Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.Чернолесского
Новоселицкого района Ставропольского края
Проект
«Я - Гражданин России»
Автор:
Донцова Валентина Алексеевна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 2».
Пояснительная записка
Село Чернолесское основано в 1789 году. В акте обследования инженера-межевщика Кондратия Критницкого, записано: « вновь основанная слобода Чёрный Лес», в графе «проживает» значится 25 мужчин и 18 женщин. Этот документ составлен в 1789году. В начале XIX века с.Чернолесское представляло из себя поселок с 76 дворами, в которых проживало350 человек. В селе были размещены выходцы из Тамбовской, Орловской, Рязанской, Московской, Петербургской, Полтавской, Черниговской, Киевской и других губерний. В конце XIX начале XXвв. проживало в селе более 11000 человек. Село состояло из 1515 дворов.[1] С середины XX века начинается переселение в наше село и кавказских народов. Особенно массовое переселение наблюдалось в конце XX века. Таким образом, на территории нашего села проживают около 5500 человек, из них преобладающим в составе населения - русские, даргинцы, армяне. Каждый народ принёс с собой свою культуру, традиции, обряды. Все они по-своему интересны и уникальны, и где-то имеют похожее сходство. Но самое главное, что в селе нет конфликтов, все дружат друг с другом, живут мирно. В настоящее время очень много смешанных браков и поэтому происходит смешивание традиций.
Итак, в школе обучается 563 человека. По национальному составу школа является многонациональной, в ней обучаются дети 18 национальностей ( русские - 271 чел, народности Дагестана -253 чел, другие национальности -39 человек)
Актуальность проекта заключается в том, что в селе проживает много различных национальностей, поэтому необходимо привлечь внимание общественности к необходимости воспитания у подрастающего поколения толерантного отношения к культуре и традициям народов.
Проблема. В современном мире и обществе проблема толерантности и межнациональных отношений стоит очень остро. Ставим перед собой вопросы: Как связаны между собой эти понятия и почему?
Обоснование проблемы проекта:
В наше время у молодого поколения наблюдается низкая социальная активность. Их интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, интернету. У них нет социально-значимого дела, полезного обществу, они не участвуют в решении общественных проблем.
Ключевая идея проекта - научить подростков проявлять более серьёзный интерес к делам общества.
Цель проекта: формировать у учащихся способность признавать равноправными и равноценными точки зрения на одно явление, гуманные отношения между людьми независимо от их национальности.
Задачи проекта:
- формирование моральных ориентиров, почерпнутых из народной мудрости и опыта;
- укрепление преемственности, взаимопонимания и взаимосвязи между народами;
- повышение гражданской активности подростков;
- усвоить понятие «толерантность».
- развитие способности к творчеству;
- приобщение к истории и культуре своего народа;
- исследовательская историко-краеведческая работа.
Гипотеза проекта: если мы будем знать и уважать культуру и традиции людей разных национальностей, проживающих в селе, то будем уважительно относиться друг к другу.
Объект исследования: культура разных народов, проживающих на территории села Чернолесского.
Предмет исследования: традиции, обычаи, праздники, игры народов села Чернолесского.
Методы: анкетирование, наблюдение, интервью, беседа, анализ собранного материала.
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы.
а) организационные:
- создание волонтёрской группы для решения всех вопросов, связанных с подготовкой, организацией и проведением мероприятий;
- сбор аудио и видео - информации и документов;
- подготовка слайдовых презентаций;
- размещение информации на сайте школы и на сайте администрации о ходе подготовки и проведении мероприятий;
- вовлечение в реализацию проекта представителя сельского поселения, администрации школы, классных руководителей и представителя Совета родителей для координации действий, а также выполнения работы в пределах своей компетенции.
б) Финансовые ресурсы – это спонсорские средства и пожертвования, привлеченные самостоятельно для реализации данного проекта.
Участники проекта: волонтёрская группа и обучающиеся школы, классные руководители, администрация села Чернолесского, родители.
Материально-техническое обеспечение: средства ИКТ.
Сроки реализации проекта: сентябрь, 2018г.- сентябрь,2019г.
Место реализации - МОУ СОШ №2 с.Чернолесского
Основные формы деятельности: коллективные творческие дела, беседы, экскурсии, методы групповой и индивидуальной работы, классные часы, встречи, интервью с людьми различных национальностей.
Предполагаемый результат:
- приобретение обучающимися навыков социального общения;
- проявление внимания и уважения к людям разных национальностей;
- приобщение жителей поселения к активной гражданской позиции через совместные встречи, организацию и проведение мероприятий.
|
Реализация проекта пройдет в три этапа.
Первый этап – подготовительный. Изучение национального состава школы, села. В ходе данного этапа волонтёрская группа решает организационные вопросы по оказанию помощи и распределение функций между учащимися.
Второй этап – реализация проекта, который включает полномасштабные мероприятия: праздники, встречи с людьми разных национальностей,сбор информационного материала.
Третий этап реализации - подведение итогов. Необходимо будет проанализировать, принять во внимание, выпадающие звенья работы и запланировать новые шаги реализации.
