Педагогический проект " Этот удивительный космос"

  • docx
  • 22.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект космос.docx

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 22 «РАДУГА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

на тему:

«Этот удивительный космос»

 

 

 

 

                                                         

                                                           Составила:

                                                             воспитатель

                                                                                        МДОУ Детский сад №22

                                                                        Гологрудина Н.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Октябрьский РБ

2021 г.

Актуальность проекта:

 

“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и

пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем

завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

 

Что такое космос? Наверно не все взрослые знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте  им интересны загадки Вселенной. Дошкольников всегда привлекает тема космоса.

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел

стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей.

Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные

существа - герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи

дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и

зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию

страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у

детей представлений о космосе. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей дошкольного возраста, которые даются в играх, образовательной  деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментах помогут в этом. Это подтолкнуло нас к созданию проекта о космосе.

 

Проблема:

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.  

 

 

 

Цель проекта:

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Создание условий для развития познавательно-исследовательской активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать расширять представление детей о многообразии космоса

- рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса

- продолжать знакомить детей с историей освоения космоса и первыми летчиками-космонавтами

- обогащать словарный запас детей по данной теме

- привлечь родителей к совместной деятельности

 

Развивающие:

- развивать творческое воображение, познавательно-исследовательские способности детей

 

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу

- воспитывать чувство гордости за наших соотечественников, внесших неоспоримый вклад в историю покорения  космоса.

 

Взаимодействие с родителями:

- вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком

- участие в выставке рисунков

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

 

Срок: краткосрочный, апрель 2021г. 

 

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

 

Основные формы работы с воспитанниками:

- ООД

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций

- Беседы

- Сюжетно – ролевые, дидактические игры

- Продуктивная деятельность детей

- Просмотр мультфильмов, видеороликов, презентаций

- Проведение опытов

 

Предполагаемый результат:

По итогам работы ожидаем получить:

- появление у детей интереса к истории освоения космоса

- формирование у детей знаний о космосе

- расширение общего кругозора и знаний об истории жизни космонавтов  

- формирование умения экспериментировать

- развитие творческих способностей                                                                                   - сплочение коллектива детей, педагогов, родителей в воспитании          патриотических чувств у будущих граждан страны.

 

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

·        Выбор темы. Обозначение проблемы

·        Подбор и изучение соответствующей литературы

·        Разработка перспективного плана

·        Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.

·        Подбор иллюстраций и дидактических игр

 

2этап – основной

·        Проведение организованной образовательной деятельности познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития;

·        Организация выставок детского творчества.

·        Чтение художественной и познавательной литературы, поиск новых знаний.

·        Организация выставки работ о космосе

3 этап – итоговый

·        Подведение результатов

·        Выставка продуктов детской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план

1-я неделя

- Выбор темы. Обозначение проблемы

Цель: Разработка проекта

- Изучение методической литературы

- Организация предметно-пространственной среды:

подбор иллюстраций по теме

 

Беседа «Что такое космос?»

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

 

ООД по познавательному развитию

Тема: «Путешествие в космос»

Цель: Обобщить знания детей о Солнечной системе: названиях планет, их расположениях и движении относительно Солнца. Расширить представление детей о звёздном небе: сформулировать понятие «созвездие».

 

ООД по изобразительной деятельности .

Тема: Конструирование (оригами) «Космические ракеты»

Цель: изучить название составных частей ракеты; конструировать ракету из бумаги.

 

Чтение художественной литературы

- В. Бороздин «Первый в космосе»

- Л. Талимонова "Сказки о созвездиях" 

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

 

Дидактическая игра:

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: закрепить знания о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминания названия планет.

 

Сюжетно-ролевая игра:

" Космонавты "

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».


Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты».

Работа с родителями:

- консультация «Как познакомить дошкольников с космосом».

2-я неделя

Беседа «Первый в космосе»

Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным

 

Беседа «Голубая планета - Земля»

Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

 

ООД по изобразительной деятельности.

Аппликация «Голубая планета - Земля»

Цель: Совершенствовать умение вырезать детали из бумаги, наклеивать их, использовать различные материалы для дополнения и украшения поделки.

 

 ООД по изобразительной деятельности

 «Открытый космос»

Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовое восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

 

Чтение художественной литературы

Н.Носов « Незнайка на луне»

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

 

Дидактические игры:

«Куда летят ракеты»

Цель: сосчитать, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз; закрепить счет, способствовать развитию сообразительности, внимания.

