Громак Н. И. зав. отделом оценки качества образования РЦОИ, ст. преподаватель кафедры менеджмента, педагогики, психологии и дополнительного профессионального образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САЛАМАНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ПРИНЯТАЯ «ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ДОСТУП И КАЧЕСТВО»
Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.
В САЛАМАНКСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ЕСТЬ ТАКИЕ СЛОВА:«каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей»
…многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе…
неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется по дополнительным образовательным стандартам, по средством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования, так и общеобразовательных учреждениях
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ -
ОДАРЕННОСТЬ — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Д. Б. Богоявленская
ОДАРЕННОСТЬ
Интеллектуальная
Академическая
Исследовательская
Творческая
Художественная
Социальная
Лидерская
Спортивная
Психомоторная
ЦЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ –
ЭТО СОДЕЙСТВИЕ ИХ ПОЛНОЦЕННОМУ РАЗВИТИЮ И УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК - тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
(Рабочая концепция одаренности)
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ
Система дополнительного образования
Творческое взаимодействие взрослых и детей
Реализация индивидуальной образовательной траектории
Полномерное развитие задатков, способностей, возможностей и интересов
Раскрытие и развитие одаренности детей
Кластер профессиональной компетентности педагогов ДО в работе с одаренными детьми
Общекультурные компетенции
Когнитивные компетенции
Педагогические компетенции
мировоззренческая ценностно-смысловая компетенция;
гражданская компетентность;
правовая культура;
умение демонстрировать современный общекультурный уровень;
национальная и религиозная толерантность:
социокультурные компетенции;
выявление сущностных признаков явлений.
готовность к познанию;
постановка и решение познавательных задач;
умение развивать и использовать интеллектуальный потенциал;
умение организовать взаимосвязь имеющихся и новых знаний;
системное мышление;
способность определения проблем;
владение умственными операциями;
способность выбора индивидуальной образовательной траектории.
ценностно-смысловая компетенция;
предметные компетенции в образовательных областях;
методологическая компетенция;
методическая компетенция;
компетенция планирования образовательной деятельности;
технологическая компетенция - способность применять современные образовательные технологии;
способность педагогического проектирования;
компетенция оказания педагогического сопровождения.
КЛЮЧЕВОЙ ТРЕНД МИРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ – РЕГУЛЯРНЫЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле, так как в его рамках выявляются и оцениваются осуществляемые управленческие и педагогические действия.
При этом:
во-первых, обеспечивается обратная связь, которая свидетельствует о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;
во-вторых, мониторинг выступает средством управления деятельностью, так как отслеживание результатов осуществляется с целью их анализа для дальнейшей корректировки и совершенствования образовательной деятельности.
КАЧЕСТВО – ЭТО ЦЕЛОСТНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВЫХ СВОЙСТВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СПЕЦИФИКУ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПРЕДМЕТА
КАЧЕСТВО – нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это не только результат, но и условия и процесс.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это мера соответствия образования заранее установленным требованиям.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Качество
целей
Качество
условий
Качество
образовательного
процесса
Качество
Конечных
результатов
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИФИКА МОНИТОРИНГА
МОНИТОРИНГ И ИССЛЕДОВАНИЕ
МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА
МОНИТОРИНГ И ЭКСПЕРТИЗА
МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЕ
СПОСОБ ПОРОЖДЕНИЯ, ПОЛУЧЕНИЯ,
ПРОИЗВОДСТВА НОВОГО ЗНАНИЯ
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ОТСЛЕЖИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЦЕДУРА КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ОПРЕДЕЛЕННОГО СВОЙСТВА, ПО ОСОБЫМ ПРАВИЛАМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В КОТОРОЙ ПРОЦЕДУРА ИЗМЕРЕНИЯ ПОДЧИНЕНА ОБЩЕЙ ЗАДАЧЕ
ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТЕ
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕГО-ЛИБО,
НЕ ОРИЕНТИРОВАНО НА ПРОГНОЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА
ФИКСИРУЕТ АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ С ЦЕЛЬЮ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГНОЗА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНИТОРИНГА
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ — соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.
НАУЧНОСТЬ — мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления.
НОРМАТИВНОСТЬ — опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.
ЦЕЛОСТНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ — рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов.
ОПТИМАЛЬНОСТЬ — объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ — система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ — эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.
ДУАЛЬНОСТЬ — исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразия) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения.
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА
МОНИТОРИНГ (английское Monitoring - осуществление контроля, слежения) - комплекс диагностических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния какой-то целостной системы, процесса, явления.
В специальной литературе мониторинг рассматривается, как комплекс исследовательских процедур, который позволяет выявить характер изменений в конкретном объекте за определенный промежуток времени.
Важнейшей задачей педагогов дополнительного образования является умение наладить эффективную систему мониторинга, которая позволила бы быстро вносить необходимые коррективы в работу творческого объединения при возникновении неожиданных проблем или непредвиденных новых возможностей.
Мониторинг решает следующие основные задачи по управлению планированием:
правильное формирование целей;
мотивирование обучающихся на достижение целей;
формирование типовых процедур;
формирование информационной среды.
