Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды
Формирование познавательной мотивации является ключевой проблемой в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат. Цель разработки и применения предлагаемой технологии – обеспечить поиск и активизацию тех ресурсов образовательной среды, которые способствуют формированию позитивной внутренней мотивации субъектов образовательного процесса в СПО.
Теоретические основания технологии. В современном менеджменте довольно популярна модель трудовой мотивации Р. Хекмана и Г. Олдхэма, которая направлена на развитие внутренней мотивации работников и создание такой среды, которая имеет высокий мотивационный потенциал.
Согласно этой теории, существуют три психологических состояния, определяющие высокий уровень внутренней мотивации человека, его удовлетворенность проделанной работой, а также высокие результаты самой деятельности:
– воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, в которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее;
– ощущаемая ответственность, т.е. та степень, в которой человек чувствует ответственность за результаты своего труда;
– знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда.
По мнению создателей этой модели, в случае если предлагаемая человеку работа организована так, что вызывает все три психологических состояния, то результаты работы, удовлетворенность и мотивация будут максимально высоки, даже если эта работа не подкрепляется внешними стимулами, например не оплачивается. То есть речь идет о внутренней мотивации, мотивации, которая не контролируется извне, а проистекает из самого процесса. Человек в данном случае совершает какую-то деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самом процессе деятельности.
Подобные психологические состояния возникнут в том случае, если предлагаемая человеку работа и ее задачи имеют следующие пять характеристик:
1) эта работа предполагает привлечение различных способностей и умений человека (набор знаний, умений, навыков если человек видит целесообразность этой работы и знает, как его работа (если она представляет лишь один этап из большого процесса) связана с другими этапами и как качество ее исполнения поил и мет на весь процесс (определенность заданий);
2) если эта работа представляет значимость для него, других, а может быть, для всего общества в целом (значимость заданий);
3) если эта работа предоставляет определенную свободу, независимость, возможность действовать по своему усмотрению, планируя работу, определяя способы ее выполнения (самостоятельность);
4) если выполнение этой работы сопровождается получением прямой и ясной информации относительно эффективности работы (обратная связь).
Первые три из перечисленных характеристик работы вызывают у человека ощущение значимости выполняемой работы; самостоятельность приводит к переживанию человеком ответственности за результаты своей деятельности; наличие конструктивной обратной связи дает человеку знание результатов своей работы.
Исходя из этой модели, которая получила эмпирическое подтверждение в самых разных сферах деятельности, задача руководителя, в нашем случае педагогического работника системы СПО, состоит в том, чтобы предлагаемая учебная работа содержала перечисленные пять характеристик. Тогда образовательное пространство будет обладать высоким мотивирующим потенциалом, в котором и будут успешно раскрываться познавательные потребности учащегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.