«Выложи по образцу из счетных палочек»

Цель: закреплять счет, развивать умение выкладывать из счетных палочек силуэты по образцу.

 

Сюжетно-ролевая игра:

«Больница для космонавтов»

Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины в жизни людей и космонавтов;  воспитывать уважение к труду медицинских работников и космонавтов, закреплять правила поведения в общественных местах.

 

Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка».

 

Работа с родителями:

- стендовая информация «12 апреля - День космонавтики»

- фотоколлаж «12 апреля - День космонавтики»

 

3-я неделя

Беседа «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

Беседа «Семья планет»

Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы.

 

Чтение художественной литературы

- стихотворения о космосе

- загадки о космосе

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

 

Дидактические игры:

«Пазлы», «Найди отличия»

Цель: развивать мелкую моторику, умение соединять части предметов в одно целое, внимание, логику.

 

Работа с родителями:

- оформления информационного стенда для родителей. Стенгазета «Мы в космосе».

4-я неделя

Беседа «Солнце-источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

 

ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительный мир космоса»

Цель: развивать познавательную инициативу дошкольников в процессе обобщения знаний по теме «Космос».

 

Конкурс чтецов стихов о космосе.

 

Сюжетно-ролевая игра:

«Космическое путешествие».

Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

 

Дидактические игры:

«Игры и головоломки в космосе»

Работа с родителями:

- участие в выставке рисунков.

Работа с родителями:

- консультация «Как познакомить дошкольников с космосом»

- стендовая информация «12 апреля - День космонавтики»

- фотоколлаж «12 апреля - День космонавтики»

- оформления информационного стенда для родителей. Стенгазета «Мы в космосе»

- участие в выставке рисунков

 

Заключение:

В итоге нашей работы мы получили:

- у детей появился интерес к истории освоения космоса

- у детей сформированы знания о космосе

- расширен общий кругозор и знания об истории жизни космонавтов 

- сформированы умения экспериментировать

- развиты творческие способности                                                                                   - сплочен коллектив детей, педагогов, родителей в воспитании          патриотических чувств у будущих граждан страны.

 

Используемая литература:

1.Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, 2015г.

2.Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы, 2011г.

3.Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы, 2018г.

4.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос, 2015г

5.Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых, 2018г

6.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. 7.Занимательные опыты и эксперименты,  2019г.

8.Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника, 2018г.

9.Носов Н. Незнайка на луне, 1996г.

10.Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы», 2015г.

11.Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля»,2020 г.

12.Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект ООД

по познавательному развитию на тему:

 « Путешествие в космос»

Цель: Обобщить знания детей о Солнечной системе: названиях планет, их расположениях и движении относительно Солнца. Расширить представление детей о звёздном небе: сформулировать понятие «созвездие».

Задачи:

- Создать условия для развития логического мышления и воображения детей.

- Вызвать интерес к научному познанию космического пространства.

- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

- Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине

- Активизировать словарь детей: астроном, скафандр, орбита, созвездие, спутник, планета

Предварительная работа: чтение энциклопедии о космосе. Беседы о первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной. Разучивание стихов, песен на космическую тематику. Родители вместе с детьми готовят поделки на тему «Космос».

Ход

Воспитатель:

Ребята, вспомните, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

А почему его отмечают 12 апреля?

Как зовут первого космонавта?

Как называется наука о космосе?

Тайны космоса, звёзд, планет притягивают человека с давних времён.

А кто из вас мечтает побывать в космосе?

А на чём мы полетим? (На ракете)

Надо построить нашу ракету. Справитесь? А строить мы будем по этому образцу.

(Дети начинают строить и из счетных палочек по образцу ракету, педагог контролирует их действия, при затруднении оказывает помощь)

Воспитатель:

А сейчас самое время спеть песню юных космонавтов.

«Песня юных космонавтов»

Молодцы! Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Наденем воображаемые космические костюмы. Представим себе, что мы в ракете. Пристегнём ремни и взлетаем.

(Звучит аудиозапись шума взлетающей ракеты)

Воспитатель:

Итак, мы в космическом пространстве. Начнём мы наше путешествие со звезды, но не простой звезды, а самой близкой к 'Земле.

Кто догадался, про какую звезду я говорю? (Солнце)

Что такое солнце?

