестовые задания.

Слайд  18 Мне есть чем гордиться. Мои ученики - победители  муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов декоративного  мастерства. Ежегодно мы принимаем участие в конференции «Шаг в будущее», «»Мост» и победы говорят о высоких результатах. Подводя итог своего выступления я хотела бы отметить , что  всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения, обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

 Слайд 19 В заключении хочу сказать: Все мои воспитанницы - это дети творческие, активные с широким кругозором, имеющие базовые навыки и знания в области технологии , обладающие широким диапазоном когнитивных характеристик, умеющие планировать, ставить задачу, исследовать, обрабатывать полученные данные, экспериментировать, оценивать.  А значит,  я «горю» сама и «загораются» мои дети… Выпускница нашей школы Камкина Альбина выпускница СНИГУ имени Чернышевского по направлению «Технология»

 Слайд 20 Сегодня все земные звуки

У нас в единый хор слились,

И места нет хандре и скуке,

Ведь –школа это наша жизнь.

Быть педагогом это сложно!

Хорошим педагогом- быть еще сложней.

И лишь трудом преодолеть ту сложность можно.

И воспитать достойных, творческих детей.

И в этом творчестве, смыл, жизни я нашла-

Не променяю этот путь не за какую цену.

И если детям хочется творить

Идут ко мне за помощью, советом,

То в этот миг я понимаю ясно,

Что выбрала свой путь я не напрасно…

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методический семинар « «Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления»

Методический семинар « «Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления»

Он определяет творчество, как ту деятельность, «которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или неизвестным построением…

Он определяет творчество, как ту деятельность, «которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или неизвестным построением…

Достижение планируемой цели предполагает решение следующих задач: формирование устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации творческой мыслительной деятельности на уроках и внеклассных занятиях; введение…

Достижение планируемой цели предполагает решение следующих задач: формирование устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации творческой мыслительной деятельности на уроках и внеклассных занятиях; введение…

Третье условие – упорный труд.

Третье условие – упорный труд.

Слайд 12 Фрагмент урока «Технология приготовления блюд из птицы» в 6 классе

Слайд 12 Фрагмент урока «Технология приготовления блюд из птицы» в 6 классе

Как быть?», т. е. решать проблему

Как быть?», т. е. решать проблему

Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других

Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других

Высокий 23% 32% 48 %

Высокий 23% 32% 48 %

И в этом творчестве, смыл, жизни я нашла-

И в этом творчестве, смыл, жизни я нашла-

Педагогический дебют.

Педагогический дебют.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020