Этапы реализации проекта.
Этапы |
Сроки |
Содержание деятельности |
Организационно-диагностический |
сентябрь |
1. Документально-организационная работа - выбор темы и
разработка социально-нравственного проекта; 2. Организационно-техническая работа -создание волонтёрской группы учащихся; - обращение в администрацию села Чернолесского для создания базы данных о национальном составе села; - поисковая
деятельность; 3. Диагностическая
работа |
Практический |
Октябрь- июнь |
- подготовка
теоретического материала и разработка сценариев праздников, концертов,
спортивно-познавательных мероприятий; |
Обобщающий |
июль |
- обобщение итогов
работы |
План работы по реализации проекта на 2018-2019 учебный год.
Дата |
Тема |
Основная работа |
Исполнители |
Реализация проекта |
сентябрь |
- Классные часы «Моя Малая родина». -Линейка памяти жертвам терроризма «Нет террору! » (посвящается годовщине событий в Беслане) - акция «Нет реррору! |
-информация об истории образования села Чернолесского и его развития; - экскурсии по окрестностям села, района; - минута Молчания; -создание видеоклипа; - распространение листовок. |
Волонтёрская группа, актив класса, педагог организатор. |
Экскурсия
|
сентябрь |
«Ярмарка национальной кухни». |
Ярмарка-продажа хлебобулочных изделий кухни народов села Чернолесского |
Волонтёрская группа, родители, актив класса |
|
октябрь |
Анкетирование «Что ты знаешь о традициях соседа?»
|
-проведение анкетирования среди обучающихся 6-11 классов; -посадка деревьев «Аллея Дружбы» |
Волонтёрская группа |
«Аллея Дружбы» |
ноябрь |
«День народного единства». |
-Праздник: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». - Конкурсы рисунков и плакатов «За мир на Кавказе». - Встреча «Кавказ-символ многонационального единства». |
Волонтёрская группа, актив класса
|
Встречи |
декабрь |
Изучаем Конституцию России. |
Информационные минутки об основных законах государства. |
Волонтёрская группа, |
|
январь |
Традиции народов села Чернолесского. |
-Изучаем религиозные праздники народов. - Проект «Свадебные обряды в многоцветии национальных культур». - Игры народов Кавказа. |
Волонтёрская группа, актив класса
|
Крещение |
февраль |
Цикл мероприятий «Мы разные, но все мы вместе!» |
Проведение классных часов, встреч: - «Мы - дети разных национальностей».1-4кл. - В дружбе сила».5-8кл «Межнациональные отношения».9-11кл. |
Волонтёрская группа, актив класса
|
«Мы разные, но все мы вместе!» |
март |
Родительское собрание «Формирование нравственных основ личности и духовной культуры». |
Родительское собрание с приглашением представителей различных конфессий. |
Классные руководители, педагог организатор |
Родительское собрание |
апрель |
Акция «Пусть не будет войны никогда». |
- тематические занятия совместно с библиотекой; - создание детского альбома на тему: «Детям нужен мир» (детские рисунки, рассказы, высказывания детей о войне и мире; - конкурс чтецов «О тех, кто мир нам подарил»; шефская работа за могилой еврейского народа, расстрелянного в селе Чернолесском осенью 1942 года; |
Библиотекарь, педагог организатор, волонтёрская группа |
Волонтёры на могиле еврейского народа, расстрелянного в 1942 году. |
май |
Акция «У каждого народа есть Герои». |
- Просмотр видеофильма «Знамя Победы» (Егоров и Кантария водрузили знамя Победы – герои разных национальностей, их роль в дело Победы) -«Нам не дано забыть» Минута памяти; - научная конференция, представление работ «Спасибо деду за Победу!» (о героях войны разных национальностей) |
Волонтёрская группа |
|
июнь |
1 июня - День защиты детей! |
-Создание буклета «Мы разные, и мы одна семья – Россия!» -Конкурс рисунков «Мы рисуем мир!» - создание видеофильма-обращения к народам мира «Берегите этот мир!» |
Волонтёрская группа |
|
Июль |
Презентация мероприятий по теме «Россия многонациональная». |
-Представление результатов проекта; - информация о проделанной работе в местной газете «Авангард» и на сайте школы; - планирование дальнейшей работы. |
Актив школы |
|
ВЫВОДЫ.
В результате работы над проектом был разработан план реализации проекта на текущий год: каждый месяц имеет свой план и задачи выполнения. Из таблицы видно, что реализовано.
Осуществление проекта в целом проходит успешно, в нем принимают участие все обучающиеся школы. Проектная деятельность обогащает личностный опыт учащихся, позволяет им осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по данной теме и применять их в своей учебной деятельности.
В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.
Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей.
Список источников и использованной литературы.
1.Архивные материалы музея «Боевой и Трудовой Славы» МОУ СОШ №2 с.Чернолесского.
2.Статистические материалы Администрации села Чернолесского, 2016г.
3.Мамонтов М.С. История Новоселицкого района, Ставрополь, 2000.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Мамонтов М.С.История Новоселицкого района, Ставрополь, 2000,с.28.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.