Из чего оно состоит? (Это шар из раскалённых газов, который излучает много тепла)

Как называются эти белые дорожки? (Орбиты. По ним передвигаются планеты вокруг солнца)

А где же планеты?

Как вы думаете, что могло случиться? (Ответы детей)

Мы должны помочь. Давайте разместим планеты на свои орбиты. Но разместить планеты мы сможем только выполнив задания.

Задания

Воспитатель:

О какой планете идёт речь?

Он первый от Солнца,

С него и начнём.

Нет атмосферы и жизни на нём.

Громадное солнце палит без помех.

Явились бы люди.

Сожгло бы их всех.(Меркурий)

Воспитатель:

Как вы думаете, на Меркурии жарко или холодно? (Очень жарко, так как Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу)

Воспитатель:

Поместим изображение Меркурия. (В последующем выставляем изображение планет на их орбиты.)

Воспитатель:

Назовите вторую планету Солнечной системы. (Венера).

Почему ее так назвали?(В честь богини красоты Венеры.)

Венера самая яркая планета Солнечной системы. Она похожа на горный хрусталик).

Воспитатель:

О третьей планете расскажем стихотворение

«Земля - планета жизни»

Oт Солнца третья по счету планета.

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света.

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле - это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду –

В самом далеком, глухом уголке!

Воспитатель:

Почему Земля планета жизни?

У Земли есть спутник? (Луна)

Воспитатель:

Угадайте, какая планета?

Ого - таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны. (Марс).

Воспитатель:

Почему Марс называют «Красной планетой»? (Поверхность Марса покрыта оранжево- красным грунтом).

А что еще знаете о Марсе?

Воспитатель:

Какая планета Солнечной системы самая большая?(Юпитер)

Как вы думаете, почему на Юпитере холодно? (Юпитеру достается очень мало тепла oт Солнца, и поэтому там царит вечная зима).

Воспитатель:

Очень красива эта планета.

Желто-оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда. (Сатурн).

Воспитатель:

Из чего состоит Сатурн? (Из газов).

Из чего состоят кольца, окружающие Сатурн? (Из ледяных глыб и камней).

Воспитатель:

Какую планету называют «лежебока»? (Уран).

Почему ее гак называют? (Она вращается лежа на боку).

Воспитатель:

А что еще интересного вы знаете об этой планете? (Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет: 40 лет день. 40 лет - ночь.)

Воспитатель:

Восьмая планета Солнечной системы? (Нептун)

Почему она кажется темно-голубой? (Потому что ее окружает газ - метан)

Воспитатель:

Молодцы! Вы справились. Теперь в Солнечной системе порядок.

А что такое Солнечная система? (Солнечная система - это Солнце, кометы, планеты и их спутники)

Воспитатель:

Ребята, вы наблюдали за небом ночью?

Что вы видели?

Ещё с древних времен люди наблюдали за звездами и разделяли их на группы. Как называются группы звезд? (Созвездия.)

Воспитатель:

Самые яркие звезды в группе они соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя на небе, а потом смотрели на что похож рисунок. Рисунки получались разные (открыть созвездия): один напоминал зверя, другой птиц, третий человека. Люди придумали названия этим созвездиям.

А вы знаете, что каждый из вас рожден под своим созвездием?

Воспитатель:

Посмотрите сюда. Это кусочек звёздного неба. А это созвездия. (Называю созвездия)

Мы ещё будем говорить о созвездиях. А сейчас, на память о нашем путешествии, вы получите медали с вашими зодиакальными созвездиями.

(Раздаю медальки)

Воспитатель:

Ребята, вы не забыли, что мы путешествуем в космическом пространстве? Пора возвращаться домой. Пристегните ремни. Закрываем глаза. Взлетаем.

Вот мы и дома.

Вам понравилось путешествие?

Что нового вы узнали?

Всем спасибо!

 

 

 

 

 

Конспект ООД

по познавательному развитию

на тему: «Удивительный мир космоса»

 

Цель: формирование элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос, создание условий для развития познавательно-исследовательской активности дошкольников.

Задачи:

- Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским.

- Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.

- Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

- Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.

- Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Прививать желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов (заниматься спортом, в дальнейшем хорошо учиться в школе).

Оборудование: глобус, фонарь,иллюстрации космоса, планет, обручи.

Ход:

1. Организационный момент.

- Ребята, я люблю путешествовать и сегодня я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие. Но, скажите, как вы думаете, что нужно для начала нашего путешествия?