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов, перспектив, развития
Белкин А.С. перечисляет следующие виды педагогического мониторинга:
Мониторинг дидактический.
Мониторинг воспитательный.
Мониторинг социально-психологический.
Мониторинг управленческий.
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
МОНИТОРИНГ ДИДАКТИЧЕСКИЙ – слежение за различными сторонами учебного процесса
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп
МОНИТОРИНГ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель – коллектив творческого объединения; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда УДОД; педагог - педагог; педагог - обучающийся; педагог – семья.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Мониторинг является одним из наиболее продуктивных, информативных и мотивирующих методов контроля.
Мониторинг позволяет выявить, на каком уровне идет работа, что следует изменить в ней, чтобы к концу года подойти к успешным результатам.
Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дополнительного образования не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и вскрыть внутренние резервы и полнее раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -
вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в физическом, интеллектуальном, личностном, и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования
Закон Донецкой Народной Республики
«Об образовании»
Статья 2.
СПЕЦИФИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ:
свобода выбора
вариативность
личностно-ориентированный подход к ребенку
реализация коммуникативных потребностей на основе сотрудничества, сотворчества и общности интересов
возможность творческой самореализации и развития творческого потенциала учащихся
комфортная эмоционально-психологическая атмосфера
самостоятельная выработка стандартов результативности (самостандартизация)
При составлении программ необходимо учитывать то, что ребенок стоит в центре образовательного процесса.
Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации.
Каждому возрасту будет соответствовать определенная программа обучения, к каждому ребенку постараются найти индивидуальный подход.
Попытка ориентации на ребенка и есть ключ всего, что мы делаем.
При этом личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:
в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;
в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
в плоскости коммуникативных действий.
Каждый педагог, работающий в системе дополнительного образования, понимает, что нестандартному ребёнку на занятиях нужно «все и сразу», чтобы было интересно, комфортно, а самое главное, шло развитие его личности.
Это залог того, что он будет заниматься избранным видом деятельности.
Педагог должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Новые, современные педагогические технологии и программы, в которые включена проектная и исследовательская деятельность обучающегося и педагога, программы, которые учитывают индивидуальные особенности нестандартного ребенка.
обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения, творческого начала, интеллектуальных и сенсомоторных способностей
ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ПРОФЕССИОНАЛ, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности.
ПЕДАГОГ, который способен помочь учащемуся стать самостоятельным и творческим человеком.
ВОСПИТАТЕЛЬ, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника.
ЛИДЕР ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА
КРИТЕРИЙ – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на основе которого можно судить о достоверности или ценности чего-либо. ПОКАЗАТЕЛЬ – данные, по которым можно судить о состоянии или развитии чего-либо.
Для упрощения работы с разными критериями и показателями, их можно объединить в две группы:
продуктивность, которая чаще выражается в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;
удовлетворенность, которая понимается как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний человека и возможностью его осуществления.
Удовлетворенность будет выражаться в том, насколько субъекты дополнительного образования разделяют его цели,
участвуют в реализации, довольны результатами
ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА
1 группа – количественные показатели, которые дают частичное представление о результатах деятельности УДО. К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.
2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам. К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели.
3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, творческий потенциал педагогических кадров, ценности детей и педагогов, морально-психологический климат в коллективе, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и другие показатели.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ за изменениями личностного развития под влиянием социально-педагогического процесса и определение смысла в происходящих явлениях.
МЕТОД ТЕСТОВЫХ СИТУАЦИЙ – педагог создает специфические условия, в которых проявляется наиболее отчетливо каждый из компонентов учебно-воспитательного процесса.
ЭКСПЛИКАЦИЯ как развертывание содержания воспитательного процесса, позволяющее вносить коррективы в личностное развитие.
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ воспитательного процесса по разработанным критериями показателями качества воспитания и социализации, соотнесение реальных результатов с прежними и составление прогноза развития.
ТЕСТИРОВАНИЕ И САМОТЕСТИРОВАНИЕ как объективные методы сбора информации об уровне развития личности, степени выраженности социально значимых качеств и т.д.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОБЛАДАЕТ ОСОБОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ В НЕСКОЛЬКИХ
ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АСПЕКТАХ
Мониторинг является необходимой составляющей «живого педагогического процесса», в котором он обеспечивает обратную связь через систематическое отслеживание состояний объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных в соответствии с диагностическими значимыми критериями и показателями
Мониторинговая информация может использоваться в управленческой деятельности, выступать основанием для принятия решений, поскольку мониторинг является информационной, диагностической, научной, прогностической системой
Подводя итог, можно констатировать, что педагогический мониторинг обеспечивает педагогу дополнительного образования качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия конструктивного решения в области организации образовательного процесса.
Педагогический мониторинг проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень обученности и развития воспитанников.
Его главное предназначение – анализ и устранение причин, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
ПРИГЛАШАЕМ ПЕДАГОГОВ ВАШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В
ВЕБ-КВЕСТЕ «ПУТЬ К УСПЕХУ:
САМООЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА»
https://sites.google.com/view/kakdostichuspeha/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.