- Для начала - это хорошее настроение. У меня настроение замечательное и я хочу с вами им поделиться (делаю жест руками).

- Куда же мы сегодня отправимся, узнаем, когда отгадаем загадки:

1) По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (звёзды)

2) В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

3) Высоко - превысоко,

Где-то, очень далеко

Солнца звёздами мерцают,

Метеоров рой летает.

Вечный мрак там, вечный холод,

Притяженья нет Земного,

И много разных там планет,

Только воздуха там нет. (Космос)

- Ребята, догадались, о чём мы сегодня будем вести разговор, и куда полетим? (о космосе, космонавтах…)

– На каком транспорте туда можно полететь? Отгадайте загадку:

Крыльев нет у этой птицы;

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд. (Ракета)

2. Беседа о космосе

- Если в космос вы хотите,

Значит, скоро полетите.

Самым смелым будет наш,

Веселый дружный экипаж.

– Итак, мы космонавты. Садимся в ракету (стульчики расставлены в виде ракеты), надеваем шлемы, занимаем кресла, пристёгиваем ремни. (Воображаем.)

– А почему пристёгиваемся? (Находимся в невесомости.)

– Как вести себя должен космонавт? (Тихо, спокойно и т.д.)

– Мы в ракете.

– Пять, четыре, три, два, один – летим!

– С какой планеты отправились в полёт? (С планеты Земля.)

– Что вы о ней знаете? (Единственная планета, на которой есть жизнь. Огромный твёрдый шар. Назвали планету Земля, потому что считали, что она находится “не на небе”. Верхняя половина Земли называется Северным полушарием, нижняя – Южным.)

– Назовите спутник Земли? (Луна.)

– Что можете о нём рассказать? (Каменный шар. Самое близкое небесное тело к Земле. Нет воздуха, воды. Днём жарко, ночью мороз.)

– Что ещё вы видите в космосе? (Планеты, звёзды, метеориты, астероиды и т.д.)

- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики)

- Почему этот праздник так называется? (это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники).

- Кто такие космонавты?

- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?

- Человек смотрел на звёздное небо - показ, и ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы – телескопы - показ, и наблюдая за звёздным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни –меньше, другие – больше. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И тогда учёные придумали ракеты.

- Дети, вы любите смотреть на небо ночью? (ответы детей).

- А что можно увидеть ночью на небе?

 Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно - знать, есть ли жизнь где-нибудь еще? Есть ли воздух на других планетах?

- Много лет назад 12 апреля, космонавт Юрий Гагарин полетел в космос (показ портрета Юрия Гагарина). Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК! ». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо.

- С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем День космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос. Гагарин прошел очень хорошую подготовку. Как вы думаете, для чего это было необходимо? (ответы детей). Правильно, ведь для того, чтобы быть космонавтом необходимо иметь крепкое здоровье, не бояться трудностей. - Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

- Космонавт был одет в специальную одежду, которая называется скафандр (показываем иллюстрацию), на голове шлем, куда подается кислород, ведь мы с вами знаем, что в космическом пространстве нет воздуха, на ногах тяжелые ботинки (ведь в космосе нет земного притяжения).

- Как называется такое состояние в космосе? (состояние невесомости).

- Знаете ли вы, в чём находится еда у космонавтов? (в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком). Вот видите, как трудно было первому космонавту.

3. Физминутка

- Вот мы с вами и прилетели, давайте немного отдохнем.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. (Шагать на месте)

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться. («Показать» бицепсы)

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень! (Наклоны вперед.)

Вправо-влево повернуться и опять назад вернуться, (Наклоны вправо-влево)

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать…(Приседание, бег на месте.)

- Молодцы, я вижу вы уже готовы для покорения межпланетного путешествия.

4. Станция «Космос»

А здесь ребята нас ждут интересные опыты, которые мы с вами вместе проведем.

Опыт №1 «Солнечная система»

Цель: объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование: желтая  палочка, нитки, 9 шариков.

Содержание: представьте, что желтая палочка – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу. Если ее остановить, то и планеты остановятся.

        Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?

- Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся ситема развалится и не будет действовать это вечное движение.  

Опыт №2 «Солнце и Земля»

Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.

Оборудование: большой мяч и бусина.

Содержание: Размеры нашего светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Даже нам, взрослым, трудно представить и осмыслить такие размеры.

- Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину.

Опыт №3 «День и ночь»

Цель: оюъяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: Включить в затемненной комнате фонарик и направить его на глобус, примерно на наш город. Объяснить детям: «Смотрите, фонарик – это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, сейчас ночь.»

Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)

Опыт №4«Делаем облако».

Цель:

- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облаков.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

5. Подвижная игра

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству детей на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

— Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.)

— Все ребята — молодцы, постарались от души!

- Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9. .. Земля!!!

6. Итог:

- Что нового и интересного вы сегодня узнали?

- О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?

- Может быть, кто – то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.

- У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди.

 

Картотека опытов на тему «Космос»

Опыт №1«День и ночь 2»

Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как люди живут за полярным кругом.

Опыт№2 «Понятие об электрических зарядах».

Цель: познакомить детей с тем, что все предметы имеют электрический заряд.

Оборудование: воздушный шар, кусочек шерстяной ткани.

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.    

Опыт №3 «Кто придумал лето?»

Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдет с освещением.

 Из-за того, что Солнце по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда бумажного человечка или фотографию ребенка. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание ребят на то, что каждые пол-оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.  

Опыт №4: «Затмение Солнца»

Цель: объяснить детям, почему бывает затмение Солнца.

Оборудование: Фонарик, глобус.

Содержание: Очень многие явления, происходящие вокруг нас, можно объяснить даже совсем маленькому ребенку. Солнечные затмения в наших широтах – большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти их стороной.

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как многие думают. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца.

Даа… Звучит непонятно… Нас выручат простые подручные средства. Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света – вот вам и черное Солнце… Все очень просто, оказывается.  Опыт №5  «Голубое небо»

Цель: установить, почему Землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Содержание: наполните стакан водой. Добавьте в воду каплю молока и размешайте. Затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение.

Итоги: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы так же выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суще воздух, тем голубее небо, т.к. голубые волны рассеиваются больше всего.

Опыт №6 «Далеко-близко»

Цель: установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.

Оборудование: 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр)

Содержание: возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй – на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 минут запишите показания обоих термометров.

Итоги: ближний термометр показывает более высокую температуру.

ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Опыт № 7 «Дневные звезды»

Цель: показать, что звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Содержание: пробейте дыроколом в картоне несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарики с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

Итоги: дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другом стороны конверта, прямо на вас.

ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Опыт №8 «За горизонтом»

Цель: установить, почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом.

Оборудование: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Содержание: наполняйте банку водой, пока она не станет литься через край. Плотно закройте банку крышкой.

Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол, в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку с водой, глядя поверх книг. Если пластилинового шарика не видно, подвиньте его.

Оставшись в таком положении,  уберите банку из поля своего зрения.

Итоги: вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

ПОЧЕМУ? Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этим предметом свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю) прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимается над горизонтом, а так же некоторое время после заката.

Опыт№9 «Космос в стакане».

Метод выполнения работ:

1) берем подготовленную тару

2) разводим краску, несколько цветов

3) выливаем каждый цвет поочередно в стакан, после каждого цвета укладываем внутрь вату.

Опыт№10 «Космос в молоке».

Цель: создать космос на молоке, путем смешивания красок с молоком.

Оборудование: емкость для молока, краски, ватные палочки, жидкое моющее средство, молоко.

 В емкость налить молоко, добавить с помощью пипетки несколько капель разного цвета краску, окунуть ватную палочку в моющее средство, коснуться в течении 10 секунд ватной палочкой молока и начнется «танец» красок, получится космос в молоке.

Опыт№11 «Космический дождь».

Цель: показать как образуется дождь в облаке.

Оборудование: стеклянный банка, вода, пена для бритья, пипетка, краска синего цвета.

Для этого очень красивого эксперимента налейте в банку воду, а сверху нанесите небольшой слой пены для бритья. Набирайте в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капайте сверху на пену. Наблюдайте: из белых «тучек» скоро пойдет дождь!

Опыт№12 «Лава в стакане»

Оборудование: сода, вода, стакан растительного масла, банка, большой прозрачный стакан, стаканчик, краски.

1 стаканчик: смешиваем воду и краску. Стакан наполовину наполним водой. Добавим немного разведенной краски, затем добавим в воду растительное масло. Посмотрите, масло плавает на поверхности, и не смешивается с водой.  Потом добавим немного соды. Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются вверх. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой. Получилась «Лава в стакане».